Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:06, контрольная работа
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Таким образом, целью данной работы является определение роли России в мировой торговле.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………… …………………………..….3
1. Основы регулирования мировой торговли.
1.1 Методы регулирования мировой торговли.…………………………………………………...………………..……..4
1.2 Тенденции развития современной мировой торговли…………………………………………………………………………….5
2. Место и роль России в мировой торговли
2.1 Динамика и товарная структура внешней торговли России………………………….…………………………………………………..7
2.2 Место России в международной торговле
сырьевыми товарами.……………….……………………….…9
3. Проблемы и перспективы участия России в мировой
торговле
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в международной торговле.…………………………………….……………..10
3.2 Свободная торговая зона между Россией
и Европейским союзом ……………………...………………………………………………………12
3.3 Вступление России в ВТО………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…...17
ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………………….……….18
Челябинский институт путей сообщения –
филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования
«Уральский
государственный университет
Кафедра
гуманитарных и социально
– экономических
дисциплин
Контрольная работа
по экономической теории
Тема: Место России в мировой торговле.
Выполнил: студент группы Мт – 1021 Шубина Наталья
Проверил:
к.э.н., доцент Микрюкова О.В.
Челябинск
2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………… …………………………..….3
1. Основы регулирования мировой торговли.
1.1
Методы регулирования мировой торговли.…………………………………………………..
1.2 Тенденции
развития современной мировой торговли…………………………………………………………
2. Место и роль России в мировой торговли
2.1
Динамика и товарная структура внешней
торговли России………………………….…………………………………
2.2 Место России в международной торговле
сырьевыми товарами.……………….……………………….…9
3. Проблемы и перспективы участия России в мировой
торговле
3.1 Проблемы
повышения конкурентоспособности российских
предприятий в международной торговле.…………………………………….…………….
3.2 Свободная торговая зона между Россией
и Европейским
союзом ……………………...…………………………………………………
3.3 Вступление России в ВТО………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…...17
ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Развитие
внешнеэкономической
В
современных условиях активное участие
страны в мировой торговле связано
со значительными преимуществами: оно
позволяет более эффективно использовать
имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться
к мировым достижениям науки
и техники, в более сжатые сроки
осуществить структурную
В
этой связи значительный интерес
представляет изучение как теорий,
раскрывающих принципы оптимального участия
национальных экономик в международном
товарообмене, факторы конкурентоспособности
отдельных стран на мировом рынке,
так и объективных
Для
экономического роста и развития
стран в постоянно
Требования увеличения объема российского экспорта и улучшения его структуры вызывают необходимость укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию.
Таким образом, целью данной
работы является определение
роли России в мировой
1. Основы регулирования мировой торговли.
1.1 Методы регулирования мировой торговли
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.
Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.
Импортный
таможенный тариф - центральный инструмент
таможенно-тарифного
Для
регулирования импорта
Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров.
Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Нетарифные
методы регулирования являются наиболее
эффективным элементом
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. В этой связи объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
•
в-третьих, нетарифные методы позволяют
учесть конкретную ситуацию, складывающуюся
в мировой экономике и
Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др. Из всех видов нетарифных ограничений наибольшее распространение получили квоты на импорт и экспорт
Дополнительный
стимул мировая торговля получила вследствие
деятельности Всемирной торговой организации
(ВТО) по либерализации экспортно-
1.2 Тенденции развития
современной мировой
торговли.
Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остается внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей.
Темпы
прироста международных экспортно-
В
послевоенный период динамика роста
международной торговли по сравнению
с динамикой роста мировой
экономики характеризовалась
1954—
1963 гг. — среднегодовой темп прироста
международной торговли
1964—1973
гг. — среднегодовой темп прироста
международной торговли
1974—
1990 гг. — среднегодовой темп прироста
международной торговли
1991
— 1996 гг. — среднегодовой темп
прироста международной
В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.
В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, который распространился на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7%
Еще более высокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике также превышал рост мировой экономики.
Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практически удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости мировой торговли.
Настоящей
революцией в мировой торговле можно
назвать стремительное
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг, средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные
изменения происходят и в географическом
распределении мировой
Вместе
с тем, по-прежнему большая часть
мирового товарооборота приходится
на промышленно-развитые страны. Крупнейшими
торговыми державами мира являются
США, Германия и Япония, на которые
в начале нового тысячелетия приходится
около трети мировых экспортно-