Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:18, курсовая работа
Развитие любого общества всегда связано с определенной территорией. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, а именно география, демография, социология, регионология и др. Как известно, среди многих проблем регионального развития наиболее сложными и важными являются экономические проблемы. Региональная экономика призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем).
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Региональная экономика……………………………………………....5
1.1. Сущность и цели региональной экономики…………………………….....5
1.2. Предмет и задачи региональной экономики……………………………..10
Глава 2. Методы регионального анализа……………………………………...17
2.1. Направления анализа региональной экономики…………………………17
2.2. Характеристика методов регионального анализа………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….32
Поскольку уровень и качество жизни населения региона определяются не только экономической сферой, но и степенью экологической безопасности, возможностями развития национальных структур, свободой выбора между новыми видами деятельности и сохранением традиционного образа жизни и рядом других обстоятельств, меняются условия управления, критерии рационализации и эффективности управленческого труда, а, следовательно, повышается роль новых направлений в исследовании регионального управления.
Таким образом, наиболее важные направления эволюции методологии региональных исследований – расширение изучаемых факторов, более полный учет местных особенностей, интересов и потребностей населения, а также многокритериальный подход к оценке эффективности регионального управления.
Совершенно новым для регионального управления является исследование и прогнозирование процессов формирования региональных рынков труда, жилья, финансов, услуг, образования, здравоохранения и других финансовых проблем территорий, создание в региональной экономике среды, необходимой не только для внутреннего рынка, но и для международной торговли.
В серьезном обогащении нуждается комплекс самих методов региональных исследований, возрастает значение программно-целевого метода. Целевые программы стали уже одним из центральных способов управления региональным развитием.
Существенно расширяется применение балансового метода в связи с необходимостью использования финансовых балансов, развитием балансов занятости населения, повышением требований к территориальным балансам произведенной и потребленной продукции.
При прогнозировании
процессов регионального
В сегодняшних условиях при проведении исследования возникла необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения, межрегиональных связей, а повышающиеся требования к достоверности и объективности информации вызывают особую необходимость в проведении различного рода специальных обследований, опросов населения и проведения экспертиз – маркетинговых исследований.
Предмет маркетинговых исследований – процесс социально-экономического развития региона в различных его аспектах и взаимосвязях. С этой целью в регионе целесообразно разрабатывать схему маркетинговых исследований.
Любая из этих социально-экономических
проблем может изучаться
Список использованной литературы