Методы и формы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 12:11, реферат

Описание работы

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Содержание

Введение
1. Место и роль государства в экономике
2. Методы и формы государственного регулирования
2.1. Экономические методы
2.2.Государственное предпринимательство
2.3. Государственное программирование
2.4. Административные методы

Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

место и роль гос-ва в рыноч.эконом.docx

— 28.87 Кб (Скачать)

Содержание 

  • Введение 
  • 1. Место и роль государства в экономике
  • 2. Методы и формы государственного регулирования
    • 2.1. Экономические методы 
    • 2.2.Государственное предпринимательство
    • 2.3. Государственное программирование
    • 2.4. Административные методы
 
  • Заключение
  • Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В развитии экономики во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.

Общепризнанным  является тот факт, что экономическая  эффективность в наибольшей степени  достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его  свободного функционирования. Конкуренция  должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.

Все экономисты сходятся в понимании того, что "невидимая  рука" рынка должна дополняться  видимой рукой государства.

В работе рассмотрим роль государства в рыночной экономике, методы и формы государственного регулирования. 

1.Место и роль государства в экономике

Рыночная  экономика - сложный и постоянно  развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. Производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Рыночный  механизм выполняет определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Ры-нок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. То, что справедливо с рыночной точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.

Рыночный  механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые  существуют для всех, в том числе  и для неимущих. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляются коллективно.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рыночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей силы.

С помощью  только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения  производства, стратегические прорывы  в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем.

Из вышеизложенного  следует, что рыночной экономике  присущи несовершенства рыночного  механизма, для устранения которых  необходимо активное вмешательство  государства в экономические  процессы.

Государственное вмешательство в экономику может  быть оправдано с экономических  позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. "Провалы" рынка наблюдаются при решении  проблем конкурен-ции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции должны носить регулярный и эффективный характер.

Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому  государство берет на себя ведущую  роль в регулировании рыночного  хозяйства.

Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается в рыночную экономику  с целью поддержания экономической  стабильности, макроэкономического  равновесия, сглаживания циклических  спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный  процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более  ранних этапах оно было минимальным  и сводилось к обеспечению: финансового  контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны.

Однако  по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к  монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к  резкой дифференциации доходов, к росту  безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения  и чреваты серьезными социальными  конфликтами. Постепенно приходит осознание  того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить  под вопрос само существование экономической  системы. Поэтому сегодня государство  является необходимым и весомым  субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно  ориентируются на свободный рынок.

Вместе  с тем нельзя преувеличивать и  возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности.

В современном  мире экономическая роль государства  неуклонно возрастает. Этот процесс  находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого  регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы  составляют сейчас значительную часть  валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов - это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм. 

2. Методы и формы государственного регулирования 

Государственное регулирование экономики - это система  мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера  стабилизации и приспособления экономики  к изменяющимся условиям. Оно выступает  как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  сдвигов в отраслевой структуре  производства и уменьшения неравенства  в распределении доходов.

Свои  регулирующие функции государство  выполняет, применяя разнообразные  методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости  от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования.  

2.1. Экономические методы

Здесь в первую очередь выделяют денежно-кредитную  политику. Основные инструменты денежно-кредитной  политики - норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции ЦБ с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная  роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение  доходов. К налоговому регулированию  присоединяется политика государственных  расходов, помогающая осуществить структурные  преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных  расходов по социальному обеспечению  все большая доля национального  дохода переедается от относительно богатых к относительно бедным слоям  населения.  

2.2.Государственное  предпринимательство

Важное  место в воздействии государства  на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это - энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства. Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Наблюдается рост государственного сектора в  экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение  макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды  и т.п. 

2.3. Государственное  программирование

По мере развития и усложнения рыночной экономики  повышается роль государственного программирования. Правительства свои основные задачи на определенные временные этапы  стали формировать в виде государственных  программ. Для их реализации создаются  экономические центры с привлечением ученых, специалистов, представителей центральных банков, союзов предпринимателей, профсоюзов. Такие программы утверждаются парламентами, где заслушиваются  отчеты о ходе их выполнения.

Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование, - это  процесс ориентации государства  на развитие общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру  в соответствии с предусмотренным  вариантом социально-экономического развития.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной  политике (регулирование государственных  расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных  закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского  процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы  государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества  физических и юридических лиц);

в социальной политике (установление минимальных  ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные  выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).  

Информация о работе Методы и формы государственного регулирования