Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, проанализировать особенности и перспективы его развития, а также обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Выделить критерии малого бизнеса
Изучить правовые основы
Раскрыть проблемы малого бизнеса
Рассмотреть факторы конкурентоспособности

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса
Критерии выделения малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Факторы конкурентоспособности малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике
2.1. Становление малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     Имущество, которое учредители передают предприятию, может быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним  и на других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими последствиями. В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию имущество является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то их общей долевой собственностью; при этом следует указать, как распределяются доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия или же его учредителя может (в дальнейшем) существенное значения при разрешении вопросов ответственности как самого предприятия так и его учредителя.

     Следует отметить, что на основании ст.8 п. 2 Закона РСФСР о предприятиях и  предпринимательской деятельности << индивидуальное предприятие может быть образованно путем приобретения гражданином (семьей) государственного или муниципального предприятия. Для регистрации предприятия представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав, а также заявление учредителя и свидетельство об уплате госпошлины >> (ст. 34 Закона о предприятии и предпринимательской деятельности). Закон РСФСР предусматривает право предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные незаконным отказом регистрации.

 

1.3. Факторы конкурентоспособности малого бизнеса

     Предложение широкого спектра товаров и услуг, ориентированных на самые разные социальные слои населения, позволяет  создавать условия для функционирования и развития малого предпринимательства, что, в свою очередь, ослабляющего тенденцию к монополизации экономики, которая объективно ведет к игнорированию потребительских предпочтений.

     Практика  развитых стран показывает, что всемирная  поддержка малого бизнеса – незыблемое условие постоянного развития конкуренции. В чем же ключ к успеху малых предприятий, из чего складываются их конкурентные преимущества?

     Конкурентоспособность малого предпринимательства в первую очередь объясняется значительным потенциалом, который заложен в  малом бизнесе и обусловлен такими его качественными характеристиками, как персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами, единство права собственности и  непосредственного управления предприятием, а также ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.

     В отличие от небольших фирм, крупные  структуры отрасли действуют  в стратегических группах, лучше  защищенных барьерами, имеют сильные  позиции в отношениях с потребителями  и поставщиками, надежнее ограждены  от соперничества с другими группами и т.д. В тоже время, если экономия на масштабе в производстве, сбыте или других функциональных сферах не слишком значительна, мелкие фирмы, проводящие стратегию специализации, способны достичь в совей рыночной нише более высокой дифференциации продукта, обеспечить себе преимущества в технологии или качестве обслуживания. В таких отраслях они вполне могут быть прибыльнее, чем крупные, имеющие широкий производственный профиль.

     Характерная особенность отраслей, внутри которых  наибольшей эффективности достигают  малые фирмы, состоит в низком уровне концентрации, или фрагментарности. Это важнейшее структурное условие означает, что ни одна из фирм отрасли не имеет существенной доли рынка и не способна оказывать значительное влияние на итоговые результаты функционирования отрасли в целом. Как правило, отрасли с низким уровнем концентрации(фрагментированные) состоят из большого числа компаний мелкого и среднего размера, многие из которых находятся в руках частных владельцев. Важным моментом, обуславливающим уникальность условий конкуренции, является отсутствие лидеров рынка, обладающих значительной силой воздействия на конкурентную ситуацию.

     Вытекающие  отсюда качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и  сформулировать конкурентные преимущества(факторы  конкурентоспособности) предприятий, работающих в данном секторе экономики. В специальной литературе содержатся различные классификации указанных факторов. А.Томпсон и А.Стрикленд, авторы одной из наиболее обстоятельных классификаций2. Авторы разграничивают обычные и так называемые ключевые факторы успеха и выделяют следующие типы ключевых факторов:

    • зависящие от технологии;
    • относящиеся к производству;
    • относящиеся к реализации продукции;
    • относящиеся к маркетингу;
    • относящиеся к профессиональным навыкам;
    • связанные с организационными возможностями;
    • прочие.

