Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 23:01, курсовая работа
Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ, ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ……………….6
1.1Сущность и цели международной экономической интеграции…………….6
1.2Причины развития международной экономической интеграции…………..8
1.3Теории международной экономической интеграции………………………11
1.4Этапы развития интеграционных группировок…………………………….14
2. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………………..17
2.1Факторы успеха региональных интеграций………………………………...17
2.2Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран…19
2.3Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран………………………………………………………………………………24
2.4Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………….
2.1Факторы успеха региональных интеграций
Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) – нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.
Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в СЭВ промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС)18.
Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.
В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ)19.
В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров.
В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок.
Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле. Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться (как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна и неустойчива20.
Экономическая
интеграция в начале 21 в. происходит на
трех ярусах: двусторонние торгово-экономические
соглашения отдельных государств – малые
и средние региональные группировки –
три крупных экономико-политических блока,
между которыми есть соглашения о сотрудничестве.
2.2Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран
В реальной действительности экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно-корпорационной (или межфирменной), государственной и государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.
Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)21.
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕЭС. В настоящее время участницами ЕС являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии и 9 особых территории вне Европы22.
Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
- отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
- введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
- свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
- проведение общей аграрной и транспортной политики;
- создание условий конкуренции внутри сообщества;
- координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
- выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.
Этап зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассоциированные отношения с ЕС23.
На этапе таможенного союза (1968-1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. На основе Ломейских конвенций (1975, 1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере.
На этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. IV Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации ЕС до 1969 года.
Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихе договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.
С 1.05.2004 г. ЕС перестал быть интеграционным объединением только развитых стран, так как в его состав вошли 8 стран ЦВЕ и Балтии с переходной экономикой: Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Польша, Чехия, Эстония. Членами ЕС стали также Кипр и Мальта.
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в неё входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из неё и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн24.
Основными целями ЕАСТ являются:
- содействие
устойчивому экономическому
- предоставление
друг другу добросовестных
- содействие
гармоничному развитию и росту
мировой торговли путём
Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ. 21 октября 1991 года между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает:
- свободное
движение товаров, услуг,
- согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;
- создание
правовой системы для
Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано ещё в 1988 году, а в 1992 году к нему присоединилась Мексика. В настоящее время вполне вероятно, что к НАФТА присоединятся Чили и другие латиноамериканские страны.
В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.
В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой уже устранены, поэтому речь идёт лишь о либерализации товарообмена с Мексикой.
В отношении Мексики в Соглашении предусмотрены дополнительные разделы:
- защита
североамериканского рынка от
экспансии азиатских и
- снятие
запрета на капитальные
Тем не менее, Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и переработку мексиканской нефти. Кроме того, за Мексикой сохранено право введения в экспортно-импортных квот.
Отличительной особенностью НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-прежнему сохраняется определённая ассиметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними26.
Кроме
указанных интеграционных группировок
промышленно развитых стран, существует
ещё одна – Австралийско-новозеландское
торговое соглашение об углублении экономических
связей (АНЧЕРТА), созданная в 1983 году.
Согласно имеющимся данным за годы интеграции
объем взаимной торговли между Австралией
и Новой Зеландией возрос в 1,5 раза27.
2.3Особенности МЭИ развивающихся стран
В 60-е годы повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах.
В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.
Информация о работе Международная экономическая интеграция и её особенности