Международная экономическая интеграция и её особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования работы является:

1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.

2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.

3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ, ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ……………….6


1.1Сущность и цели международной экономической интеграции…………….6

1.2Причины развития международной экономической интеграции…………..8

1.3Теории международной экономической интеграции………………………11

1.4Этапы развития интеграционных группировок…………………………….14


2. НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………………..17


2.1Факторы успеха региональных интеграций………………………………...17

2.2Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран…19

2.3Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран………………………………………………………………………………24

2.4Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой…31


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………….40


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая 2 курс. МЭИ.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

2.1Факторы успеха региональных интеграций

          Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) – нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

     Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в СЭВ промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС)18.

     Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами.

     В-третьих, в развитии регионального интеграционного  союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический  союз – политический союз. Возможно, конечно, забегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ)19.

     В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между  ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров.

     В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок.

     Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей  внешней торговле. Если члены блока  торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться (как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна и неустойчива20.

     Экономическая интеграция в начале 21 в. происходит на трех ярусах: двусторонние торгово-экономические соглашения отдельных государств – малые и средние региональные группировки – три крупных экономико-политических блока, между которыми есть соглашения о сотрудничестве.  

2.2Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран

          В реальной действительности экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно-корпорационной (или межфирменной), государственной и государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.

     Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС). Он образовался  на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в 1967 году после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ, 1957 г.)21.

     С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕЭС. В настоящее время участницами ЕС являются 27 государств Западной, Центральной и Восточной Европы, а также Балтии и 9 особых территории вне Европы22.

     Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка  и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:

- отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

- введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

- свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

- проведение общей аграрной и транспортной политики;

- создание условий конкуренции внутри сообщества;

- координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

- выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

     Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

     Этап  зоны свободной торговли (1958-1966 г.) в  развитии ЕС характеризуется тем, что  были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных  целей. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступил в ассоциированные отношения с ЕС23.

     На  этапе таможенного союза (1968-1986 г.) происходит дальнейшее расширение сферы  деятельности ЕС. На основе Ломейских  конвенций (1975, 1979 и 1984 г.) количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере.

     На  этапе общего рынка (1987-1992 г.) на основе Единого Европейского акта, а также  подписанного в 1985 году документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» - свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. IV Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации ЕС до 1969 года.

     Этап  экономического союза (с 1993 г. и по настоящее  время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихе договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 году в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.

     С 1.05.2004 г. ЕС перестал быть интеграционным объединением только развитых стран, так как в его состав вошли 8 стран ЦВЕ и Балтии с переходной экономикой: Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Польша, Чехия, Эстония. Членами ЕС стали также Кипр и Мальта.

     Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), на момент возникновения которой в неё входили 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из неё и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн24.

     Основными целями ЕАСТ являются:

- содействие  устойчивому экономическому росту  и финансовой стабильности стран-участниц;

- предоставление  друг другу добросовестных условий  в конкуренции и равноправия в торговле;

- содействие  гармоничному развитию и росту  мировой торговли путём постепенной  ликвидации торговых барьеров.

Действие  ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует  режим свободного беспошлинного  оборота между странами-членами ЕАСТ. 21 октября 1991 года между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает:

- свободное  движение товаров, услуг, капитала  и людей;

- согласование  политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования;

- создание  правовой системы для реализации  общих норм и правил.

     Успешное  развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось  привлекательным для многих регионов мира. С 1 января 1994 года вступило в силу Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано ещё в 1988 году, а в 1992 году к нему присоединилась Мексика. В настоящее время вполне вероятно, что к НАФТА присоединятся Чили и другие латиноамериканские страны.

     В соответствии с подписанным Соглашением  о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти  все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины – отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.

     В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой  уже устранены, поэтому речь идёт лишь о либерализации товарообмена с Мексикой.

     В отношении Мексики в Соглашении предусмотрены дополнительные разделы:

- защита  североамериканского рынка от  экспансии азиатских и европейских  компаний, пытающихся избежать американских пошлин путём реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

- снятие  запрета на капитальные вложения  и конкуренцию американских и  канадских компаний в банковском  и страховом отделе в Мексике25.

     Тем не менее, Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и переработку мексиканской нефти. Кроме того, за Мексикой сохранено право введения в экспортно-импортных квот.

     Отличительной особенностью НАФТА является то, что  оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА по-прежнему сохраняется определённая ассиметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними26.

     Кроме указанных интеграционных группировок  промышленно развитых стран, существует ещё одна – Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических  связей (АНЧЕРТА), созданная в 1983 году. Согласно имеющимся данным за годы интеграции объем взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией возрос в 1,5 раза27. 

2.3Особенности МЭИ развивающихся стран

     В 60-е годы повышенный интерес к  региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Однако 40-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни одной из них пока не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобный созданным в индустриальных странах.

     В странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.

Информация о работе Международная экономическая интеграция и её особенности