     Современная рыночная среда динамична и зачастую непредсказуема. Непрерывно происходят изменения во вкусах и запросах потребителей, появляются новые технологии, управленческие методы. Все это открывает перспективы  для малого бизнеса, обеспечивает ему преимущества перед крупным предпринимательством. Присущие им гибкость и динамичность способствуют тому, что фактически каждое малое предприятие постоянно втянуто в процесс совершенствования своей деятельности. Можно сказать, что японская бизнес философия кайдзен – совершенствование всех составляющих бизнеса – приемлема для каждого малого предприятия. Ее суть проста: нет предела совершенству и каждый должен стремится к достижению новых высот, потому что другой возможности выжить на рынке нет. Мотивационные механизмы претерпели изменения практически во всех секторах экономики, включая и крупные транснациональные компании. Но в малом бизнесе мотивационная составляющая всегда была составной частью их конкурентоспособности, встроенной в сам ее механизм.

     Таким образом, конкурентоспособность малого бизнеса можно определить как  его способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ. Ключевое значение имеет  сравнительная( в сопоставлении) оценка уровня способности малого предпринимательства использовать конкурентный потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике

    1. Становление малого бизнеса в России

     Становление малого бизнеса в России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.

     За  это время малый бизнес в своем  развитии прошел несколько этапов.

     На  первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался с основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки. С этого момента начинались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.

       Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности – “челночный бизнес”, получивший широкое распространение по всей стране.

     Современный, третий  этап развития малого бизнеса начался с 1995 года. В этот период ввиду отсутствия институциональной среды эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса.

     Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует  о том, что “ставка” на него была сделана в начале 20 в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации – отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью.

     Отступление к малому бизнесу в различных  странах имеет свои особенности. Страной-лидером в этой области  оказалась Япония, менее всего  подверженная воздействию мирового кризиса, поскольку широкая сеть единоличных, семейных и других малых  хозяйств, функционирующих вокруг крупных японских компаний и подпитывающих их своей деятельностью, помогла последним выстоять, в то время как преобладающая крупная корпоративная собственность в Америке разрушалась под воздействием кризиса. Это обстоятельство побудило американцев позаимствовать  малого бизнеса у Японии.

     К настоящему времени роль малого бизнеса  в основных параметрах развития нашей  страны значительно ниже, чем за рубежом. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 37 раз[2], от Японии – в 7,7 раза, от Великобритании – в 4,7 раза, по доле вклада малых предприятий в ВВП: от США – в 4,7 раза, от Японии и Великобритании – в 5 раз, по доле занятых в малом бизнеса Россия отстает от Японии в 6 раз, от США и Великобритании – в 4 раза[3].

     К началу 2006 г. наибольшее количество российских малых предприятий (45,8 %) функционировало  в оптовой и розничной торговле. Заметное место в отраслевой структуре занимают малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (15,5 %), обрабатывающим производством (12,3%) и строительством(11,2%).

     Стоит отметить, что система малых предприятий  как за рубежом, так и в России, развивается главным образом в крупных городах и промышленных центрах. В условиях урбанизации система малых предприятий играет новую, важную роль в функционально-пространственном развитии городов. Особенно ярко это проявилось в российской рыночной экономике в развитии конкурентных отношений; в формировании нового социального слоя мелких собственников, которые должны были стать, но пока не стали социальной базой экономической реформы, а затем и всего общества. Но система малого бизнеса в России постепенно начинает выполнять градообразующие функции, а также функции инвестиционного характера. В условиях ограниченности у государства финансовых и материальных ресурсов, необходимых для оказания поддержки развития предпринимательства, именно система малых предприятий призвана развивать городской сегмент пореформенной экономики России. Это связано прежде всего с тем, что предприятия данного сегмента рынка не требуют крупных стартовых инвестиций, обладают высокой скоростью оборота ресурсов, способствуют насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, значительно смягчают проблемы безработицы, создавая в городах новые рабочие места. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы и перспективы  развития малого  бизнеса.

     Развитие  малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Несмотря на все его преимущества, имеются и проблемы, которые могут стать непреодолимыми. Вследствие большого значения малых предприятий для социального и экономического положения в стране, в большинстве стран разрабатываются законы, направленные на помощь в развитии малых предприятий. Системы мер поддержки малого бизнеса, сложившиеся к настоящему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе концепций экономической политики, выбора приоритетов и используемых средств, объема вовлеченных бюджетных ресурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определенные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все больше внимания разработке и проведению единой межгосударственной политики в отношении сектора малого предпринимательства.

     в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами[4].
 

Экономика таких  стран, как Германия, США, во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как развивается и действует малый бизнес в этих странах.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.

Но малые предприятия  как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х  годов ХХ в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства: 
— консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво; 
— медленное расширение деловой активности; 
— развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития