Международная экономическая интеграция и ее современные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели ,задачи, формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ 5
1.1 Причины, формы и факторы развития международной экономической интеграции -
1.2 Сущность и предпосылки международной экономической интеграции 9
1.3 Признаки, преимущества, цели и последствия экономической интеграции 11
2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ 13
2.1 Этапы международной интеграции -
2.2 Преимущества международной торговли, теории сравнительных преимуществ. 18
2.3 Теории международной экономической интеграции 19
3. ГЛАВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 22
3.1 Особенности интеграции в Североамериканском регионе -
3.2 Интеграция в Латинской Америке 24
3.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВВИИККК.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

        

          Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику [13, с.145]. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутри регионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

     К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (Меркосур), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих; стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.

     Меркосур имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка — исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность Меркосур способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства. Стремление стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.

     С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно  ослабла, создается с помощью  Мексики зона свободной торговли. В результате внутри региональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока Меркосур.

     Достаточно  развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является Кариком, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.

     В рамках всех интеграционных группировок  Латинской Америки приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система зашиты интересов наименее развитых стран. 

     3.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 

     Особенностью  интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

     В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос [2, с.559]. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой зада- чу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

     Помимо  АСЕАН в Азиатско-Тихоокеанском  регионе действует еще несколько  самостоятельных экономических  объединений, среди которых созданное  в 1989 г. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем (через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

     Деятельность  АТЭС направлена на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса.

     Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет  образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть решена к 2010 г. Признанным курсом тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма в отношении других стран, стимулированием развития в не региональных экономических связей.

     Развитие  межгосударственного экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других регионах Азии. Так, в 1981г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

     В основе формирования торгово-экономических группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных корней. В июне 1997г. в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
           В ходе курсовой работы я исследовала последствия международной экономической интеграции, а также проанализировала современные направления международной экономической интеграции и уделила внимание проблемам интеграционного развития. Я раскрыла сущность понятия международной экономической интеграции, определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В данной курсовой работе были определены взгляды различных теоретических, экономических школ, расценивающих причины и движущие силы международной экономической интеграции.

     Экономическая интеграция представляет собой объективный  процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро, так и на микроуровне. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.

     В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности

     Наиболее  зрелой формой экономической интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз. 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1) Авдокушин, Е.Ф. : «Международные экономические отношения» // 2001 - 368с.            

     2) Булатова.A.C : «Мировая Особенности экономической интеграции» // 2001 - 734 с. 

     3) Евдокимов А.И. : «Международные отношения» // 2003 - 552с.

     4) Журавлева Г. : «Понятие международной экономической интеграции» // 2004 - 254с.

     5) Кудров В. М. «Мировая экономика» // Учебник. – М.: Изд. «БЕК», 2002.

     6) Под редакцией Ливенцева Н.Н:  «Международная экономическая  интеграция» // 2006 - 430с.

     7) Лотос М. : «Сущность международной интеграции» // 2001 - 128с.

     8) Мантусов В.Б. : «Международная экономическая  интеграция в современных мирохозяйственных  отношений» // 2011 - 64c.

      9) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. : «Международная экономика» // 2002 - 336с.

     10) «Политическая экономия и история экономических учений» : Учебник //  Под общ. ред. Поршнева А. Г., Денисова Б. А. : ГУУ, 2004.

     11) Раджабова З.К. : «Мировая экономика» // 2006.

     12) Семенов К. : «Международная экономическая интеграция»

     13) Суэтин А.А. : «Мировая экономика  международные отношения» // 2008 - 320с.

     14) Стрыгин А.В. : «Мировая экономика» // 2004 - 512с.

     15) Фролова Т.А. : «Микроэкономика» // 2005.

     16) Шкваря Л.В. : «Международная экономическая  интеграция в Мировом хозяйстве» // 2011-315с.

         
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1 

           

  Рис. Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2 

     Таблица 1

     Этапы развития экономической интеграции

Этап Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968ЕАСТ с 1960НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992
4. Экономический и валютный союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

Информация о работе Международная экономическая интеграция и ее современные формы