Международная экономическая интеграция и ее современные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели ,задачи, формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ 5
1.1 Причины, формы и факторы развития международной экономической интеграции -
1.2 Сущность и предпосылки международной экономической интеграции 9
1.3 Признаки, преимущества, цели и последствия экономической интеграции 11
2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ 13
2.1 Этапы международной интеграции -
2.2 Преимущества международной торговли, теории сравнительных преимуществ. 18
2.3 Теории международной экономической интеграции 19
3. ГЛАВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 22
3.1 Особенности интеграции в Североамериканском регионе -
3.2 Интеграция в Латинской Америке 24
3.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВВИИККК.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

          На втором этапе страны создают зоны свободной торговли, предусматривающие полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных тарифов в отношениях с третьими странами. Перечень товаров свободной экономической зоны бывает различным, но, как правило, свободными являются все товары, кроме сельскохозяйственных.

          На третьем этапе возникает таможенный союз, который предусматривает:

     1) согласованную отмену всех таможенных тарифов или введение минимального общего тарифа;

     2) единую систему нетарифного регулирования в отношении третьих стран;

     3) полную свободу перемещения всех товаров внутри союза;

     4) развитую систему постоянных межгосударственных органов, координирующих согласование внешней политики.

         На четвертом этапе интеграция достигает общего рынка. Здесь свободно передвигаются не только товары, но и факторы производства (капитал и рабочая сила). Появляется определенная политика, проводимая постоянно. Это совещание глав государств и правительств, проводимое 1 —2 раза в год.

     На пятом этапе возникает экономический союз, появляются координация внутренней политики, унификация законодательства в ключевых областях (валютной, бюджетной, денежной). Правительство согласованно отказывается от части своих функций и тем самым уступает часть суверенитета в пользу надгосударственных органов. Эти органы получают право принимать решения без согласования с правилами стран-членов [9, с. 212]. Ярким примером интеграции является Европейский союз (ЕС), который в данный момент находится на данном этапе. Здесь ликвидированы все барьеры на пути свободного перемещения товаров и услуг, капиталов и трудовых ресурсов. ЕС — наиболее развитое объединение в мире, в него входят 25 стран. На шестом этапе интеграции возможен политический союз, который привел бы передачу национальными правительствами большей части своих функций надгосударственным органам. Это фактически означало бы появление конфедеративного государства. Пока ни одна из форм интеграции перед собой такой задачи не ставит. 

     2.2 Преимущества международной торговли теории сравнительных      преимуществ.

  

         Международная торговля имеет огромные преимущества: 
1) международная торговля является частью повседневной жизни. Мы все зависим от товаров и услуг, создаваемых в других странах. Так, американцы ездят в японских автомобилях, шведы едят французский сыр, белорусы покупают греческие апельсины;

2) страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают эту выгоду, поскольку торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо; 
3) некоторые страны в силу природно-климатических условий могут производить то, что другим не доступно. Одни имеют огромные запасы полезных ископаемых, другие — имеют возможность выращивать тропические фрукты; третьи — располагают гигантскими техническими ресурсами и квалифицированной рабочей силой. Большинство государств, однако, не имеет абсолютных преимуществ. Но тем не менее, не уступают в международной торговле [11, с.70]. Выдающийся английский экономист Давид Рикардо в XVIII в. показал, что даже в случае, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Он открыл закон относительного преимущества. В соответствии с этим законом каждой стране выгоднее производить и экспортировать те товары, при изготовлении которых производительность труда на ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран. Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие. Рикардо брал условный пример: Англию и Португалию и два товара — вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем. Продукт Португалия Англия 1 единица вина 1 рабочий день 3 рабочих дня 1 единица сукна 2 рабочих дня 4 рабочих дня. В данном примере производство в Португалии абсолютно более эффективно, чем в Англии. Но Рикардо сравнивает не абсолютный эффект, а относительный эффект. В Португалии издержки на производство сукна составляет 2 :1 затрат на производство вина, в Англии — 4 : 3, т.е. относительно меньше. С вином ситуация противоположная. Эффективность производства вина в Португалии, в сравнении с производством сукна, выше, чем в Англии (1/2 < 3/4). Следовательно, Португалии, из соображений эффективности потенциальной экономики, выгоднее сосредоточить труд и капитал в виноделии, заменив производство сукна на его импорт из Англии. А Англии по тем же соображениям выгоднее специализироваться на производстве сукна. Такая специализация выгодна и странам, и населению.
 

2.3 Теории международной экономической интеграции 

     В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного  механизма. Это неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др. Представители раннего неолиберализма (1950—1960гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

     Однако  развитие международной экономической  интеграции формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма –  американский ученый Бела Баласса считал, экономическая интеграция ведет к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.

     В середине 60-х гг. возникло направление  корпорационализма, представители которого — американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.

     В 70-х гг. широкое распространение  получили идеи неокейнсианства, представители которого — американский экономист Ричард Купер и др. — в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы.

     Значительную  роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями современного международного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров, капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития интегрирующихся стран. В настоящее время в связи с расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов», «дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются «круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная» интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается также создание «ядра» с разным составом участников. 
 
 
 
 
 
 

3. ГЛАВНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА

И МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 

3.1 Особенности интеграции в Североамериканском регионе 

          Интеграционные процессы не происходят спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

     Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить:

  • в Западной Европе - ЕС,
  • в Северной Америке - НАФТА,
  • в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,
  • в Евразии — СНГ.

     Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. Модели современных интеграционных процессов. Модели, несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в ее эволюции [8, с.26].

          Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.

     Существующая  структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие — асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям [5, с.14]. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются:

     •  ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;

     •  поэтапное упразднение значительного  числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

     •  смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

     •  либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

     •  создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии [5,          с.100]

     В перспективе предусмотрено не только углубление внутри                регионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение I состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества. 

     3.2 Интеграция в Латинской Америке

Информация о работе Международная экономическая интеграция и ее современные формы