Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:18, реферат
Цель данной работы состоит в исследовании причин возникновения данной проблемы, возможные подходы к ее решению, и место данной проблемы в системе международных экономических отношений, которые претерпели значительные изменения в условиях современной глобализации.
Введение 3
1. Сущность проблемы Север - Юг 4
2. Инструменты борьбы Север - Юг 7
3. Диалог Север - Юг, как глобальная проблема в системе международных экономических отношений 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ
ЭКОНОМИКА»
Реферат
по дисциплине «История экономики и экономических учений»
на тему:
«Место
диалога «Север-Юг» в системе
международных экономических
Выполнила:
студентка
гр. 07ЭФ1
Ю.
А., Дикарева
______________
(подпись,
дата)
Проверила:
к.э.н., доцент
Н.
Р., Амирова
______________
(подпись,
дата)
Пенза 2009
Оглавление
Введение
Проблема Север-Юг, является одной из глобальных проблем человечества. Она характеризует не столько борьбу развитых и развивающихся стран, сколько их отставание, от темпов экономического развития сильнейших государств, имеющих высокое положение в системе международных экономических отношений.
Цель данной работы состоит в исследовании причин возникновения данной проблемы, возможные подходы к ее решению, и место данной проблемы в системе международных экономических отношений, которые претерпели значительные изменения в условиях современной глобализации.
Объектом исследования являются развитые и развивающиеся страны, так называемые страны «третьего мира», которые значительно отстают в экономическом развитии.
Предметом исследования является их конфронтация, возникшая в следствии желания развивающихся стран иметь возможности для достойного участия в международных экономических отношениях, для чего необходима усиленная поддержка со стороны развитых стран.
В рамках раскрытия данной тематики необходимо выделить следующие задачи:
Таким
образом в ходе работы необходимо
рассмотреть данную проблему, от самого
ее зарождения до активного участия всего
мирового хозяйства в решении ее на глобальном
уровне.
Современные процессы мирового развития придали новое измерение широкому кругу международных проблем. К их числу относится и проблема отношений Север – Юг, которую принято связывать с общими условиями взаимодействия промышленно развитых и развивающихся стран.
Развивающиеся страны занимают важное место в мировом сообществе – на их долю приходится около 80% населения Земли и около 70% ее территории. Эти государства являются периферией мирового капиталистического хозяйства. Они отличаются низки уровнем развития производительных сил, который, в свою очередь, находит отражение и в показателях, фиксирующих реальное экономическое положение, и в зависимости от развитых индустриальных стран, и в положении развития связей по старой модели «готовые изделия – сырье». 1
В
последние десятилетия заметно
укрепились экономические позиции
развивающихся стран. По темпам прироста
ВВП они вдвое опережали
Хотя и принято считать одной из главных причин отсталости развивающихся стран их колониальное прошлое, в обширной мировой литературе, посвященной исследованию причин отсталости, обычно выделяются внутренние и внешние препятствия развитию, которые тесно переплетены. К внутренним причинам отсталости относят: 3
К внешним факторам отсталости относят:
Вопросы взаимодействия север-юг впервые встали на повестку дня после распада колониальной системы. Однако в дальнейшем термин «Север – Юг» не только занял прочное место в политическом лексиконе, но и стал часто фигурировать как синоним противоречий между «богатыми» и «бедными» странами, как вектор глобальной конфронтации XXI в. Вместе с тем анализ реальной ситуации, сложившейся в регионах, относимых к мировому Югу, как и тенденций, доминирующих в мировой политике после окончания холодной войны, отнюдь не подтверждает апокалиптические прогнозы.
Противопоставление «Север – Юг» означает демаркацию стран по уровню жизни и степени материального могущества. Север представляет собой транснациональное сообщество держателей ключевых средств развития, корпорацию, стремящуюся и дальше контролировать ресурсные потоки и манипулировать мировым доходом в своих интересах. Север выступает как «культура жизни». 4
Что касается юга, то в политическом отношении Юг разделен. Есть режимы, являющиеся проводниками политики Севера, его агентами, но существует и иная группа государств. Однако, независимо от специфических режимов имеются объективные различия между относительно сильными полупериферийными зонами и теми странами, которые причисляют иногда к четвертому миру. Действительно, в группе государств Юга есть некоторые очень большие государства, которые имеют фактическое или потенциальное геополитическое влияние (Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Корея). Тем не менее разлом по оси Север – Юг реален и является частью фундаментальной структуры капиталистической мироэкономики. 5
2. Инструменты борьбы Север- Юг
С
экономических позиций
В 1945-1970 гг. среди государств Юга была популярна теория, согласно которой «национальное развитие» стало возможно в результате следующих шагов: установления национального режима, нацеленного на национальное развитие и проведение правильной политики.
Безусловно, не существовало единого мнения относительно того, как осуществлять эти шаги. Дебаты продолжались достаточно долго, но в рамках структуры, известной как национальные освободительные движения. Однако эта дискуссия носила безотносительный характер. Во-первых, был достигнут геокультурный консенсус по поводу того, что развитие возможно как на Севере, так и на Юге. Существовало две версии: одна либеральная, запущенная в обиход Соединенными Штатами и их европейскими сателлитами; другая так называемая социалистическая, исходившая от Советского Союза. 6
Однако обе версии настаивали на том, что «модернизационное» правительство (по версии СССР – «социалистическое») могло бы сформировать необходимые социальные структуры, позволяющие осуществлять так называемое экономическое развитие при содействии правительства и внешней помощи. Согласно обеим версиям, возможным результатом реализации «программ развития» являлось исчезновение поляризации в миросистеме. Обе версии потерпели полное фиаско. В лучшем случае они «работали» в нескольких странах. Для этого есть две причины. Лишь весьма ограниченное число государств способно за отведенный для этого срок улучшить свои позиции в системе капиталистической мироэкономики. Те страны, которые преуспели в этом (как, например, Корея или Тайвань), воспользовались в основном своим геополитическим положением (говоря языком «холодной» войны), а не каким-то иным преимуществом.
Еще
одним инструментом в борьбе Юга
против Севера является стратегия прямой
конфронтации, рассматриваемая как
противоположность стратегии
Последний из стратегических инструментов Юга – тот, что сознательно не используется, но имеет более всего шансов быть примененным. Социально-экономической поляризации миросистемы противостоит демографическая поляризация, чрезвычайно обострившаяся за последние 50 лет. Очевидным стал тот факт, что население государств Севера не воспроизводится в той пропорции, которая необходима для решения проблем занятости и поддержки людей трудоспособного возраста. Это важно, так как от этого зависит проведение в жизнь экономических программ, в том числе связанных с социальным обеспечением и медицинским обслуживанием, прежде всего лиц старше шестидесяти пяти лет. Государства Севера чрезвычайно нуждаются в иммигрантах.
В то же время в странах Юга большую часть населения составляют люди, получившие образование, владеющие некоторыми профессиональными навыками, но малообеспеченные. Они не могут трудоустроиться у себя на родине и по этой причине стремятся эмигрировать в страны Севера. И хотя Север испытывает необходимость в иммигрантах, население этого региона воспринимает их как угрозу – конкуренция на рынке труда, снижение уровня заработной платы, усиление антисоциальной направленности политики местной власти. В этой связи правительства стран Севера, с одной стороны, положительно относятся к прибытию иммигрантов в страну, с другой – сами оказываются в сложном положении и вынуждены постоянно менять принятые ранее решения.