Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:10, реферат

Описание работы

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты экономической социологии Маркса, ее методологию и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека, особенности его мышления и мировидения.

Содержание

Введение 3
Страницы биографии 4
Три кита "Социологии марксизма" 6
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Эконом.соц. реферат.docx

— 38.18 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     ГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»

     ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

     Кафедра философии и социально-гуманитарных наук 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине:

Экономическая социология

 «Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)»

       
 
 
 
 

     Выполнила:

     студентка 391 гр. Костылева  В.А.

     Научный руководитель:

     доцент. Шарипова М.Т.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление 

       Введение 3

       Страницы биографии 4

       Три кита "Социологии марксизма" 6

       Заключение 15

       Список литературы 16

     Введение

 

   Карл  Маркс - самый знаменитый и влиятельный  социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах  земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право  на существование, превратив ее в  разновидность государственной религии.

   Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать  Маркса как ученого чрезвычайно  трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место  в истории социальной науки, поэтому  изучать его вклад в эту  науку необходимо. Но для того чтобы  это стало возможно, требуется  отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И  в данной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты экономической социологии Маркса, ее методологию и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека, особенности его мышления и мировидения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Страницы  биографии

 

       Карл  Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших  в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.

       В 1830—1835 г. учился в  гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г.  получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1-го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".

       Марксу удалось  за короткий срок стать одним из лидеров данного направления, что  и привлекло пристальное внимание полиции. Несмотря на то, что Марксу не пришлось попадать за решетку, продолжать деятельность в Европе стало для  него излишне опасным и К. Маркс  на всю остальную свою жизнь с 1850 по 1883  находит убежище в Лондоне.

       В лондонский период жизни К. Маркс  пишет в числе многих произведений и "Капитал", который рассматривал как труд всей своей жизни. Что  касается финансовой стороны его  жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.

       Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

       Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.

       Первое. Их идеи рассматриваются в контексте  соцкультурных ценностей того времени  и пространства, где и когда  они жили. Поэтому неправомерно отождествлять  их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество пост марксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

       Второе. Маркс и Энгельс одними из первых стали использовать эмпирические социологические  исследования в своих теоретических  работах — «Анкета для рабочих», «Положение рабочего класса в Англии»  и др

     Три кита "Социологии марксизма"

 

       Марксизм  – одно из крупнейших направлений  социологии XX века, и многие из социологов, экономистов и просто тех, кто  считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом.

       Для того чтобы лучше понять сущность марксизма, необходимо проследить историю  его возникновения, Энгельс –  друг и соратник многих работ Маркса – перечисляет три традиции, повлиявшие на учение: немецкая философия, английская политэкономия и французская  историческая наука. Во-первых, Маркс следовал линии классической немецкой философии, разделяя одну из главных идей Гегеля: последовательность развития этапов философии и человеческий путь, и последовательность обществ. Во-вторых, изучая английскую политэкономию, Маркс пользовался терминами,  характерными для нее, разделяя некоторые идеи своего времени, например, теорию трудовой стоимости. В-третьих, у французских историков и социалистов он позаимствовал понятие классовой борьбы, которое широко использовал в по истории, в конце XVIII – начале XX в.

       Разумеется, восприняв теории своих предшественников, К. Маркс и Ф. Энгельс качественно  переработали их, создав абсолютно  новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно  взаимосвязанных друг с другом, и  представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с  марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса – это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем  анализ становления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества.

       Метод, присущий социологии марксизма –  диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленными борьбой внутренних противоположностей и находятся во всеобщей взаимной связи. С точки зрения К. Маркса идея – не творец, создатель, а отражение  материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру общества, необходимо отталкиваться от исторического  движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип детерминизма – один из основных в социологии марксизма.

       Наличие причинно-следственной связи в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в  сложной сети общественных явлений  и отношений те основные, которые  определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели  найти  объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые  возникают в процессе общественного  производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.

       Таким образом, принцип детерминированности  общественной жизни, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики  являются основными принципами историко-материалистического  истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам  термин  «исторический материализм»  указывает  на две основные характеристики данного истолкования. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс  показали его отличие от современных  им метафизических и статических  взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество.

       К. Маркс и Ф. Энгельс также внесли свой вклад в определение предмета общей социологии. Согласно их концепции, эта наука должна давать анализ действительной жизни людей, того, чем они на самом  деле являются, а не того, какими они  себя представляют. Классики марксизма  ратовали за такую предметную определённость общей науки об обществе, когда  её предметом являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связаны с «родовой сущностью» человека. В этой связи  большое значение для правильного  определения предмета общей науки  об обществе, когда ее предметом  являлось бы общество как совокупность практических отношений, которые складываются между людьми и которые связанны с «родовой сущностью» человека. В  этой связи большое значение для  правильного определения предмета общей науки об обществе имеют  данные К. Марксом определения. 1) сущность человека, 2) труда, 3) природы, и 4) общества.

       1. Рассматривая человека с позиции  материализма, К. Маркс и Ф.  Энгельс стремились определить, в чем состоит  отличие человека  от животного, установить, в чем  заключается сущность человека  как родового существа. Маркс  указывал, что человек есть не  только природное, но в то же время и общественное существо, реализующее своим деятельным отношением к миру условия своего материального и социального существования. Он писал: «Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу». По Марксу сущность человека составляет его производственная трудовая деятельность, а производственная жизнь человека есть, его родовая жизнь он подчеркивает: «Сами они (люди) начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни».

       2. К. Маркс рассматривает труд, как  сознательную деятельность человека  по обмену веществ с природой. Он пишет: "Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственности жизни, он (человек) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу". Согласно марксизму, труд создал не только человека, но и общество: оно возникло как результат взаимной связи людей в процессе труда и, прежде всего в материальном производстве.

       3. В домарксистской социологии  все представления о природе,  об отношении природы и общества  относились в основном к одной  из двух социологических теорий: а.) идеалистической (природа и  общество, вследствие своего  качественного  отличия, не имеют никакой связи  и абсолютно независимы друг  от друга). И б.) вульгарно – материалистической (общественные явления и процессы подчиняются законам, господствующим в природе).

       4. К. Маркс, говоря о целесообразной  трудовой деятельности, отличающей  человека от животного. И, исходя  из процесса обмена веществ  между человеком и природой, дает  определение общества как совокупности  отношения людей к природе  и друг к другу. По Марксу, общество – система отношений  между людьми, в основе которой   лежат экономические отношения,  в которые люди вступают с  необходимостью и независимо  от своей воли.

Информация о работе Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)