Методология экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Для того, чтобы понять устройство человеческого общества, из многообразных процессов и явлений следует выделить те, которые образуют основу существования человека, а именно хозяйственную или производственную деятельность, без которой невозможен ни один вид деятельности, так как именно производство создает самое главное условие существования человека - жизненные блага.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

              Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев.

              Переход к социализму М. И. Туган-Барановский считал неизбежным, поскольку при капитализме небольшая группа людей наживается за счет остальной многочисленной части общества. Основой социализма является идея о равноценности человеческой личности (эта идея была заимствована у И. Канта). М. И. Туган-Барановский выделяет три типа социализма:

              - государственный — строй, при котором единицей хозяйствования является государство;

              - синдикальный — строй, при котором значительная роль государства сочетается с автономией производственных единиц;

              - коммунальный — строй, при котором роль государства незначительна. М. И. Туган-Барановский говорил о том, что теория предельной полезности дополняет трудовую теорию стоимости. В доказательство он приводил следующее высказывание: "Полезность последних единиц продуктов... — их предельная полезность — должна быть обратно пропорциональна относительному количеству этих продуктов, производимому в единицу рабочего времени". Относился к числу сторонников закона убывающего плодородия почвы, как части теории предельной полезности. Промышленное производство в своем развитии циклично. В его развитии М. И. Туган-Барановский выделил две фазы:

              - в первой фазе благодаря усиленному созданию основного капитала происходит расширение производства, усиливается спрос на товары;

              - во второй фазе процесс формирования основного капитала закончен; это сопровождается перепроизводством средств из-за падения спроса на них.               Исходя из этого, М. И. Туган-Барановский формулирует закон инвестиционной теории циклов — фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования. Далее автор связывает свою теорию с величиной процента на капитал: высокий процент говорит о нехватке средств на инвестиционную деятельность, а ликвидация промышленного кризиса вызывает падение ставки процента. М. И. Туган-Барановский глубоко изучил проблемы теории и практики кооперации. Он разработал основные принципы кооперации: материальная заинтересованность; добровольность; использование труда только членов кооператива. Специфика учения о заработной плате М. И. Туган-Барановского: рост прибыли и падение заработной платы — явление необязательное; рост производительности труда может сопровождаться одновременным ростом прибыли и заработной платы; рабочая сила не служит товаром, так как работник — личность, наделенная потребностями; размер заработной платы зависит от производительности труда и от социальной организованности рабочего класса. Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса Н.Д. Кондратьев видел в социализации земли. Он приходит к выводу, что в деревне должно быть уравнительное семейно-трудовое пользование землей и каждому трудящемуся земля должна предоставляться безвозмездно.               Ученый выделял три приемлемые формы землепользования — личную, общинную и артельную, но считал, что выбор формы должен осуществляться на местах. Кооперация. Н.Д. Кондратьев верил в возможность широкой кооперации в сельском хозяйстве. Положительные стороны кооперации заключаются в отсутствии акцента на прибыль и в возможности роста производительности труда. К принципам кооперирования ученый относил добровольность и последовательный переход к высшим формам кооперации.               Теория длинных волн. Анализ важнейших экономических показателей в четырех странах за период, примерно равный 140 годам, привел Н.Д. Кондратьева к мысли о существовании больших периодических циклов продолжительностью примерно 50 лет. Каждый цикл состоял из двух фаз — подъема и спада. Период продолжительности и причину возникновения циклов Н.Д. Кондратьев связывал с революционным обновлением производственных средств. Александр Васильевич Чаянов (1888—1939) — крупнейший ученый, экономист-аграрник. Родился в Москве. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. В 1919 году возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. За свои взгляды был репрессирован и в 1939 году расстрелян. Аграрный вопрос. Решение аграрного вопроса А.В. Чаянов видел в социализации земли. Сущность социализации, с его точки зрения, — в уравнительном распределении земли: по трудовой норме, то есть крестьянин должен получать надел земли, который он мог бы обработать трудом своей семьи, или по потребительской норме надела, чтобы доход с земли удовлетворил все потребности его семьи. Теория крестьянского хозяйства. Крестьянское хозяйство ориентируется на оптимальное сочетание дохода и тягот труда. А.В. Чаянов говорил об исключительной выживаемости крестьянских хозяйств в условиях длительного и значительного падения цен, а также роста издержек, поскольку они не гонятся за прибылью. Кооперация. Развитие деревни и выход из кризиса ученый видел в создании кооперации. Система кооперации представлялась ему как совокупность союзов кооперации, ведавшая отдельными отраслями крестьянского хозяйства. А. В. Чаянов признавал преимущество крупного хозяйства над мелким. Для России, считал он, предпочтительно сочетание семейных крестьянских хозяйств с крупными кооперативами: последние берут на себя переработку, транспортировку и реализацию продукции, а также кредитование крестьянских хозяйств.

