Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли стран Бенилюкса в мирохозяйственных отношениях и статистический анализ занятости и безработицы в этих странах.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- раскрытие сущности геополитического и экономического положения стран Бенилюкса в мировом хозяйстве;
-рассмотрение этапов становления стран Бенилюкса как экономического союза;
-изучение структуры внешней торговли;
-выявление места и роли в Европейском Союзе;
-определение содержания внешнеэкономических связей с Россией.
-характеристика и анализ рынка труда.

Содержание

Введение 4
Геополитическое и экономическое положение стран Бенилюкса в мировом хозяйстве 6
1.1. Географическое положение стран Бенилюкса 6
1.2.Обеспеченность природными ресурсами и факторами производства 12
1.3.Общая характеристика динамики населения 15
1.4 Государственное устройство стран Бенилюкса 18
1.5 Промышленный сектор 22
1.6 Агропромышленный сектор 31
2 Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях 37
2.1 Этапы становления стран Бенилюкса как экономического союза 37
2.2 Структура внешней торговли 42
2.2.1 Экспорт 42
2.2.2 Импорт 44
2.3 Место и роль в ЕС 44
2.4 Россия и страны Бенилюкса 46
3 Статистический анализ занятости и безработицы 49
3.1 Анализ рынка труда 49
3.2 Расчет 51
Заключение 59
Использованная литература 61

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Несмотря на малые размеры земельных наделов, нидерландское сельское хозяйство отличается высоким уровнем механизации. В 1988 один трактор приходился на каждые 5 га сельскохозяйственной площади, что вдвое превышало соответствующий показатель во Франции. Применение удобрений также весьма велико, хотя только в 1980-х годах начался переход к преимущественному использованию органических удобрений. В 1993 насчитывалось 455 «экологически чистых» ферм. В 1960–1970-е годы по внесению азотных, фосфорных и калийных удобрений на 1 га Нидерланды занимали ведущее место в Европе. Использование пестицидов в сельском хозяйстве сократилось с 18,8 тыс. т в 1990 до 11 тыс. т в 1994. Почти 2/3 пахотных земель мелиорируются.

Примерно четверть территории Люксембурга обрабатывается, и еще одна четверть занята под лугами и пастбищами. Основные отрасли сельского хозяйства – мясо-молочное животноводство и зерно-кормовое растениеводство.

Средние размеры ферм в Люксембурге невелики – ок. 7 га, и в большинстве из них практикуется смешанное хозяйство. Почвы бедные песчаные, для повышения их плодородия вносятся фосфорные удобрения, побочный продукт металлургического производства. Основные культуры – картофель, пшеница, овес, ячмень, рожь и клевер на семена. Выращивается также виноград; в долине Мозеля производятся качественные белые вина. Возрастает потребность в импорте продовольственного зерна и некоторых видов фуражного зерна. Урожаи сельскохозяйственных культур значительно ниже, чем в Бельгии и Нидерландах. Сельское хозяйство страны получает субсидии от государства и ЕС для поддержания стабильного уровня цен и прямых выплат фермерам. На долю сельского хозяйства приходится 1,1% ВВП и 2,7% общего числа занятых (против 5,4% в 1980). Хотя экономика страны значительно выиграла от участия в Бельгийско-Люксембургском экономическом союзе и в таможенном союзе Бенилюкса, сельское хозяйство не было модернизировано на уровне других отраслей экономики.

Таким образом, страны Бенилюкса занимают выгодное геополитическое и экономическое положение в мировом хозяйстве. Географическое положение между Францией и Германией, а также хорошо развитая сеть железных и автомобильных дорог, создают удобные условия для развития внешней торговли с этими странами. А границы стран Бенилюкса, омываемые водами Северного моря, и совершенная система водных путей, позволили Нидерландам превратиться в главный центр морских сообщений для других европейских стран. Так, Нидерланды обеспечивают выход к морю для некоторых видов продукции тяжелой индустрии Германии. Страны Бенилюкса достаточно обеспечены природными ресурсами, так, наличие стали и цветных металлов способствует развитию тяжелого машиностроения, а запасы каменного угля стимулируют развитие химической промышленности. Бельгия обладает весьма благоприятными условиями для развития сельского хозяйства; к ним относятся умеренные температуры, равномерное сезонное распределение осадков и длительный вегетационный период. Поэтому, около ¼ общей площади территории используется под сельскохозяйственные нужды, а особенности климата Нидерландов позволяют специализироваться на производстве дорогостоящих культур, направляемых на экспорт. Промышленному развитию Бенилюкса способствует наличие инвестиционных фондов. Они накапливались на протяжении многих десятилетий благодаря продолжительному процветанию промышленности и международной торговли. Хотя каждая из трех стран имеет собственные особенности, но в целом они занимают выгодное геополитическое положение в мировой экономике.

 

 

 

 

 

2 Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях

2.1 Этапы становления стран Бенилюкса как экономического союза

Договор об образовании Экономического союза Бенилюкс (Benelux Economic Union) был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу 1 ноября 1960 г. Он обобщил нормы, которые вырабатывались с 1948 г., когда начал функционировать таможенный союз трех государств.

Бенилюкс имеет следующую структуру:

1)     Комитет министров.

Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, является высшим органом (несколько заседаний в год). Он контролирует выполнение условий Договора о создании Бенилюкса и принимает решения в рамках предоставленных ему Договором полномочий (постановления, рекомендации, директивы, конвенции).

2)     Рабочие группы.

На заседаниях рабочих групп встречаются отраслевые министры. Если рабочая группа в определенной сфере деятельности создана по решению Комитета министров, то ее решения обладают той же политической и юридической силой, что и решения Комитета министров.

3) Совет Экономического союза.

