Марксистская политическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:58, реферат

Описание работы

В связи с поставленными целями выполнения этого реферата были обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «политика» по теории К.Маркса и Ф.Энгельса.
2. Значение политической науки и политической экономии.
3. Сущность государства по К.Марксу.
4. Обзор сущности и процесса построения социалистического общества.

Содержание

Введение 3
1. Исторические условия возникновения марксизма 4
2. Марксизм о политике 6
3. Внутренняя и внешняя политика по теории К.Маркса 8
4. Марксистская политическая теория о политической науке и политической экономии 11
5. Марксистская концепция государства. Общественно-политическая мысль К.Маркса 14
6. Социализм в политике. Построение социалистического общества 17
Заключение 19
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 42.75 Кб (Скачать)

- теория  политики, представляющая собой  введение в политическую науку,  посвященное философско-методологическим  основам политики и политических  отношений;

- теория  политических систем и их элементов:  государства, партий, политических  режимов;

- теория  международных отношений, предмет  которой составляют: система международных  отношений, природа войн, проблемы  нации и мировой политики, путей  укрепления всеобщего мира, мирного  сосуществования государств с различным социальным строем, формирование нового типа международных отношений и нового экономического порядка;

- теория  управления социально-политическими  процессами, изучающая формы и  методы политического руководства  и непосредственного управления  обществом со стороны государственных,  партийных, культурных и иных  организаций, пути повышения эффективности  функционирования всех социально-политических  институтов;

- политическая  идеология и история политических  учений, изучающие генезис политической  науки, роль и функции идеологии  в системе политической власти.

 В  основе марксистско-ленинской политической  науки лежит философия диалектического  и исторического материализма  и теория научного коммунизма. Будучи основателями организованного  рабочего движения, К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политической власти. Они не только разработали общетеоретические методологические основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности государств, политических партий и их лидеров.

В.И.Ленин, выдвинул задачу разработки «материалистической теории политики», создал теорию социалистического государства, обосновал задачи его внутренней и внешней политики, демократический формы организации и принципы строительства, разработал теорию международных отношений в революционную переходную эпоху, принципы мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отдельных групп, социальную психологию, политическое поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью политической науки.

К.Маркс о политической экономии писал: «наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах и при которых, соответственно этому, в каждом данном обществе совершается распределение продуктов». [1]

Ленин характеризовал политическую экономию как науку о развивающихся  исторических укладах общественного  производства, дающую представление  о его различных системах и  о коренных чертах каждой системы, и  указывал, что предмет политическая экономия «вовсе не производство материальных ценностей, как часто говорят, а  общественные отношения людей по производству».

Марксизм  произвел революционный переворот  в политической экономии, превратил  ее из социальной науки буржуазии  в пролетарскую, подлинно научную  политическую экономию, создав на ее месте  собственности политической экономии труда.

Теория  политики в общественной или теоретической  политологии изучает политику в  широком понимании как общественное явление, в ее сути и в проявлении в разных исторических формах, определяет тенденции и закономерности возникновения, развития и функционирования государства, власти, права. Теория государства является одной из весомых составных общественной теории политики. Государство - это  центральный элемент политической системы государства. Знание и понимание гражданами сути государства, своих прав и обязанностей, владение процедурами общественно-политического взаимодействия является важным условием общественной стабильности, эффективного государства, преобразование его на дело каждого.

Марксистское  понимание природы государства  было изложено Ф.Энгельсом, где обосновывался тезис согласно которому государство возникло из-за того, что общинно-родовой строй «был подорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы». [4]

 озже к спорам о сути государства любых общечеловеческих признаков прибавляется абсолютизация произвольной человеческой деятельности, придается преувеличенное значение специальным, научно обоснованным усилениям индивидов, групп, партий, направленных на переустройство, «усовершенствование» государства и общества, в общем, формируется революционно-преобразовательное сознание, классовая культура.

5. Марксистская концепция  государства. Общественно-политическая  мысль К.Маркса

Непосредственно К.Маркс написал о спорной сущности государства: «Государство является той формой, в которой индивиды, принадлежащие к властвующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которых все гражданское общество конкретной эпохи воссоздает свое концентрированное выражение. В сферу деятельности государства входят специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами». [4]

Вместе  с тем К.Маркс делал ударение на признании государства такой силой, которая соответствует и за создание всеобщего интереса, за выполнение общих дел, вытекающих из природы любого общества, - строительство путей сообщения, оросительных систем, защита границ, сохранение существующей экономики и социальной структуры, поддержка порядка. Со временем такое понимание государства (признание классового, корпоративного и общечеловеческого начал в нем) оказывается сломанной, усиливается внимание на одной из его сторон, находящихся в спорном единстве.

