Место России в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………… …………………………..….3

1. Основы регулирования мировой торговли.

1.1 Методы регулирования мировой торговли.…………………………………………………...………………..……..4

1.2 Тенденции развития современной мировой торговли…………………………………………………………………………….5

2. Место и роль России в мировой торговли

2.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России………………………….…………………………………………………..7

2.2 Место России в международной торговле

сырьевыми товарами.……………….……………………….…9

3. Проблемы и перспективы участия России в мировой

торговле

3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле.…………………………………….……………..10

3.2 Свободная торговая зона между Россией

и Европейским союзом ……………………...………………………………………………………12

3.3 Вступление России в ВТО………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…...17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………………….……….18

Работа содержит 1 файл

мой реф2..docx

— 60.50 Кб (Скачать)

     - Производительность. Она является одним из главных показателей промышленности. Только Развитая экономика способна показывать высокую производительность во всех ее отраслях: от сырьевых до отраслей, активно использующих результаты последних НИОКР. Повышение производительности в нашей стране возможно, в основном, благодаря грамотно разработанной и профессионально осуществляемой промышленной политики.

     Следует также заметить, что в рентной  экономике, построенной на использовании  природных богатств, роль инициативной политики развития или промышленной политики более важна, чем в стандартных  экономических условиях, поскольку  эта политика должна компенсировать такую патологию, которая затрагивает несырьевые секторы производства товаров широкого спроса. Сам по себе частный сектор не в состоянии генерировать эти дополнительные ресурсы, необходимые для диверсификации экономики. Поэтому государство должно здесь играть активную роль, понимая, что эта роль должна быть максимально простой и понятной во избежание коррупционных проблем, которые, как правило, сопровождают экономики, основанные на природной ренте. В России существует еще достаточное пространство для такой роли и для создания позитивных внешних факторов.

     Для России характерно довольно необычное  размещение промышленных отраслей, которые  полярно специализированы в отношении  добавленной стоимости: огромный выпуск сырьевой продукции, с одной стороны, и в то же время ряд в высшей степени наукоемких отраслей (оборонная, аэрокосмическая промышленность). Однако по срединной части этой шкалы  промышленное производство находится  на довольно низком, а иногда на просто очень низком уровне. Это, безусловно, последствие централизованного  планирования в Советском Союзе, при котором приоритет отдавался  энергетике, металлургии и оборонной  промышленности, тогда как большинство  отраслей, ориентированных на конечное потребление, оставалось на заднем плане.

     Естественной  промышленной стратегией для России должно быть:

  • консолидация и укрепление основных экспортных секторов (источник средств);
  • поощрение, когда предоставляется возможность, замещения экспорта в отраслях, более всего страдающих от дефицита торгового баланса;
  • создание новых экспортных направлений в видах на будущее.
 

     3.2 Свободная торговая зона между Россией и Европейским союзом.

     Современная модель отношений России и ЕС формируется  в новых международных условиях, которые характеризуются глобальными  экономическими процессами и предстоящим  вступлением РФ в ВТО. Это обеспечивает России дополнительные возможности  в выборе новой стратегии отношений  с данной интеграционной группировкой. Сегодня сотрудничество с Европейским  Союзом необходимо. Если этого не будет, то европейская интеграция, «вызывающая  к жизни фундаментальные сдвиги в экономике, политике, законодательной базе и юридической практике все большего числа стран, грозит нам изоляцией».

     Можно со всей определенностью сказать, что  Европейскому союзу, как более сильному экономическому субъекту, создание зоны свободной торговли принесет только выгоды. Для России же все не так  однозначно, поскольку ее конкурентные позиции по отношению к гипотетическим будущим партнерам по ЗСТ весьма уязвимы. Положительных результатов  Москве можно ожидать разве что  в среднесрочной перспективе, а  отрицательных – немедленно, тогда  как ЕС сразу же и без какого-либо предварительного ущерба извлечет значительную пользу от образования ЗСТ с Российской Федерацией.

     Освобождение  на короткий период времени взаимной торговли промышленными товарами от различных тарифных и нетарифных ограничений даст Евросоюзу асимметричные  конкурентные преимущества. Баланс ожидаемых  последствий будет для нас, по всей вероятности, отрицательным.

     Поскольку экспорт Европейского союза в  Россию состоит главным образом  из машинотехнической и другой готовой  продукции высоких стадий переработки, снижение тарифных и нетарифных барьеров вызовет его резкое увеличение по физическому объему и стоимости. Это усилит конкурентное давление на отечественную обрабатывающую промышленность. В итоге российский актив в  товарообороте с ЕС сократится, а  при особенно неблагоприятных обстоятельствах  может даже обернуться дефицитом (наблюдаемое  в последние годы превышение темпов прироста импорта РФ из Евросоюза  по сравнению с ее экспортом и  без того способствует развитию данной тенденции). Такое развитие событий  нанесет тяжелый удар по платежеспособности, бюджетной системе и валютным резервам России.

     При оценке таможенной стоимости товара и определении страны его происхождения  ЕС придерживается общепринятых правил Всемирной торговой организации  и до сих пор не вводил в этой связи каких-то специфических регламентаций. Видимо, в будущей зоне свободной  торговли Российская Федерация –  Европейский союз также должны действовать  соответствующие правила ВТО. Для  России задача состоит в безусловном  выполнении этих правил, в чем ей пока не удалось преуспеть. Было бы целесообразно использовать опыт ЕАСТ по применению единых правил определения  страны происхождения товаров.