 

 

 

 


3 Пути совершенствования

 

              Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.). Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третью и т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными. Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (схема 1).

Схема 1


              Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.

 


Заключение

 

              Экономическая теория – это систематизированное знание об устойчивых, повторяющихся связях в экономических явлениях и процессах, их структурных характеристиках, закономерностях функционирования и тенденциях развития.               Экономическая теория служит для объяснения экономических фактов, лучшего понимания и предвидения хозяйственно-политических событий.               Экономическая теория в узком смысле слова – это частная совокупность взаимосвязанных между собой научных понятий и суждений, характеризующих определенную зависимость между элементами (состояниями, свойствами) экономической реальности. Совокупность теорий разного уровня составляет экономическую теорию в широком смысле слова.

              Таким образом, экономические теории строятся из соответствующих понятий - экономических категорий) и включают, как правило, следующие элементы:

              - исходные посылки (аксиомы, постулаты);

              - теоретические модели;

              - теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.);

              - свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез.

              Начиная с 80-х гг. ХХ в. в экономической методологии сложились новые подходы - риторический и институционально-социологический - рассматривающие экономическую науку в единстве собственно научного знания и механизмов функционирования научного сообщества. Разнообразие направлений и школ экономической мысли с разными, порой несовместимыми методологическими установками, потребовало переосмысления прежних наивных представлений о возможности установления общего, обязательного для всех методологического стандарта. В современной экономической методологии широкое признание находит принцип методологического плюрализма, согласно которому учёный свободен в выборе средств исследования, правда, при условии чёткой идентификации собственных методологических принципов (или принципов научной школы, в рамках которой он работает) и готовности к их критическому обсуждению. Последнее необходимо, чтобы плюрализм не выродился во вседозволенность, препятствующую эффективному профессиональному общению в рамках научного сообщества. В этих условиях меняются функции экономической методологии. Традиционная нормативная функция, предписывающая как должно вести исследования, теряет былое значение. Методология становится дескриптивно-аналитической, изучающей, как фактически генерируются новые знания, ведутся исследования, функционирует научное сообщество.               Формируется ее профессионально-этическая функция, призванная в условиях методологического плюрализма и растущей дифференциации знания совершенствовать механизмы внутринаучной коммуникации и содействовать взаимопониманию между экономистами разных специализаций и научных направлений.

              Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, которая представлена экономической теорией.

              Поэтому экономическая теория, как любая наука, не ограничивается лишь созерцанием или принципом “здравого смысла”, а использует такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, индукцию и дедукцию, равновесный и неравновесный принципы, количественные и качественные оценки и т. д.

              Таким образом, работу можно считать законченной, т. к. данный план полностью раскрывает тему работы.

 

 

Список использованной литературы

 

              1.Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. – М.: Наука, 2005

              2.Базылев Н. И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003

              3.Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. – М.: Журнал «Вопросы экономики», 2004

              4.Булатов А. С. Экономика: Учебник - 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство БЕК, 1997

              5.Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004.

              6.Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000

              7.Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997

              8.Видяпин В. И., Добрынин А. И., Журавлева Г. П., Тарасевич Л. С. Экономическая теория : Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2007

              9.Зубко Н. М., Зубко А. Н. Экономическая теория / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н / Д : «Феникс», 2002

              10.Иохин В. Я. Экономическая теория : Учебник. – М.: Экономистъ, 2004

              11.Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат, 2006

              12.Клепач А. Особенности экономической теории: Правительственный вестник, 2002. № 24

              13.Макашева Н.А. Несколько слов о методологии: История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2000

              14.Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 8

              15.Маркс К., Энгельс Ф. – Соч., 2 изд., т. 20

              16.Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000

              17.Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003

              18.Отмахов П.А. Современные концепции метода экономической науки: История экономических учений. - М.: Инфра-М, 1998

              19.Панорама экономической мысли конца ХХ в. Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини и И. Стюарта. Раздел 1.: Методологические перспективы. – СПб.: Экономическая школа, 2002

              20.Роббинс Л. Предмет экономической науки. – THESIS, 1993. Вып. 1

              21.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2003

              22.Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001

              23.Соколинский В. М., Корольков В. Е. Экономическая теория: Учебное пособие – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М., КНОРУС, 2006

              24.Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. - THESIS, 1994. Вып.4

              25.Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2006

 

 

 

 



[1] Камаев В. Д., Лобачева Е. Н. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт – Издат, 2006, стр. 17

[2] Носова С. С. Экономическая теория : Учебник для вузов. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003, стр. 54

[3] Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 45

[4] Сидорович А. В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 45

[5] Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 46

[6] Сидорович А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: издательство “Дело и Сервис”, 2001, стр. 47


Информация о работе Методология экономической теории