Совет Экономического союза является исполнительным органом, координирует деятельность различных комиссий и подчинен комитету министров.

4) Комиссии.

На основе Договора о создании Бенилюкса были образованы комиссии и специальные комитеты по различным областям (внешнеэкономические связи, валютно-финансовые вопросы, промышленность и торговля, сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство, таможенные и налоговые вопросы, транспорт, социальные вопросы, свободное передвижение и поселение лиц, вопросы юстиции, координирование статистики, сравнение бюджетов государственных и негосударственных органов, здравоохранение, малые и средние предприятия, туризм, муниципальное планирование, окружающая среда, энергетика, сотрудничество в административной и юридической сферах).

5) Генеральный секретариат.

Во главе генерального секретариата стоит коллегия генеральных секретарей; состоящая из генерального секретаря (согласно договору он должен являться гражданином Нидерландов) и двух его заместителей. Политическая роль генерального секретариата значительно выросла. С 1975 г. коллегия генеральных секретарей получила права законодательной инициативы при принятии директив.

6) Объединенные службы.

Объединенным службам поручается выполнение специальных задач, например в области товарных знаков и дизайна.

7) Межпарламентский консультативный комитет.

Межпарламентский консультативный совет состоит из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень влияния политических течений в трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет полномочен решать не только экономические проблемы, но и вопросы политического сотрудничества.

8) Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций трех стран (Бельгия - Центральный экономический совет и Национальный совет труда; Люксембург - Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический совет).

9) Арбитражная коллегия.

Для решения спорных вопросов, возникающих между государствами-членами в связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная коллегия.

10) Судебная палата.

Судебная палата создана для содействия единому толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам государственных чиновников.

Интеграционные процессы в странах Бенилюкса начались еще после первой мировой войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного контингентирования и других препятствий в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.

В 1930-1932 гг. предпринимались попытки экономического сближения БЛЭС и Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматривающую стабилизацию с последующей ликвидацией таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия экономического кризиса и давление ряда стран во главе с Великобританией свели на нет эти усилия и положения Конвенции не были реализованы.

21 октября 1943 г. эмиграционные правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, находящиеся в Лондоне, подписали валютное соглашение с целью регулирования взаимных платежей в послевоенный период и укрепления экономических отношений между ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).

5 сентября 1944 г. правительства трех стран подписали в Лондоне Таможенную конвенцию, дополненную и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила в силу с 1 января 1948 г. С этой даты торговля между странами Бенилюкса была освобождена от всех пошлин, а в отношении третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе внешний таможенный тариф.

В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Административный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о предварительном экономическом союзе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами путем ликвидации количественных и иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.

В 1950-1953 гг. интеграционные процессы в странах Бенилюкса замедлились в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.

24 июля 1953 г. в Гааге три страны подписали Протокол об ускорении процесса координации экономической и социальной политики.

9 декабря 1953 г. они подписали Протокол о проведении единой торговой политики в отношении импорта и экспорта в торговле с третьими странами. Подписание этого Протокола имело большое значение для торговли импортными товарами внутри стран Бенилюкса. Впоследствии положения Протокола о единой торговой политике полностью вошли в текст договора об Экономическом союзе Бенилюкс.

8 июля 1954 г. было подписано Соглашение о свободном движении капитала между тремя странами, а в мае 1955 г. - Соглашение о постепенном урегулировании сельскохозяйственной политики.

5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса.

В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального страхования.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно заключать торговые договоры с третьими странами.

По мере развития Бенилюкса возникла необходимость сформулировать в едином документе методы и формы сотрудничества и зафиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой международной группировки странам Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

      ликвидация Бенилюкса свела бы на нет результаты долгих лет сотрудничества;

      существование Бенилюкса является гарантией стабильного положения для трех стран;

      малые страны Бенилюкса добьются более быстрых и значительных результатов в рамках трехстороннего сотрудничества, чем в рамках ЕЭС;

      приобретенный опыт в создании Экономического союза Бенилюкс имеет большую ценность для осуществления Договора о ЕЭС;

      три малые страны должны составлять прочное единство, чтобы интегрировать Бенилюкс в ЕЭС на наиболее выгодных условиях.

В статье 223 Договора о создании ЕЭС оговорено: "Положения настоящего Договора не являются препятствием для существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора".

25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса подписали Договор о создании ЕЭС.. В середине июля 1957 г. началась работа над проектом договора об экономическом союзе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно с ним было подписано Соглашение о переходном периоде.

Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за передвижением лиц между странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регулирующая права граждан стран Бенилюкса, пребывающих на территории других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала свободу проживания граждан одной страны на территории другой страны Союза при подтверждении наличия средств существования в этой стране.

Деятельность Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в которое с 1 января 1958 г. вошли все три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС.

Все препятствия к свободному передвижению товаров между тремя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были устранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение товаров, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением Союза является проведение единой торговой политики в отношении третьих стран.

Страны Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сообществ по возможности единым блоком, где выступают за расширение наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западноевропейских и международных организаций.

2.2 Структура внешней торговли

2.2.1 Экспорт

Бельгия – преимущественно торговая страна. Бельгия издавна следовала политике свободной торговли, но потребность в защите и поддержке заставила ее в 1921 объединиться в экономический союз с Люксембургом, известный под названием БЛЭС, а затем, в 1948, объединиться с Нидерландами в Бенилюкс. Членство в Европейском объединении угля и стали (1952) и Европейском экономическом сообществе (1958, ныне Европейский союз) и подписание Шенгенского соглашения (1990) подтолкнули Бельгию наряду с Нидерландами и Люксембургом к постепенной экономической интеграции с Францией, Германией и Италией.

Информация о работе Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях