Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Главными целями исследования работы является: раскрыть сущность понятия и содержания международной экономической интеграции, а также определить её объективные основы, цели и эффекты. Задачи данной курсовой работы - показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям, определить место и роль России в международной экономической интеграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 4
1.1 Содержание, формы, факторы и цели международной экономической интеграции 4
1.2 Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике 7
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА 12
2.1Европейский союз как наиболее зрелая интеграционная группировка 12
2.2 Особенности интеграции в североамериканском регионе 15
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 17
2.4 Интеграция в Латинской Америке 19
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ГРУППИРОВКАМИ 22
3.1 Россия и ЕС 22
3.2 Россия и АТЭС 24
3.3 БРИК 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

Шанхайская Организация  Сотрудничества также имеет ряд  проблем. Прежде всего, это дублирование большинства её функций другими  международными организациями, членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать расширению роли данной организации.

В последние годы все больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее перспективные  рынки сбыта продукции российского  ВПК. В настоящее время уже  существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой  направлена на сближение России с  организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

В целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Глобальные интеграционные группировки мира

Как следует из анализа  теорий интеграции, ее объективный  характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в  Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском  регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.

Исторически наиболее четко  интеграционные процессы проявились в  Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное  пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

2.1 Европейский союз как наиболее зрелая интеграционная группировка

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка  западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как  она появилась после слияния  в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных  региональных организаций:

• Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС); Парижский договор  о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.;

• Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор  о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;

• Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г.

Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами  Сообщества. Этим актом внесены и  юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики, и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа.

Во-вторых, в Едином европейском  акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами - членами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены.

В 1991 и 1992 гг. были подписаны  договоры о формировании экономического и валютного союза (Маастрихтские соглашения). С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз.

Развитие интеграции в  рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

С 1 января 1995 г. в ЕС, как  полноправные члены, входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.

В настоящее время в  ЕС завершилось создание единого  рынка, системы межгосударственного  управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз.

Существование экономического союза предусматривает, что Совет  министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.

Политический союз направлен  на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.

Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты-евро:

• 1997 г. Страны - члены ЕС стараются соблюсти нормы, необходимые  для введения на их территории евро: дефицит бюджета - менее 3% ВВП, инфляция - не более чем на 1,5 процентного пункта превышает показатели трех стран с наименьшей инфляцией из числа кандидатов на введение евро;

• начало 1998 г. Определяются страны, которые выполнили требования и могут войти в валютный союз;

• 1 января 1999 г. Страны окончательно привязывают курсы своих валют  к евро. Начинает работать Центральный банк ЕС;

• 1999-2002 гг. Банки и другие финансовые институты переходят  на пользование безналичным евро;

• 1 января 2002 г. Появляются банкноты евро, национальные валюты продолжают хождение;

• 1 июля 2002 г. Старые валюты прекращают свое существование.

С 1 января 1999 г. евро функционирует  как расчетная единица. Однако в  валютный союз с 1 января 1999 г. вошли  не все члены ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания, Греция, Дания  и Швеция. По итогам 1998 г. Греция не соответствовала "Маастрихтским критериям" по величине государственного долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%). Великобритания отложила свое вступление как минимум до 2002 г., не желая расставаться с собственной валютой до очередных парламентских выборов. Швеция и Дания - против сокращения социальных расходов государства, что предусматривается в рамках ЕС.

2.2 Особенности интеграции в североамериканском регионе

Вся территория Северной Америки  является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и  Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

О масштабах экономической  взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в  иностранных прямых инвестициях  США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

Существующая структура  североамериканского интеграционного  комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается  в том, что ее участники находятся  в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие  удалось приблизиться по главным  экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям.

Ключевыми моментами Североамериканского  соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.

В перспективе предусмотрено  не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран.

2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) является формирование субрегиональных  очагов интеграции, степень интегрированности  внутри которых очень различна и  имеет свою специфику. В регионе  сложился целый ряд локальных  зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии сложилась  довольно развитая структура - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран - членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько самостоятельных экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

Признанным курсом тихоокеанских  экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных экономических связей.

Развитие межгосударственного  экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о  создании Организации экономического сотрудничества и развития центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран, Пакистан и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Центральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ.

Информация о работе Международная экономическая интеграция