Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:10, реферат
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты экономической социологии Маркса, ее методологию и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека, особенности его мышления и мировидения.
Введение 3
Страницы биографии 4
Три кита "Социологии марксизма" 6
Заключение 15
Список литературы 16
Для понимания взглядов К. Маркса на структуру общества, большое значение имеет то место из предисловия к работе и критике политической экономии, где он пишет: «В общественном производстве, во время своей жизни люди вступают в определенные необходимые, но от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни…»
В
этом отрывке можно найти все
важнейшие положения
1.
Люди вступают в определенные,
необходимые, но не зависящие
от их воли отношения,
2.
Во всяком обществе можно
Средства труда, предметы труда и человек (способный к труду, со своим трудовым опытом и навыками) составляют производственные силы, которые вместе с производственными отношениями и составляет базис общества.
3.
В каждом исторически данном
обществе люди занимают
Наблюдая
за исторической реальностью, Маркс
отмечал множество общественных
групп, каждая со своим местом в общественной
структуре, со своими интересами, но все
они, в конечном счете, образуют два
основных класса, отношение между
которыми и определяют каждое общество.
Эти два класса обладают двойственными
характеристиками: 1) антагонизмом между
классами, более выгодное положение
в структуре общественного
4.
Согласно марксистскому
5.
Один из важнейших постулатов
марксизма заключается в том,
что классовая борьба является
основной движущей силой
6.
Марксистское понимание
На
основе присущих им способов производства
выделяются пять общественно-экономических
формаций:
Первобытное общество | Характеризуется присвоением природных благ | Эксплуататорские общества |
Рабовладельческое общество | Характеризуется рабством | |
Феодальное общество | Характеризуется крепостничеством | |
Капиталистическое общество | Характеризуется системой наемного труда | |
Коммунистическое общество | Свободная ассоциация трудящихся | Не эксплуататорское общество |
7.
Согласно марксизму, развитие
общества (отдельных конкретных
обществ), т.е. смена формаций, осуществляется
через социальные революции.
Революционные
фазы – те, когда общество меняется
существенным образом вследствие изменения
основного производственного
Эволюционные
фазы – те, в ходе которых изменения
происходят в рамках некой общественно-
К.
Маркс создал свою теорию общества
на основе изучения капитализма. Социологическая
и историческая интерпретация
Согласно
марксизму, капитализм – последнее
эксплуататорское общество, на смену
которому, благодаря революции, придет
коммунизм – бесклассовое общество.
Капитализм характеризуется двумя
видами противоречий: между постоянно
развивающимися производительными
силами и медленно меняющимися производственными
отношениями и между ростом богатства
меньшинства и растущей нищетой
большинства. Капиталистическое общество,
вовлеченное в жесточайшую
В связи с исследованиями теории прибавочной стоимости, условиями труда при капитализме К. Маркс вводит понятия отчуждения и целостного человека. Целостный человек – человек, не искалеченный разделением труда, который реализует себя как личность посредством своей трудовой деятельности. При капитализме человек отчужден. Он трудится не ради самореализации, а из-за необходимости добывания средств к существованию (наемные работники), либо ради наживы (предприниматели). Только лишь в ассоциации свободных трудящихся, при коммунизме, человек сможет по настоящему стать собой.
Но что, же такое коммунизм – общество будущего – по К. Марксу? Сам он пишет вот что: «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.… Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он упраздняет условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса». Прежде чем исчезнуть, политическая власть, государство достигнет своего апогея – диктатуры пролетариата.
Диктатура пролетариата есть крайнее усиление пролетариата накануне критического момента его ослабления. Именно посредством диктатуры пролетариата будут отменены старые производственные отношения и, тем самым, основан коммунизм.
Идеи К. Маркса оказали огромное влияние на умы XX в., его учение получило поддержку многих мыслителей, социологов, экономистов, изменило судьбы целых народов, многие страны в течение долгих лет жили, руководствуясь идеями Маркса и его сподвижников.
В
онтологическом аспекте Маркс внес
важный вклад в открытие социальной
реальности, рассматривая общество как
систему связей и отношений между
индивидами, как фактор и результат
трудовой деятельности людей, которые
одновременно формируют социальные
системы и формируются ими. Общество,
по Марксу, не просто «включено» в природу;
оно находится с ней в сложных
отношениях взаимообмена благодаря
труду, который связывает его
с природой и вместе с тем противопоставляет
его ей. Хотя главные постулаты
материалистического понимания
истории недоказуемы и
Маркс
не проводил четкого различия между
обществом и человечеством, рассматривая
последнее как просто расширенное
до предела общество. Он исходил из
многолинейного характера социальной
эволюции, так как улавливал специфику
отдельных обществ. Он внес важный вклад
в исследование социального изменения,
социальной и политической революции.
Вместе с тем он недооценивал позитивное
значение социальной преемственности
и склонен был смешивать социальную революцию
с политической. С Маркса начинается традиция
исследования позитивных функций социального
конфликта в социологии.
Список литературы
Информация о работе Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)