Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли стран Бенилюкса в мирохозяйственных отношениях и статистический анализ занятости и безработицы в этих странах.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- раскрытие сущности геополитического и экономического положения стран Бенилюкса в мировом хозяйстве;
-рассмотрение этапов становления стран Бенилюкса как экономического союза;
-изучение структуры внешней торговли;
-выявление места и роли в Европейском Союзе;
-определение содержания внешнеэкономических связей с Россией.
-характеристика и анализ рынка труда.

Содержание

Введение 4
Геополитическое и экономическое положение стран Бенилюкса в мировом хозяйстве 6
1.1. Географическое положение стран Бенилюкса 6
1.2.Обеспеченность природными ресурсами и факторами производства 12
1.3.Общая характеристика динамики населения 15
1.4 Государственное устройство стран Бенилюкса 18
1.5 Промышленный сектор 22
1.6 Агропромышленный сектор 31
2 Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях 37
2.1 Этапы становления стран Бенилюкса как экономического союза 37
2.2 Структура внешней торговли 42
2.2.1 Экспорт 42
2.2.2 Импорт 44
2.3 Место и роль в ЕС 44
2.4 Россия и страны Бенилюкса 46
3 Статистический анализ занятости и безработицы 49
3.1 Анализ рынка труда 49
3.2 Расчет 51
Заключение 59
Использованная литература 61

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Высшим совещательным органом страны, на рассмотрение которого предлагаются законопроекты, является Государственный совет. Председателем Совета является глава государства. В состав Совета входят также заместитель председателя и 28 членов, назначаемых пожизненно.

Контроль над правильностью поступлений и расходов государственных средств осуществляет Счетная палата.

Законодательная власть осуществляется монархом и Генеральными Штатами. Генеральные Штаты состоят из двух палат. Первая включает 75 членов, избираемых на шестилетний срок штатами провинций; через каждые три года половина ее состава переизбирается. Во вторую палату входят 150 человек, избираемых прямым голосованием сроком на четыре года. Половина членов палаты избирается по партийным спискам по принципу пропорционального представительства, другая половина – по региональным округам. Вторая палата может вносить поправки в конституцию и утверждать законы. Обе палаты могут вести рассмотрение каких-либо вопросов независимо от правительства, а также обладают правом делать запросы министрам по поводу текущей и перспективной политики. В Нидерландах избирательным правом наделены все граждане старше 18 лет.

Государственные служащие должны быть политически нейтральны и обладать высоким профессиональным уровнем. При изменениях в составе правительства даже высшие административные чины остаются на своих местах.

Люксембург – также конституционная монархия. Право наследования принадлежит семейству Нассау. Страной правит великий герцог Жан, унаследовавший престол от великой герцогини Шарлотты в ноябре 1964. С ноября 1964 страной правил великий герцог Жан, унаследовавший престол от великой герцогини Шарлотты. В сентябре 2000 Жан отрекся от власти в пользу своего сына принца Анри. Члены совета занимают свои должности до конца жизни. Хотя совет является высшим консультативным органом при герцоге по вопросам законодательства и права, тем не менее герцог может вносить поправки в законы, принятые палатой депутатов (парламентом), и даже временно налагать вето на законы. Конституция, принятая 16 октября 1868, изменялась в 1919 и еще несколько раз после 1948.

Законодательный орган – палата депутатов – состоит из 60 членов, избираемых прямым голосованием на 5-летний срок. Административная власть находится главным образом в руках премьер-министра и кабинета министров. Партия, формирующая правительство, должна иметь большинство мест в палате депутатов. Все взрослые граждане обязаны принимать участие в выборах. Избирательные права были предоставлены женщинам в 1919. Палата депутатов выбирается по системе пропорционального представительства от четырех избирательных округов. Люксембург разделен на 12 кантонов.

Крупнейшая в стране – Христианско-социальная народная партия – католическая, существует с 1870-х, защищает интересы имущих слоев населения. Люксембургская социалистическая рабочая партия – социал-демократическая, создана в 1890-х, входит в Социалистический Интернационал и опирается на профсоюзы. Либеральное политическое течение было представлено до Второй мировой войны Радикальной либеральной, а с 1947 – Либеральной партией. Другие политические партии – Коммунистическая партия Люксембурга, Зеленые и т.д.

1.5 Промышленный сектор

Промышленность и ремесла в Бельгии возникли давно, и этим отчасти объясняется современный высокий уровень развития страны. Шерстяные и льняные ткани производились еще в средние века. Сырьевой базой для этого производства были шерсть английских и фламандских овец и местный лен. Такие города, как Боюгге и Гент, в конце Средневековья стали крупными центрами текстильной промышленности. В 16–17 вв. главной отраслью промышленности стала выработка хлопчатобумажных тканей. На равнинах к северу от Арденн развилось овцеводство, а в старейшем центре шерстяной промышленности городе Вервье – производство шерсти.

На протяжении 16 в. возникали небольшие металлургические предприятия, а затем и оружейные мастерские. В 1788 в Льеже было 80 небольших заводов по производству оружия, где работали почти 6 тыс. человек. Бельгийская стекольная промышленность имеет богатую историю. Она базировалась на местном сырье – аллювиальных кварцевых песках и древесине, использовавшейся в качестве топлива, которая поступала из района Арденн. Крупные стекольные заводы до сих пор работают в Шарлеруа и пригороде Брюсселя.

В течение многих десятилетий уголь обеспечивал промышленное развитие Бельгии. В 1960-е годы самым главным энергоносителем стала нефть.

Энергетические потребности Бельгии в 1995 исчислялись в эквиваленте 69,4 млн. т угля, причем только 15,8 млн. т было покрыто за счет собственных ресурсов. 35% энергопотребления приходилось на нефть, половина которой импортировалась из стран Ближнего Востока. В структуре энергобаланса страны уголь составил 18% (на 98% импортируемый, главным образом из США и ЮАР). Природный газ (преимущественно из Алжира и Нидерландов) обеспечивал 24% энергетических потребностей страны, а энергия, полученная от других источников, – еще 23%. Установленная мощность всех электростанций в 1994 составила 13,6 млн. кВт.

В стране действуют 7 АЭС, четыре из них – в Дуле близ Антверпена. Сооружение восьмой станции в 1988 было приостановлено по соображениям экологической безопасности и в связи с падением мировых цен на нефть.

Транспорт. Участию страны в международной торговле благоприятствует один из самых крупных портов мира Антверпен, через который проходит ок. 80% грузооборота Бельгии и Люксембурга. В 1997–1998 в Антверпене было выгружено 118 млн. т грузов примерно с 14 тыс. судов; по этому показателю он занимал второе место среди европейских портов после Роттердама и являлся крупнейшим железнодорожно-контейнерным портом в Европе. Порт площадью 100 га имеет 100 км причальных линий и 17 сухих доков, его пропускная способность 125 тыс. т в сутки. Большинство обрабатываемых портом грузов – насыпные и наливные продукты, включая нефть и ее производные. Собственный торговый флот Бельгии невелик: 25 судов общим водоизмещением 100 тыс. брутто-регистровых т (1997). По внутренним водным путям курсируют почти 1300 судов.

Благодаря спокойному течению и полноводности бельгийские реки судоходны и обеспечивают связь между регионами. Русло реки Рюпел было углублено, так что в Брюссель теперь могут заходить океанские суда, а по рекам Маас (вплоть до французской границы), Шельда и Рюпел – суда водоизмещением в 1350 т с полной нагрузкой. Кроме того, благодаря равнинному рельефу в приморской части страны были построены каналы, соединяющие между собой естественные водные пути. Несколько каналов было сооружено еще до Второй мировой войны. По Альберт-каналу (127 км), соединяющему р.Маас (и промышленный округ Льежа) с портом Антверпен, могут проходить баржи грузоподъемностью до 2000 т. Другой крупный канал соединяет промышленный район Шарлеруа с Антверпеном, образуя обширную треугольную систему водных путей, сторонами которого являются Альберт-канал, реки Маас и Самбра, и канал Шарлеруа – Антверпен. Другие каналы соединяют города с морем – например Брюгге и Гент с Северным морем. В конце 1990-х годов в Бельгии было ок. 1600 км судоходных внутренних водных путей.

Несколько рек впадают в Шельду выше Антверпена, что делает его узлом всей системы водных путей и центром внешней торговли Бельгии. Он является также транзитным портом для внешней и внутренней торговли Рейнской области (ФРГ) и северной Франции. Помимо благоприятного положения близ Северного моря, Антверпен имеет еще одно преимущество. Морские приливы в широкой части нижнего течения р.Шельды обеспечивают достаточную глубину для прохождения океанских судов.

Кроме совершенной системы водных путей, Бельгия располагает хорошо развитой сетью железных и автомобильных дорог. Железнодорожная сеть – одна из самых плотных в Европе (130 км на 1000 кв. км), ее протяженность 34,2 тыс. км. Государственные компании «Национальное общество железных дорог Бельгии» и «Национальные междугородние железные дороги» получают значительные субсидии. Главные автодороги пересекают все районы страны, включая Арденны. Авиакомпания «Сабена», основанная в 1923, обеспечивает воздушное сообщение с большинством крупных городов мира. Между Брюсселем и другими городами страны налажено регулярное вертолетное сообщение.

. В конце 1990-х годов в промышленности было сконцентрировано ок. 28% занятых и производился почти 31% ВВП. Две трети выпуска промышленной продукции давала обрабатывающая промышленность, бóльшая часть остальной приходилась на долю строительства и коммунальных предприятий. На протяжении 1990-х годов продолжался процесс закрытия металлургических предприятий, автосборочных заводов и текстильных фабрик. Среди отраслей обрабатывающей промышленности объем производства увеличивали только химическая, стекольная и нефтеперерабатывающая.

