Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, проанализировать особенности и перспективы его развития, а также обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Выделить критерии малого бизнеса
Изучить правовые основы
Раскрыть проблемы малого бизнеса
Рассмотреть факторы конкурентоспособности
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса
Критерии выделения малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Факторы конкурентоспособности малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике
2.1. Становление малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать, как распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем) существенное значения при разрешении вопросов ответственности как самого предприятия так и его учредителя.
Следует отметить, что на основании ст.8 п. 2 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности << индивидуальное предприятие может быть образованно путем приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. Для регистрации предприятия представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав, а также заявление учредителя и свидетельство об уплате госпошлины >> (ст. 34 Закона о предприятии и предпринимательской деятельности). Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные незаконным отказом регистрации.
1.3. Факторы конкурентоспособности малого бизнеса
Предложение
широкого спектра товаров и услуг,
ориентированных на самые разные
социальные слои населения, позволяет
создавать условия для
Практика развитых стран показывает, что всемирная поддержка малого бизнеса – незыблемое условие постоянного развития конкуренции. В чем же ключ к успеху малых предприятий, из чего складываются их конкурентные преимущества?
Конкурентоспособность
малого предпринимательства в первую
очередь объясняется
В
отличие от небольших фирм, крупные
структуры отрасли действуют
в стратегических группах, лучше
защищенных барьерами, имеют сильные
позиции в отношениях с потребителями
и поставщиками, надежнее ограждены
от соперничества с другими
Характерная
особенность отраслей, внутри которых
наибольшей эффективности достигают
малые фирмы, состоит в низком уровне
концентрации, или фрагментарности. Это
важнейшее структурное условие означает,
что ни одна из фирм отрасли не имеет существенной
доли рынка и не способна оказывать значительное
влияние на итоговые результаты функционирования
отрасли в целом. Как правило, отрасли
с низким уровнем концентрации(
Вытекающие отсюда качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать конкурентные преимущества(факторы конкурентоспособности) предприятий, работающих в данном секторе экономики. В специальной литературе содержатся различные классификации указанных факторов. А.Томпсон и А.Стрикленд, авторы одной из наиболее обстоятельных классификаций2. Авторы разграничивают обычные и так называемые ключевые факторы успеха и выделяют следующие типы ключевых факторов:
Современная рыночная среда динамична и зачастую непредсказуема. Непрерывно происходят изменения во вкусах и запросах потребителей, появляются новые технологии, управленческие методы. Все это открывает перспективы для малого бизнеса, обеспечивает ему преимущества перед крупным предпринимательством. Присущие им гибкость и динамичность способствуют тому, что фактически каждое малое предприятие постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности. Можно сказать, что японская бизнес философия кайдзен – совершенствование всех составляющих бизнеса – приемлема для каждого малого предприятия. Ее суть проста: нет предела совершенству и каждый должен стремится к достижению новых высот, потому что другой возможности выжить на рынке нет. Мотивационные механизмы претерпели изменения практически во всех секторах экономики, включая и крупные транснациональные компании. Но в малом бизнесе мотивационная составляющая всегда была составной частью их конкурентоспособности, встроенной в сам ее механизм.
Таким
образом, конкурентоспособность малого
бизнеса можно определить как
его способность применять
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике
Становление малого бизнеса в России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.
На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался с основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки. С этого момента начинались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.
Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности – “челночный бизнес”, получивший широкое распространение по всей стране.
Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 года. В этот период ввиду отсутствия институциональной среды эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса.
Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует о том, что “ставка” на него была сделана в начале 20 в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации – отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью.
Отступление к малому бизнесу в различных странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этой области оказалась Япония, менее всего подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная корпоративная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать малого бизнеса у Японии.
К настоящему времени роль малого бизнеса в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже, чем за рубежом. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 37 раз[2], от Японии – в 7,7 раза, от Великобритании – в 4,7 раза, по доле вклада малых предприятий в ВВП: от США – в 4,7 раза, от Японии и Великобритании – в 5 раз, по доле занятых в малом бизнеса Россия отстает от Японии в 6 раз, от США и Великобритании – в 4 раза[3].
К
началу 2006 г. наибольшее количество российских
малых предприятий (45,8 %) функционировало
в оптовой и розничной
Стоит
отметить, что система малых предприятий
как за рубежом, так и в России,
развивается главным образом в крупных
городах и промышленных центрах. В условиях
урбанизации система малых предприятий
играет новую, важную роль в функционально-пространственном
развитии городов. Особенно ярко это проявилось
в российской рыночной экономике в развитии
конкурентных отношений; в формировании
нового социального слоя мелких собственников,
которые должны были стать, но пока не
стали социальной базой экономической
реформы, а затем и всего общества. Но система
малого бизнеса в России постепенно начинает
выполнять градообразующие функции, а
также функции инвестиционного характера.
В условиях ограниченности у государства
финансовых и материальных ресурсов, необходимых
для оказания поддержки развития предпринимательства,
именно система малых предприятий призвана
развивать городской сегмент пореформенной
экономики России. Это связано прежде
всего с тем, что предприятия данного сегмента
рынка не требуют крупных стартовых инвестиций,
обладают высокой скоростью оборота ресурсов,
способствуют насыщению внутреннего рынка
потребительскими товарами и услугами,
значительно смягчают проблемы безработицы,
создавая в городах новые рабочие места.
2.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.
в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Экономика таких стран, как Германия, США, во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как развивается и действует малый бизнес в этих странах.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.
Но малые предприятия как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х годов ХХ в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Можно говорить
о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
— консервация масштабов деятельности
с последующим сохранением статус-кво;
— медленное расширение деловой активности;
— развитие малых предприятий и превращение
их в средние, а затем и в крупные компании.
Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития