Место России в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………… …………………………..….3

1. Основы регулирования мировой торговли.

1.1 Методы регулирования мировой торговли.…………………………………………………...………………..……..4

1.2 Тенденции развития современной мировой торговли…………………………………………………………………………….5

2. Место и роль России в мировой торговли

2.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России………………………….…………………………………………………..7

2.2 Место России в международной торговле

сырьевыми товарами.……………….……………………….…9

3. Проблемы и перспективы участия России в мировой

торговле

3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле.…………………………………….……………..10

3.2 Свободная торговая зона между Россией

и Европейским союзом ……………………...………………………………………………………12

3.3 Вступление России в ВТО………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…...17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………………….……….18

Работа содержит 1 файл

мой реф2..docx

— 60.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     Челябинский институт путей сообщения – 

     филиал  федерального государственного бюджетного

     образовательного  учреждения высшего профессионального

     образования

     «Уральский  государственный университет путей  сообщения» 

     Кафедра гуманитарных и социально  – экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  экономической теории

                  Тема: Место России в мировой торговле. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Выполнил: студент группы Мт – 1021 Шубина Наталья

     Проверил: к.э.н., доцент Микрюкова О.В. 
 
 
 
 

     Челябинск

           2011  

 

 
 

     ПЛАН 

     ВВЕДЕНИЕ……………………………………… …………………………..….3

1. Основы регулирования  мировой торговли.

     1.1 Методы регулирования мировой торговли.…………………………………………………...………………..……..4

1.2 Тенденции развития современной мировой торговли…………………………………………………………………………….5

2.  Место и роль России в мировой торговли

2.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России………………………….…………………………………………………..7

2.2 Место России в международной торговле

сырьевыми товарами.……………….……………………….…9

3. Проблемы и перспективы участия России в мировой

     торговле

3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле.…………………………………….……………..10

3.2 Свободная торговая зона между Россией

и Европейским  союзом ……………………...………………………………………………………12

3.3 Вступление России в ВТО………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…...17

ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………………….……….18 
 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

  Развитие  внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных  условиях, когда происходит процесс  интеграции экономики в мировое  хозяйство. Россия проводит политику последовательного  развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые  проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

  В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  со значительными преимуществами: оно  позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться  к мировым достижениям науки  и техники, в более сжатые сроки  осуществить структурную перестройку  своей экономики, а также более  полно и разнообразно удовлетворять  потребности населения.

  В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия  национальных экономик в международном  товарообмене, факторы конкурентоспособности  отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей  развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для  России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие  в мировой торговле.

  Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся  мировой экономике очень большое  значение имеет внешняя торговля.

     Требования  увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры  вызывают необходимость укреплять  экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность  российской продукции на мировых  рынках, создавать благоприятные  торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти  рынки. Вступив на путь экономической  реформы, отказавшись от государственной  монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может  и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих  принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и  финансовых организаций, в частности  Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а  в настоящее время готовится  к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию.

             Таким образом, целью данной  работы является определение  роли России в мировой торговле.  
 
 

1. Основы регулирования  мировой торговли.

            1.1 Методы регулирования мировой торговли

  Политика  государства в области внешней  торговли осуществляется с помощью  тарифных и нетарифных методов регулирования.

  Тарифные  средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней  торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных  производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

  Таможенные  тарифы - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и  импорте.

  Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является Закон  о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения  таможенной стоимости ввозимых товаров  и взимания пошлин, правила определения  страны происхождения товара, пределы  полномочий органов исполнительной власти.

  Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно  больших масштабах, как по числу  стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).

  Экспортный  таможенный тариф представляет собой  инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные  развивающиеся страны, обладающие исключительными  природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом  рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения  дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров.

  Транзитный  таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

  Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые  не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в  рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового  оборота.

  Нетарифные  методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления  внешнеторговой политики в силу следующих  причин:

  • во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В  этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

  • во-вторых, нетарифные методы более  удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

  • в-третьих, нетарифные методы позволяют  учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить  адекватные меры защиты национального  рынка в рамках конкретно определенного  срока.

  Нетарифные  методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений  наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт 

  Дополнительный  стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных  операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров. 
 

             1.2 Тенденции развития современной мировой торговли. 

  Основной  формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным  показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и  другие виды внешнеэкономических связей.

  Темпы прироста международных экспортно-импортных  операций превышают темпы роста  основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

  В послевоенный период динамика роста  международной торговли по сравнению  с динамикой роста мировой  экономики характеризовалась следующими данными:

  1954—  1963 гг. — среднегодовой темп прироста  международной торговли составил 7,1%, рост мировой экономики —  5,2%;

  1964—1973 гг. — среднегодовой темп прироста  международной торговли составил 8,7%, рост мировой экономики —  5,7%;

  1974—  1990 гг. — среднегодовой темп прироста  международной торговли составил 4,5%, рост мировой экономики —  3,2%;

  1991 — 1996 гг. — среднегодовой темп  прироста международной торговли  составил 5,6%, рост мировой экономики  — 1,5%.

  В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем  мировой торговли товарами с 1994 г. начал  расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.

  В 1998 г. в результате азиатского финансового  кризиса, который распространился  на многие другие страны мира, объем  мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7%

  Еще более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который  по динамике также превышал рост мировой  экономики.

  Стимулом  быстрого развития мировой торговли послужила революция в области  информационных технологий и средств  телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного  оборудования с начала 90-х гг. практически  удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости  мировой торговли.

  Настоящей революцией в мировой торговле можно  назвать стремительное распространение  электронной коммерции через  систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной  из ведущей отраслей мировой экономики  с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.

  В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой  торговли. В частности, значительно  возросла доля услуг, средств связи  и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

  Определенные  изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся  стран, особенно быстрыми темпами увеличиваются  объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

  Вместе  с тем, по-прежнему большая часть  мирового товарооборота приходится на промышленно-развитые страны. Крупнейшими  торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые  в начале нового тысячелетия приходится около трети мировых экспортно-импортных  операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входили Франция, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Кризис, вызвавший в 2009 году впервые за послевоенный период сокращение мирового валового внутреннего продукта (на 2,3%), обусловил небывалое падение мировой торговли. Стоимость мирового экспорта сократилась по сравнению с 2008 годом на 23% до 12,1 трлн. долл.

Информация о работе Место России в мировой торговле