Мериторные блага в условиях формирования экономической системы нового типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:17, автореферат

Описание работы

Современный мир характеризуется качественно новым состоянием мировой экономики, возникшим на определенном временном рубеже – в конце ХХ и продолжающимся в XXI столетиях. Новизна этого состояния в ускорении процессов трансформации в той или иной степени всех существующих экономических систем в новый вариант социального устройства, более прогрессивный, демократический и справедливый. Научное сообщество мира признает, что важнейшей закономерностью современного развития мирового и национального хозяйства становится трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную, то есть в экономическую систему нового типа.

Работа содержит 1 файл

автореферат Корчагиной ТВ.doc

— 68.22 Кб (Скачать)

Наиболее общее представление о взаимосвязи самых главных хозяйствующих субъектов на рынке мериторных благ может дать так называемая модель кругооборота мериторных благ и услуг.

Модель кругооборота мериторных благ и услуг – это движение между экономическими агентами мериторных благ, услуг и мериторных факторов производства, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов (рис. 1.).

Рассмотрим экономические связи, возникающие между экономическими субъектами, на примере трехсекторной модели экономики, иллюстрирующей основные функции, выполняемые индивидами (домохозяйствами), фирмами (предприятиями, учреждениями) и государством как главными экономическими агентами на рынке мериторных благ и услуг, а также взаимосвязи между этими хозяйствующими субъектами. В модели выделяются два экономических потока: поток мериторных факторов производства и произведенных (переработанных или внедренных) мериторных благ в материальной физической форме или в форме услуг, и поток доходов и расходов в денежной форме.

18

 



 

18

 



Рассмотрим материальные потоки: индивиды (домохозяйства) покупают мериторные товары и услуги, которые производят и поставляют на рынок произведенных (переработанных или внедренных) благ фирмы (предприятия, учреждения). Чтобы производить готовые разработки, исследования, продукцию, инновации, фирмы покупают квалифицированных специалистов и ученых на рынке мериторных факторов производства, которыми являются индивиды (или домохозяйства). А государство стимулирует инновационное развитие страны на рынке мериторных факторов производства, совершает государственные закупки на рынке мериторных благ, а также корректирует иррациональное поведение индивидов и фирм с целью создания условий для экономической эффективности и роста благосостояния общества.

Денежные потоки:  покупая товары и услуги, индивиды платят за них потребительские расходы, обеспечивая фирмам выручку от продаж (с которой они уплачивают государству чистые налоги), которую фирмы уплачивают домохозяйствам в виде мериторных факторных доходов (заработную плату). С полученных доходов индивиды платят государству чистые налоги, а оставшиеся полученные доходы тратят на покупку товаров и услуг. Государство же дает субсидии индивидам и фирмам, и, совершая государственные закупки на рынке произведенных (переработанных или внедренных) мериторных благ, несет государственные расходы.

Таким образом, рынок мериторных факторов производства – это рынок, на котором продаются и покупаются интеллектуальные способности человека, включая информацию, знания, способности, навыки, специальные умения (первичные мериторные блага). А рынок произведенных (переработанных или внедренных) мериторных благ – это рынок, на котором продаются и покупаются готовые научно-технологичные разработки, готовые научные исследования, изобретения, инновации, готовая продукция, включая патенты и лицензии; услуги образования и здравоохранения (вторичные мериторные блага).

Государство исходит из того, что в ряде случаев индивидуумы могут действовать нерационально и подавать ложный сигнал об отсутствии или недостаточном спросе на мериторные блага. При этом возможно возникновение и недостаточного рыночного предложения данных благ.  А поскольку они приносят положительные внешние эффекты, государство должно ими обеспечивать индивидуумов, осуществляя интервенции, стимулируя необходимый рост потребления мериторных благ и услуг, путем:

      предоставления субсидий и/или налоговых льгот для производителей данных благ;

      корректировки индивидуальных предпочтений индивидуумов;

      создания институциональных условий для рационального выбора индивидуумов – законодательные ограничения;

      предоставления талонов на одежду, продовольствие, ордеров на квартиры и т.д.

5.      Сформулировано определение системы мериторных благ, под которой мы понимаем совокупность всех взаимосвязанных и взаимодействующих мериторных благ, являющуюся движущей силой дальнейшего развития социально-экономических процессов в обществе. Результатом взаимосвязи и взаимодействия мериторных благ является:

           улучшение жилищных условий неимущих;

           оказание помощи пенсионерам, инвалидам, больным, индивидуумам с алкогольной и наркотической зависимостью;

           осознание индивидуумами пользы образования, театров, культурных ценностей и т.д., что ведет к непрерывному созданию, распределению, обмену и потреблению знаний (и их накоплению), услуг образования, готовых разработок, исследований, продукции, инноваций, новых изобретений, технологий и т.д.

Данные результаты взаимосвязи и взаимодействия совокупности мериторных благ являются факторами, способствующими улучшению качества жизни человека, приближению к формированию экономической системы нового типа посредством науки, образования и культуры.

6.      В работе проанализирован рынок мериторных благ науки и образования в России на основании межстранового сравнения, в ходе анализа пришли к выводу, что по некоторым показателям Россия обходит некоторые страны ОЭСР, например:

           по численности студентов на 1000 человек населения, по которым Россия занимает ведущие позиции в мире – за период 2004-2009 гг. этот показатель вырос с 67 до 74 студентов и снизился до 70 студентов в 2010 году, что связано с уменьшением рождаемости в 1990-е годы, для сравнения в США в 2004 г. аналогичный показатель составил 57, а в период 2005-2008 гг. составил – 58, в то время как в других странах этот показатель оказался еще ниже;

           имеет лидирующие позиции и существенные перспективные технологические заделы в некоторых областях экономики – технологии  производства программного обеспечения; технологии создания биосовместимых материалов; технологии биоинженерии; биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы; технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы; технологии атомной энергетики ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерным топливом – в этих областях, по прогнозам РАН,  уровень российских разработок соответствует мировому, а в отдельных областях России гораздо превосходит своих конкурентов.

Но вместе с тем по большинству показателей Россия уступает странам ОЭСР, например:

           по участию населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании – в России, по данным Росстата, в 2008 г. данный показатель составил 24,8%, при этом в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше, например, в Великобритании – 37,6%, Германии – 41,9%, Финляндии – 77,3%;

           по признанию вузов в рейтингах, признаваемых международным образовательным сообществом – так по версии британской «The Times»[4] в 2009 году всего лишь 2 вуза вошли в число 200 лучших вузов мира – МГУ (155-е место, в 2008 г. – 183-е место) и СПбГУ (168-е место, в 2008 г. – 224-е место), в то время как в это число попало 33 вуза США, например, Гарвардский университет (1 место), Йельский университет (3 место), Чикагский университет (7 место), Принстонский университет (8 место) и др.

           по количеству национальных школ высшего образования – самый мощный центр высшего образования у США с долей рынка 25-28%, у Великобритании доля рынка – 13%, Германии – 10%, Франции – 9%, а в России национальные школы очень слабо представлены и составляют лишь десятые доли процента мирового рынка;

           по кадровому и возрастному составу преподавателей и научных сотрудников:

– средний возраст ППС в России в 2008 году составлял 47 лет, при этом наиболее квалифицированный его состав – профессора имели средний возраст 60,5 лет, доценты – 49,9 года, что не соответствует уровню стран ОЭСР;

– кадровый потенциал науки в период с 1990 по 2009 гг. сократился более чем на 60%, в то время как в развитых странах мира наблюдался рост численности занятых в науке в среднем на 2,5-3%. Если в 1990 г. персонал, занятый исследованиями и разработками, насчитывал в России 1943,4 тыс. работников, то в 2000 г. их число составило 1007,3 тыс. чел., а в 2009 г. лишь 845,9 тыс. человек. Число исследователей за этот период сократилось с 992,6 тыс. чел. до 401,4 тыс. чел.;

