Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:10, реферат
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Очевидно, что в этих обстоятельствах рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно трудно, тем более что сам он не разделял в своей деятельности научную и практическую стороны. Тем не менее, он занимает важное место в истории социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту науку необходимо. Но для того чтобы это стало возможно, требуется отделить Маркса - ученого от Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данной работе я хочу не только рассмотреть основные аспекты экономической социологии Маркса, ее методологию и идейные истоки, но и подробно осветить личность этого разностороннего человека, особенности его мышления и мировидения.
Введение 3
Страницы биографии 4
Три кита "Социологии марксизма" 6
Заключение 15
Список литературы 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
философии и социально-
Реферат
по дисциплине:
Экономическая социология
«Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)»
Выполнила:
студентка 391 гр. Костылева В.А.
Научный руководитель:
доцент.
Шарипова М.Т.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение 3
Страницы биографии 4
Три кита "Социологии марксизма" 6
Заключение 15
Список литературы 16
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений в различных районах земного шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии.
Очевидно,
что в этих обстоятельствах рассматривать
Маркса как ученого чрезвычайно
трудно, тем более что сам он
не разделял в своей деятельности
научную и практическую стороны.
Тем не менее, он занимает важное место
в истории социальной науки, поэтому
изучать его вклад в эту
науку необходимо. Но для того чтобы
это стало возможно, требуется
отделить Маркса - ученого от Маркса
- политика, пророка и идеолога. И
в данной работе я хочу не только
рассмотреть основные аспекты экономической
социологии Маркса, ее методологию и идейные
истоки, но и подробно осветить личность
этого разностороннего человека, особенности
его мышления и мировидения.
Карл Маркс родился 5 мая 1818 г. в немецком городе Трире. Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввина, перешедших в 1816 г. из иудаизма в протестантизм.
В 1830—1835 г. учился в гимназии города Трира. С 1835 г. учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю искусств в Берлинском университете, по завершении которого в 1841г. получил степень доктора на философском факультете Йенского университета. Молодой доктор философии (аналог сегодняшнего кандидата философских наук), приехав в Париж после окончания университета, с головой уходит в деятельность многочисленных коммунистических кружков. Нет ни малейшего сомнения в том, что Маркс воспринял их идеи, а также идеи коммунистов - утопистов, причем в самых крайних формах. Как справедливо замечали исследователи его трудов, "Манифест" написанный до 1-го тома "Капитала" представлял собой сводку основных результатов теоретического марксизма - которые позже были "получены" в "Капитале".
Марксу удалось
за короткий срок стать одним из
лидеров данного направления, что
и привлекло пристальное
В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и "Капитал", который рассматривал как труд всей своей жизни. Что касается финансовой стороны его жизни в этот период, то она складывалась весьма непросто. Так, с 1851 г. и в течение десяти лет К. Маркс становится сотрудником газеты "Нью-Йорк дейли трибюн", но из-за финансовых трудностей на протяжении 1852—1857 гг. вынужден в основном заниматься журналистикой ради заработка, что почти не оставляло времени для продолжения экономических исследований. Правда, несмотря на это, ему удается подготовить работу "К критике политической экономии", и при содействии Ф. Лассаля, уговорившего одного из берлинских издателей принять ее, в 1859 г. она была опубликована.
Социология марксизма — это теория социального развития общества, созданная К.Марксом (1818— 1883) и Ф.Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.
Первое. Их идеи рассматриваются в контексте соцкультурных ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому неправомерно отождествлять их воззрения с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество пост марксистских течений, школ, которые называются марксистскими.
Второе.
Маркс и Энгельс одними из первых
стали использовать эмпирические социологические
исследования в своих теоретических
работах — «Анкета для рабочих»
Марксизм – одно из крупнейших направлений социологии XX века, и многие из социологов, экономистов и просто тех, кто считали себя приверженцами учения, внесли в него свой вклад. Несмотря на огромный практический материал, думаю, будет логичнее рассмотреть основные положения учения, сформулированные самим его основателем – Карлом Марксом.
