Методы и формы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Содержание

Введение
1. Место и роль государства в экономике
2. Методы и формы государственного регулирования
2.1. Экономические методы
2.2.Государственное предпринимательство
2.3. Государственное программирование
2.4. Административные методы

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

место и роль гос-ва в рыноч.эконом.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

2.4. Административные  методы

Административные  методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному  воздействию на функционирование и  результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования  можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких  методов является достижение приоритетов  экономического развития, защита общественно  необходимых секторов экономики  и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики  следует отнести прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия  признана естественной, оправданно полномасштабное  администрирование. Здесь имеются  в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное  регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих  населению жизнь в условиях экологической  безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий  по безработице, при выработке нормативных  актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления  развития национального рынка путем  государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический  прогресс, а также подготовку квалифицированных  кадров и проведение научных исследований. В обороной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования  особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности  гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, формы, госучреждений в системе рыночных отношений.

Применение  государством разнообразных методов  воздействия на экономику имеет  свои границы. Так, недопустимы любые  действия государства, которые разрывают  связи внутри рыночного механизма.

Таким образом, говоря о государственном  вмешательстве в экономику, следует  иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно  благими намерениями, переступает  этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования  различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а  другие выступают в качестве амортизаторов  и предназначены для компенсации  негативных сторон рынка.

Так как  рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, внешнеэкономический  рынок) взаимосвязаны, то применять  методы государственного регулирования  необходимо комплексно. Применение односторонних  методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

В мировой  экономической науке понятие  государственного вмешательства в  рыночную экономику связано со всей совокупностью форм участия государства  в производстве, распределении, обмене и потреблении. Например, очень велика доля государственных расходов в  общем объеме валового национального  продукта; растут налоги, поступающие  в государственную казну; имеет  место и система государственного предпринимательства; значительна  роль государства в перераспределении  национального дохода. С помощью  налогов государство не только пополняет  казну, но и регулирует определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы  стимулирует фирмы, удовлетворяет  социальные потребности.

Однако  истинное влияние государства на национальную экономику нельзя оценить  по таким формальным показателям, как  доля валового национального продукта, распределяемого через государственный  бюджет, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности, количество налогов, поступающих в  государственный бюджет. Влияние  государства на рыночные процессы в  первую очередь определяется совершенством  правовой формы - степенью разработки и обеспечения выполнения законов.

Таким образом, в рыночной экономике у  государства есть свои проблемы, а  у рынка - свои. Вопросы о том, что, как и для кого производить, решает не только рынок, но и государство. Однако решает оно эти вопросы на основе рыночного механизма. 

Заключение 

Вопросы, рассмотренные в работе, посвящены  проблемам, роли государства в рыночных отношениях.

Активное  вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства  растет. Период противопоставления рынка  государству, а государства - рынку  закончился. Сегодня очевидно, что рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

И государство, и рынок - две параллельно развивающиеся  и взаимодействующие формы общественного  развития. Поэтому, принимая решение  об осуществлении экономической  деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Курс  общей экономической теории: Учебное  пособие / под ред. Добрынина  А.И., Тарасевича Л.С. СПб.: СПбУЭФ. 1996.

2. Курс  экономической теории / под ред.  Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА. 2001.

3. Носова  С.С. Экономическая теория: Учебное  пособие. М.: Владос. 2001.

Информация о работе Методы и формы государственного регулирования