«Государство - это машина для поддержания властвования одного класса над другим, это организованное насилие одного класса для угнетения  другого». [4]. Из этого добывались доказательства для обоснования безпредупредительного вмешательства социалистического государства во все царствования жизни общества. Понятие государства, как аппарата насилия, способа, который одна часть населения исполняет для подчинения себе другого, для удовольствия собственных интересов, остается распространенным и сейчас.

Пику  популярности марксизм достиг в ХХ ст., но в конце его практически  сошел на ноль после того, как  не оправдалось большинство предсказаний этой доктрины относительно капитализма, и потерпела фиаско система так  называемых социалистических стран. Кроме того, оказалось не совсем оправданной в оценке общественных явлений и ставка марксизма на классовую борьбу как разрушительную силу развития общества. Возникшее в конце ХІХ ст. Радикально-коммунистическое течение общественно-политической мысли, создателями которой были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, содержало следующие тезисы:

- разрушительной  силой в антагонистических формациях  является классовая борьба;

- при  капитализме решающая роль отведена  пролетариату, выполняющему мессианскую  роль;

- пролетариат  должен осуществлять свою диктатуру;

- суть  пролетарской миссии в разрушении  буржуазной государственной машины  через осуществление политической  революции и строительство коммуны; 

- для  победы пролетариату нужна своя  политическая партия;

-пролетарская  партия возглавит эту борьбу  только при условии разрушительной  идеологической борьбы не только  с противоположниками, а и в своих рядах.

Методология марксизма позволяет раскрыть существо политики, объяснить политическую деятельность, и тем самым создает основу научной политики. Субъектами политической деятельности, носителями политических интересов и борцами за их реализацию выступают, прежде всего, классы и нации. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими  общественными группами своих интересов  формировалась политическая надстройка общества, возникли разного рода организации  и учреждения, в рамках которых  по преимуществу осуществляется политическая деятельность - прежде всего государство, позднее политические партии.

Характер  взаимоотношений политики и экономики  рельефно выражен в классических ленинских формулах; «Политика есть концентрированное выражение экономики» и «Политика не может иметь  первенства над экономикой». [4] Сложное и противоречивое многообразие экономических интересов в политических требованиях и решениях очищается от случайного и неустойчивого. Этот процесс может протекать стихийно, неосознанно, что во многих случаях деформирует политическое отражение экономических связей и интересов. Только научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы отражения экономических потребностей, что становится возможным на определенном историческом этапе общественного развития. Вторая ленинская формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. «Без правильного политического подхода к делу данный класс не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи». [4]

Правильный  политический подход заключается в  том, рассматривать производственные задачи во всем контексте социальных проблем, характерных для данного  исторического этапа.

В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны  основные принципы научной политики и политической деятельности. Анализ фактов служит как исходным материалом для принятия политических решений, так и основой их последующей  корректировки, проверки правильности избранного пути. Изучение того, как  решение осуществляется, какие изменения  вызывает в обществе, как оно воспринимается массами, то есть использование механизма  обратной связи - важнейшее условие  научной политики. 

6. Социализм в политике. Построение социалистического  общества

Неизбежность  превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперед все более и более быстро и проявляющееся за те полвека, которые прошли со смерти Маркса, особенно наглядно в росте крупного производства, картелей, синдикатов и трестов капиталистов, а равно в гигантском возрастании размеров и мощи финансового капитала, - вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма. Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и все более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»). Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества. Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производства коллективным усовершенствованным трудом - вот прямые последствия такого перехода.

Капитализм  окончательно разрывает связь земледелия с промышленностью, но в то же время  своим высшим развитием он готовит  новые элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного приложения науки и комбинации коллективно  труда, нового расселения человечества (с уничтожением как деревенской  заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших  городах).

Рабочий класс не мог окрепнуть, возмужать, сложиться, не «устраиваясь в пределах нации», не будучи «национален» («хотя  совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия»). Но развитие капитализма  все более и более ломает национальные перегородки, уничтожает национальную обособленность, ставит на место национальных антагонизмов классовые. В развитых капиталистических странах полной истиной является поэтому, что «рабочие не имеют отечества» и что «соединение  усилий» рабочих по крайней мере цивилизованных стран «есть одно из первых условий освобождения пролетариата». [3]

Государство, это организованное насилие, возникло неизбежно на известной ступени  развития общества, когда общество раскололось на непримиримые классы, когда оно не могло бы существовать без «власти», стоящей якобы над обществом и до известной степени обособившейся от него. Возникая внутри классовых противоречий, государство становится «государством сильнейшего, экономически господствующего класса, который при его помощи делается и политически господствующим классом и таким путем приобретает новые средства для подчинения и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подчинения рабов, феодальное государство - органом дворянства для подчинения крепостных крестьян, а современное представительное государство является орудием эксплуатации наемных рабочих капиталистами». [3] Даже самая свободная и прогрессивная форма буржуазного государства, демократическая республика, нисколько не устраняет этого факта, а лишь меняет форму его.

Информация о работе Марксистская политическая теория