Для того чтобы лучше понять сущность марксизма, необходимо проследить историю его возникновения, Энгельс – друг и соратник многих работ Маркса – перечисляет три традиции, повлиявшие на учение: немецкая философия, английская политэкономия и французская историческая наука. Во-первых, Маркс следовал линии классической немецкой философии, разделяя одну из главных идей Гегеля: последовательность развития этапов философии и человеческий путь, и последовательность обществ. Во-вторых, изучая английскую политэкономию, Маркс пользовался терминами, характерными для нее, разделяя некоторые идеи своего времени, например, теорию трудовой стоимости. В-третьих, у французских историков и социалистов он позаимствовал понятие классовой борьбы, которое широко использовал в по истории, в конце XVIII – начале XX в.
Разумеется, восприняв теории своих предшественников, К. Маркс и Ф. Энгельс качественно переработали их, создав абсолютно новое учение. По сути, марксизм является неким сплавом философских, социологических, экономических и других теорий, тесно взаимосвязанных друг с другом, и представляющих собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса. Если говорить более конкретно, то учение Маркса – это, в первую очередь, анализ современного ему капиталистического общества, т.е. его механизма, структуры, неизбежности изменения. Вместе с тем анализ становления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического развития человека и общества.
Метод, присущий социологии марксизма – диалектико-материалистический. Он основывается на таком понимании мира, согласно которому явления природы, общества и человеческого мышления подвержены качественным изменениям, обусловленными борьбой внутренних противоположностей и находятся во всеобщей взаимной связи. С точки зрения К. Маркса идея – не творец, создатель, а отражение материальной действительности. И потому в исследовании и познании действительности следует исходить не из идеи, а из самой действительности. Говоря конкретнее, анализируя структуру общества, необходимо отталкиваться от исторического движения, а не от способа мышления, характерного для данного социума. Принцип детерминизма – один из основных в социологии марксизма.
Наличие причинно-следственной связи в общественных процессах и явлениях. До Маркса социологи затруднялись выделить в сложной сети общественных явлений и отношений те основные, которые определяют, обуславливают (детерминируют) все остальные и не умели найти объективного критерия для такого выделения. Согласно марксистскому учению такими отношениями являются экономические (производственные), то есть, такие, которые возникают в процессе общественного производства. С точки зрения Маркса смена этапов общественного производства и является развитием общества.
Таким образом, принцип детерминированности общественной жизни, принцип объективного характера социальной действительности и принцип первичной роли экономики являются основными принципами историко-материалистического истолкования сущности человека и общества в рамкам исторического учения. Сам термин «исторический материализм» указывает на две основные характеристики данного истолкования. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, К.Маркс и Ф.Энгельс показали его отличие от современных им метафизических и статических взглядов на общество и его историю; назвав его материалистическим, они подчеркнули его отличие от идеалистической точки зрения на общество.
К.
Маркс и Ф. Энгельс также внесли
свой вклад в определение предмета
общей социологии. Согласно их концепции,
эта наука должна давать анализ действительной
жизни людей, того, чем они на самом
деле являются, а не того, какими они
себя представляют. Классики марксизма
ратовали за такую предметную определённость
общей науки об обществе, когда
её предметом являлось бы общество
как совокупность практических отношений,
которые складываются между людьми
и которые связаны с «родовой
сущностью» человека. В этой связи
большое значение для правильного
определения предмета общей науки
об обществе, когда ее предметом
являлось бы общество как совокупность
практических отношений, которые складываются
между людьми и которые связанны
с «родовой сущностью» человека. В
этой связи большое значение для
правильного определения
1.
Рассматривая человека с
2.
К. Маркс рассматривает труд, как
сознательную деятельность
3.
В домарксистской социологии
все представления о природе,
об отношении природы и
4.
К. Маркс, говоря о
Информация о работе Марксистское направление в экономической социологии (К. Маркс)