     Если  в процессе формирования ЗСТ между  Россией и Евросоюзом в области  тарифного регулирования будут  предприняты масштабные шаги по либерализации  взаимной торговли, то у сторон во многих случаях не будет иного способа  защиты национального производства, рынка, занятости и социальной стабильности, кроме как прибегнуть к тем  или иным мерам нетарифного регулирования. Поэтому будущее соглашение должно включать в себя обширный раздел, согласовывающий правила применения обоими партнерами мер нетарифного регулирования в духе последовательной либерализации торговли между ними.

     Вместе  с тем шаги по открытию российского  рынка сделают возможным его  освоение европейскими фирмами за счет прямых экспортных продаж продукции, произведенной  в других странах, что ослабит  интерес к инвестированию в России как к средству проникновения  на ее внутренний рынок. Но в целом  формирование ЗСТ все же окажет позитивное воздействие на приток прямых инвестиций из Европейского союза, прежде всего  в отрасли обрабатывающей промышленности.

     Для того чтобы обеспечить такой положительный  эффект, Москве понадобятся активные переговоры с Евросоюзом. При этом необходимо ссылаться на то, что  учреждение зоны свободной торговли принесет ЕС выгоду с самого начала переходного периода, в то время  как Россия столкнется со значительными  трудностями по структурной перестройке  ее народного хозяйства и не сразу  сможет в полной мере вкусить плоды  свободы торговли. Поэтому Москва имеет все основания ожидать  от Брюсселя соразмерных уступок  и льгот в области инвестиционного  сотрудничества, а также введения безвизового режима, упорядочения и  облегчения доступа российской рабочей  силы на основе временных контрактов на рынки труда в странах –  членах Евросоюза.

     3.3 Вступление России в ВТО.

     Необходимо  также сказать о потерях, связанных  с тем, что Россия до сих пор  не может вступить в ВТО. Последствия  присоединения России к ВТО могут  коснуться не только внешнеэкономической  и торговой сфер; они отразятся  на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в  целом. Для разных отраслей и видов  деятельности они будут разными. Некоторые отрасли, способные успешно  развиваться без государственной  поддержки и защиты внутреннего  рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей  продукции на внешний рынок.

     К основным ожидаемым позитивным последствиям присоединения России к ВТО можно  отнести следующие:

     - развитие конкурентной среды  и совершенствование законодательных  основ хозяйствования на российском  рынке, приведение российского  законодательства в соответствие  с мировой практикой и положениями  ВТО;

     - доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

     - участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

     - получение лучших в сравнении  с существующими условий для  доступа российской продукции  на иностранные рынки;

     - активизация структурных реформ  и усилий российских предприятий  по повышению своей конкурентоспособности;

     - улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.

     Россия  будет вступать во Всемирную торговую организацию с учетом существования  Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии. Об этом заявил президент  Дмитрий Медведев по итогам саммита  глав трех государств в Минске, где  были подписаны документы о создании этого Союза. Переговоры о вступлении России в ВТО будут проходить  под влиянием этого фактора, то есть существования Таможенного союза  с Казахстаном и Белоруссией, подчеркнул Медведев. И отметил, что, по его мнению, создание Таможенного  союза "должно подтолкнуть переговорный процесс".

     "И  то, и другое абсолютно комфортно  для нас", - заверил Медведев, отметив  при этом, что переговоры сильно  затянулись: "Мы засиделись в  предбаннике ВТО. Значит, если  мы понимаем, что России необходимо  членство в ВТО, то и Всемирная  торговая организация должна  понимать, что чем больше стран  участвует в ее деятельности, тем более серьезным потенциалом  ВТО обладает. ВТО, в целом,  и я сегодня, кстати, об этом  говорил своим коллегам, это не  цель. Нашей целью являются развитые  экономики, где комфортно жить  нашим гражданам. ВТО - это средства, институт, который помогает создавать  единые правила игры, снимает  торговый барьер, не допускает  протекционизма. Это важный институт, но это всего лишь институт. Мы хотели бы участвовать в  этом институте. Если же говорить  о том, как вступать, то существуют  две опции, которые я уже  называл. Значит, первая опция,  первый вариант - это вступление  самого Таможенного союза, который  уже существует, по сути, не только  на бумаге, но уже в режиме  реально заключенного договора. И вторая опция - это когда  страны будут вступать с учетом  согласованной позиции. Я имею  в виду Казахстан, Беларусь  и Россию - раздельно".

     Мы  не просто создали Таможенный союз, а подписали документы, которые  будут внесены на ратификацию, и  будем работать над открытием  таможенного пространства, для применения таможенного кодекса и таможенного  тарифа", - отметил Дмитрий Медведев. "Мы будем вступать с учетом подписанных  сегодня документов, они полностью  стыкуются с нашей переговорной позицией по ВТО. А общий суммарный  тариф в нашем Таможенном союзе  даже ниже, чем тариф, который мы используем в переговорах с ВТО", - подчеркнул глава российского государства. 
 

  Заключение

  Происходящие  во внешнеэкономическом комплексе  России преобразования коренным образом  меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с  точки зрения их воздействия на взаимоотношения  Российской Федерации с Европейским  союзом, США, странами Центральной и  Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных  экономических отношений.

  Сфера внешней торговли дает огромные возможности  для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания  благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым  рынком не соответствует ни ее потенциальным  возможностям, ни долговременным экономическим  интересам.

  Если  рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное  усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и  отсталые.

  Россия  принимает участие в мировой  торговле, а соответственно, участвует  в международных экономических  отношениях, начиная с момента  становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические  связи с большинством государств мира. РФ выступает во всех видах  внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов.

 

     

  Список  используемых источников и литературы

  1.  Федеральный Закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с последующими изменениями).

Информация о работе Место России в мировой торговле