Место диалога «Север-Юг» в системе международных экономических отношений в условиях современной глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в исследовании причин возникновения данной проблемы, возможные подходы к ее решению, и место данной проблемы в системе международных экономических отношений, которые претерпели значительные изменения в условиях современной глобализации.

Содержание

Введение 3
1. Сущность проблемы Север - Юг 4
2. Инструменты борьбы Север - Юг 7
3. Диалог Север - Юг, как глобальная проблема в системе международных экономических отношений 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Место диалога «Север-Юг» в системе международных экономических отношений в условиях современной глобализации.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ  ЭКОНОМИКА» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «История экономики и экономических  учений»

на тему:

«Место  диалога «Север-Юг» в системе  международных экономических отношений  в условиях современной глобализации» 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка

                    гр. 07ЭФ1

                    Ю. А., Дикарева 

                    ______________

                    (подпись, дата) 
                     

                    Проверила:

                    к.э.н., доцент

                    Н. Р., Амирова 

                    ______________

                    (подпись,  дата) 
                     
                     
                     

    Пенза 2009

    Оглавление 
 

 

    Введение 

     Проблема Север-Юг, является одной из глобальных проблем человечества. Она характеризует не столько борьбу развитых и развивающихся стран, сколько их отставание, от темпов экономического развития сильнейших государств, имеющих высокое положение в системе международных экономических отношений.

     Цель  данной работы состоит в исследовании причин возникновения данной проблемы, возможные подходы к ее решению, и место данной проблемы в системе международных экономических отношений, которые претерпели значительные изменения в условиях современной глобализации.

     Объектом  исследования являются развитые и развивающиеся страны, так называемые страны «третьего мира», которые значительно отстают в экономическом развитии.

     Предметом исследования является их конфронтация, возникшая в следствии желания развивающихся стран иметь возможности для достойного участия в международных экономических отношениях, для чего необходима усиленная поддержка со стороны развитых стран.

     В рамках раскрытия данной тематики необходимо выделить следующие задачи:

  • изучить причины отставания развивающихся стран;
  • выявить в чем заключаются основная суть проблемы Север-Юг;
  • предложить возможные подходы к решению данной проблемы.

      Таким образом в ходе работы необходимо рассмотреть данную проблему, от самого ее зарождения до активного участия всего мирового хозяйства в решении ее на глобальном уровне. 

 

  1. Сущность  проблемы Север-Юг
 

    Современные процессы мирового развития придали  новое измерение широкому кругу  международных проблем. К их числу  относится и проблема отношений Север – Юг, которую принято связывать с общими условиями взаимодействия промышленно развитых и развивающихся стран.

    Развивающиеся страны занимают важное место в мировом  сообществе – на их долю приходится около 80% населения Земли и около 70% ее территории. Эти государства являются  периферией мирового капиталистического хозяйства.  Они отличаются низки уровнем развития производительных сил, который, в свою очередь, находит отражение и в показателях, фиксирующих реальное экономическое положение, и в зависимости от развитых индустриальных стран, и в положении развития связей по старой модели «готовые изделия – сырье». 1

    В последние десятилетия заметно  укрепились экономические позиции  развивающихся стран. По темпам прироста ВВП они вдвое опережали промышленно развитые государства, и в 1996 году их доля составила около 31,4% ВВП всех стран рыночной экономики. В результате роста производства произошло также увеличение и большинства среднедушевых показателей, что свидетельствует о повышении общего уровня развития периферии мирового хозяйства. Особо следует отметить резкое ускорение промышленного роста в ряде регионов, появление так называемых новых индустриальных стран (НИС). Заметно увеличивается доля периферии мирового хозяйства и в международной торговле. 2

    Хотя и принято считать одной из главных причин отсталости развивающихся стран их колониальное прошлое, в  обширной мировой литературе, посвященной исследованию причин отсталости, обычно выделяются внутренние и внешние препятствия развитию, которые тесно переплетены. К внутренним причинам отсталости относят: 3

  • «стадиальное» запаздывание традиционных восточных обществ, обладающих собственным механизмом воспроизводства и собственными закономерностями эволюции;
  • несовместимость традиционных восточных обществ (особенно общины как исторически сложившегося института) с классической рыночной экономикой;
  • исключительно высокие темпы ежегодного прироста населения (удвоение его численности на протяжении 20—25 лет), опережающие темпы производства продовольствия;
  • продолжающееся сохранение многоукладности (гетерогенности) местной экономики;
  • ошибки и просчеты лидеров развивающихся стран в выборе и осуществлении стратегии социально-экономического развития.

    К внешним факторам отсталости относят:  

  • колониализм и его последствия;
  • изъятие в настоящее время значительной части прибавочного продукта, которая перевозится в экономические центры стран с высокоразвитой рыночной экономикой;
  • разрушительная для слаборазвитых стран конкуренция на мировом рынке, ценовые пропорции которого не соответствуют реальным стоимостным соотношениям, складывающимся в условиях «открытой экономики» развивающихся стран;
  • асимметричность взаимозависимости развивающихся и развитых государств, вследствие чего возникновение экономических кризисов происходит не в результате накопления противоречий их собственного воспроизводственного процесса, а по причине экономических потрясений.

    Вопросы  взаимодействия север-юг впервые встали на повестку дня после распада колониальной системы. Однако в дальнейшем термин «Север – Юг» не только занял прочное место в политическом лексиконе, но и стал часто фигурировать как синоним противоречий между «богатыми» и «бедными» странами, как вектор глобальной конфронтации XXI в. Вместе с тем анализ реальной ситуации, сложившейся в регионах, относимых к мировому Югу, как и тенденций, доминирующих в мировой политике после окончания холодной войны, отнюдь не подтверждает апокалиптические прогнозы.

    Противопоставление  «Север – Юг» означает демаркацию стран по уровню жизни и степени материального могущества. Север представляет собой транснациональное сообщество держателей ключевых средств развития, корпорацию, стремящуюся и дальше контролировать ресурсные потоки и манипулировать мировым доходом в своих интересах. Север выступает как «культура жизни». 4

    Что касается юга, то в политическом отношении Юг разделен. Есть режимы, являющиеся проводниками политики Севера, его агентами, но существует и иная группа государств. Однако, независимо от специфических режимов имеются объективные различия между относительно сильными полупериферийными зонами и теми странами, которые причисляют иногда к четвертому миру. Действительно, в группе государств Юга есть некоторые очень большие государства, которые имеют фактическое или потенциальное геополитическое влияние (Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Корея). Тем не менее разлом по оси Север – Юг реален и является частью фундаментальной структуры капиталистической мироэкономики. 5

 

     2. Инструменты борьбы Север- Юг 

    С экономических позиций продолжается процесс поляризации. Хотя время от времени наблюдается некое замедление, в целом он развивается в геометрической прогрессии. Север поддерживает сложившуюся структуру с помощью монополизации передовых технологий производственных процессов, контроля над мировыми финансовыми институтами, доминирования в области научно-технических исследований и средств массовой информации (СМИ) и, что особенно важно, превосходящей военной силы. Если и возникают конфликты внутри сильных северных держав, то они носят ограниченный характер благодаря силовому потенциалу каждого из ее членов. Конфликты же между Севером и Югом редко разрешаются подобным образом. Север использует железный кулак, хотя время от времени и надевает бархатную перчатку.

    В 1945-1970 гг. среди государств Юга была популярна теория, согласно которой «национальное развитие» стало возможно в результате следующих шагов: установления национального режима, нацеленного на национальное развитие и проведение правильной политики.

    Безусловно, не существовало единого мнения относительно того, как осуществлять эти шаги. Дебаты продолжались достаточно долго, но в рамках структуры, известной как национальные освободительные движения. Однако эта дискуссия носила безотносительный характер. Во-первых, был достигнут геокультурный консенсус по поводу того, что развитие возможно как на Севере, так и на Юге. Существовало две версии: одна либеральная, запущенная в обиход Соединенными Штатами и их европейскими сателлитами; другая так называемая социалистическая, исходившая от Советского Союза. 6

    Однако обе версии настаивали на том, что «модернизационное» правительство (по версии СССР – «социалистическое») могло бы сформировать необходимые социальные структуры, позволяющие осуществлять так называемое экономическое развитие при содействии правительства и внешней помощи. Согласно обеим версиям, возможным результатом реализации «программ развития» являлось исчезновение поляризации в миросистеме. Обе версии потерпели полное фиаско. В лучшем случае они «работали» в нескольких странах. Для этого есть две причины. Лишь весьма ограниченное число государств способно за отведенный для этого срок улучшить свои позиции в системе капиталистической мироэкономики. Те страны, которые преуспели в этом (как, например, Корея или Тайвань), воспользовались в основном своим геополитическим положением (говоря языком «холодной» войны), а не каким-то иным преимуществом.

    Еще одним инструментом в борьбе Юга  против Севера является стратегия прямой конфронтации, рассматриваемая как  противоположность стратегии радикального отличия. Может показаться, что конфронтация – это норма межгосударственных отношений. Но фактически более слабые нации Юга обычно избегали конфронтации с Севером именно потому, что были слабее. Часто Север сам провоцировал конфронтацию, желая навязать что-то или предотвратить инициативы Юга. 7

    Последний из стратегических инструментов Юга  – тот, что сознательно не используется, но имеет более всего шансов быть примененным. Социально-экономической поляризации миросистемы противостоит демографическая поляризация, чрезвычайно обострившаяся за последние 50 лет. Очевидным стал тот факт, что население государств Севера не воспроизводится в той пропорции, которая необходима для решения проблем занятости и поддержки людей трудоспособного возраста. Это важно, так как от этого зависит проведение в жизнь экономических программ, в том числе связанных с социальным обеспечением и медицинским обслуживанием, прежде всего лиц старше шестидесяти пяти лет. Государства Севера чрезвычайно нуждаются в иммигрантах.

    В то же время в странах Юга большую часть населения составляют люди, получившие образование, владеющие некоторыми профессиональными навыками, но малообеспеченные. Они не могут трудоустроиться у себя на родине и по этой причине стремятся эмигрировать в страны Севера. И хотя Север испытывает необходимость в иммигрантах, население этого региона воспринимает их как угрозу – конкуренция на рынке труда, снижение уровня заработной платы, усиление антисоциальной направленности политики местной власти. В этой связи правительства стран Севера, с одной стороны, положительно относятся к прибытию иммигрантов в страну, с другой – сами оказываются в сложном положении и вынуждены постоянно менять принятые ранее решения.

Информация о работе Место диалога «Север-Юг» в системе международных экономических отношений в условиях современной глобализации