           по объему затрат на мериторное благо «наука», который приходится на одного исследователя – в России этот показатель составляет 50,1 тыс. долларов США на одного исследователя, для сравнения эта цифра в США составляет 233,8 тыс. долларов, а в Корее – 179,4 тыс. долларов;

           по устаревшей материально-технической базе – износ основных фондов составляет в России около 50%, в том числе активной части – 60%, по-прежнему низок коэффициент их обновления;

           по недостаточному финансированию мериторных благ науки и образования, как из средств федерального бюджета, так и частного сектора:

 финансирование мериторного блага образования: если в 1995 г. расходы бюджета на образование составили 4% к общему объему расходов, затем вплоть до 2000 г. наблюдалось их падение до 2,9%, и лишь с 2001 г. можно констатировать возрастание этой величины и лишь к 2008 г. расходы на образование достигли уровня 1995 г. и составили 4% к общему объему расходов, в период 2009-2011 гг. продолжилась положительная динамика и этот показатель составил соответственно 4,6% и 5,1%. В плановом периоде в 2012-2014 гг. планируется сокращение расходов с 4,7% до 3,4% к общему объему расходов, что связано с сокращением численности образовательных учреждений и ожиданием снижения численности студентов в эти годы на 20-30% в связи с низкой рождаемостью в 1990-е годы. Для сравнения в развитых странах этот показатель должен составлять 6-7% к общему объему расходов и свидетельствует о том, что ассигнования государственного бюджета РФ на образование являются недостаточными и почти на 40% меньше минимальной потребности;

– финансирование мериторного блага науки в России из федерального бюджета колеблется в пределах 2-2,2% общих расходов, в то время как в экономически развитых странах уровень расходов на науку в государственном бюджете составляет 4-5%;

– если рассматривать структуру внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (в процентах к итогу) в «группе восьми», то в России в 2009 года внутренние затраты за счет предпринимательского сектора составляли лишь 26,6%, хотя в других странах этот показатель колеблется от 67,3% до 78,2%;

        по числу патентных заявок на изобретения – хотя за период 2000-2009 гг. число патентных заявок росло в России, но слишком медленными темпами (их число с 2000 г. составило 28,7 тыс. заявок, в 2009 г. – 41,8 тыс. заявок). Для сравнения, например, в США в 2000 г. количество заявок было 295,9 тыс., а в 2009 г. – 450,1 тыс.

 

Однако следует отметить положительные сдвиги: к настоящему времени одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) и 7 федеральных университетов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей школы России и базой создания мериторных благ науки и образования. Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития ведущих вузов страны в 2010-2012 годах, составляет 69 миллиардов рублей.

Также положительные тенденции в использовании науки и образования как мериторных благ заметны в подмосковном «Сколково», где происходит интегрирование науки, образования и бизнеса. Сколково должно стать крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики, в котором будут трудиться ведущие ученые, преподаватели, инженеры, конструкторы, программисты, финансисты и менеджеры. Целью создания проекта является  создание благоприятной среды для концентрации интеллектуального капитала, способного интегрировать инновации.

Такие мериторные блага как образование, наука и культура являются факторами, положительно влияющими на качество жизни населения, на рост человеческого потенциала. Поэтому абсолютно ясно, что единственно правильным условием формирования экономической системы нового типа является структурный сдвиг в пользу этих сфер и должны поддерживаться государством.

Только благодаря повсеместному использованию мериторных благ вкупе с решением задач, которые необходимы реализовать государству, возможно сформировать в России экономическую систему нового типа. Основные направления развития системы мериторных благ в России представлены на Рис. 2.

 

 

28

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 



 

 

Решение указанных задач будет во многом способствовать становлению в России экономической системы нового типа, поддержанию и росту могущества страны и общественного благосостояния россиян.

 

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1.                  Корчагина Т.В. Новая экономика и мериторные блага. Вестник Тамбовского государственного университета. Тамбов, Выпуск №8, 2010. с. 7-15.  Объем 1,25 п.л.

Информация о работе Мериторные блага в условиях формирования экономической системы нового типа