Бельгия располагает тремя главными отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной. Производство чугуна и стали – все еще важная отрасль, хотя в 1994 было выплавлено 11,2 млн. т стали, что составляло 2/3 от уровня 1974. Объем производства чугуна в чушках сократился еще больше – до 9 млн. т. В 1974–1991 число занятых во всех базовых и перерабатывающих металлургических предприятиях сократилось на 1/3 – до 312 тыс. рабочих мест. Большинство старых металлургических заводов располагалось близ угольных шахт вокруг Шарлеруа и Льежа или вблизи месторождений железной руды на самом юге страны. Более современный завод, использующий высококачественную импортную железную руду, расположен вдоль канала Гент – Тернёзен к северу от Гента.

Бельгия располагает хорошо развитой цветной металлургией. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, но теперь цинковую руду приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем этого металла. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец.

Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса.

В Бельгии нет собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены иностранные автосборочные заводы, чему благоприятствуют низкие пошлины на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие кадры. В 1995 было собрано 1171,9 тыс. легковых автомобилей и 90,4 тыс. грузовых, что вместе составляло ок. 10% объема европейского производства. В 1984 сборочная линия «Форда» в Генте была самой длинной в мире роботизированной установкой. Фламандские города и Брюссель разместили у себя заводы иностранных автопроизводителей, тогда как заводы по производству тракторных прицепов и автобусов размещены по всей стране. Французский автомобильный концерн «Рено» объявил о закрытии в 1997 своего завода в Вилворде, к северу от Брюсселя.

Вторая по значению отрасль промышленности страны – химическая – начала развиваться в 20 в. Как и другие отрасли тяжелой индустрии, ее рост стимулировался наличием угля, который использовался как в энергетике, так и в производстве такого сырья, как бензол и смола.

До начала 1950-х годов Бельгия производила главным образом основные виды химической продукции – серную кислоту, аммиак, азотные удобрения и каустическую соду. Большинство заводов размещаются в промышленных районах Антверпена и Льежа. До Второй мировой войны переработка сырой нефти и нефтехимическая промышленность были весьма слабо развиты. Однако после 1951 в порту Антверпена были построены нефтехранилища, а «Петрофина», главный бельгийский дистрибьютор нефтепродуктов, а также иностранные нефтяные компании инвестировали большие средства в постройку нефтеперерабатывающего комплекса в Антверпене. В нефтехимической промышленности значительное место заняло производство пластмасс.

Большинство цементных заводов сосредоточено в промышленном районе долины рек Самбра и Маас, вблизи местных источников известняков. В 1995 в Бельгии было произведено 10,4 млн. т цемента.

Хотя легкая промышленность менее развита, чем тяжелая, существуют несколько значительных по объему производства отраслей легкой промышленности, в т.ч. текстильная, пищевая, электронная (например, завод в Руселаре в Западной Фландрии) и др. Традиционные ремесленные производства – плетение кружев, изготовление гобеленов и кожаных изделий – значительно сократили выпуск продукции, но некоторые из них еще действуют в расчете на обслуживание туристов. Биотехнологические и космические фирмы сконцентрированы в основном в «коридоре» Брюссель – Антверпен.

Бельгия является крупным производителем хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей. В 1995 в Бельгии было выпущено 15,3 тыс. т хлопчатобумажной пряжи (почти на 2/3 меньше, чем в 1993). Производство шерстяной пряжи стало сокращаться в начале 1990-х годов; в 1995 ее было выпущено 11,8 тыс. т (в 1993 – 70,5 тыс.). Производительность текстильной промышленности повысилась только на ряде фирм. Повышению эффективности производства способствовали наличие высококвалифицированных кадров (95 тыс. человек, главным образом женщины) и его техническое переоснащение. Фабрики, производящие шерстяные ткани, сосредоточены в районе Вервье, тогда как хлопчатобумажные и льняные фабрики – в районе Гента.

Существенное место в экономике страны занимает переработка сельскохозяйственной продукции. Особенно выделяются производство сахара, пивоварение и виноделие. Импортным сырьем снабжаются заводы, вырабатывающие какао, кофе, сахар, консервированные маслины и др.

Антверпен – крупный центр по обработке алмазов, по объему продукции он превосходит Амстердам. В фирмах Антверпена занята примерно половина мировых резчиков алмазов, и они обеспечивают почти 60% мирового производства обработанных алмазов. Экспорт драгоценных камней, в основном алмазов, в 1993 дал 8,5 млрд. долл., или 7,1% стоимости экспорта страны.

Информация о работе Место и роль Бенилюкса в международных экономических отношениях