Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель работы: охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, проанализировать особенности и перспективы его развития, а также обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса
1.1. Критерии выделения малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3. Факторы конкурентоспособности малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике
2.1. Становление малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
в нашей стране действует федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
Экономика таких стран, как Германия, США, во многом основывается на малых предприятиях. Посмотрим, как развивается и действует малый бизнес в этих странах.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Число малых предприятий растет.
Но малые предприятия как возникают, так и распадаются. Например, в Германии в конце 90-х годов ХХ в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более пяти лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Можно говорить
о трех моделях развития мелкого
предпринимательства:
— консервация масштабов деятельности
с последующим сохранением статус-кво;
— медленное расширение деловой активности;
— развитие малых предприятий и превращение
их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса
владельцев малых предприятий в
Германии, 55% не планируют расширение,
35% разрабатывают планы медленного
устойчивого роста, и только 10% — быстрого
развития за счет производства новой продукции
или вступления на новые рынки, что говорит
о стремлении к сохранению статус-кво.
В конце ХХ века в Германии обозначилась
тенденция к увеличению числа малых предприятий.
Поэтому правомерно утверждать, что в
эти годы одновременно с укреплением позиций
верхушки монополистического капитала
(данное утверждение ни у кого не вызывает
сомнений) в экономике стран Запада наметился
процесс возрастания значения мелких
и средних фирм в ряде областей как материальной,
так и нематериальной сферы производства.
Доля крупнейших компаний в выпуске продукции,
инвестициях, обороте и других показателях
многих отраслей оставалась стабильной
или даже несколько снижалась. Установился
баланс между мелким и средним бизнесом.
Этот временной период можно считать звездным
часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства
все более важной становится быстрая,
гибкая, инновационная адаптация внутренней
среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей
неопределенности хозяйственной среды.
Предприниматели все чаще осознают необходимость
использовать не только преимущества
специализации, особую атмосферу творчества
и заинтересованности, традиционно царящую
в малых фирмах, но и возможности, которые
открываются при производственной кооперации:
экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские
разработки, разделение риска.
Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на изменения в экономике. Мелкие предприятия стали индикатором общего состояния дел в экономике. Они наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях. Волна разорений или образования новых компаний начинается в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности. В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы как правило не имеют такой возможности. Это вынуждает интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Развитие малых предприятий при преодолении кризиса служит важным средством оздоровления экономики.
В наших условиях малый бизнес может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Есть сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.
Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5—10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Еще одной проблемой является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством.
Результаты исследования показали, что бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего бизнеса является не совсем верным. Во-первых, произошло увеличение доли субъектов малого бизнеса в структуре хозяйствующих субъектов РФ. Во-вторых, показатели, характеризующие уровень развития МСП в России, оказались близки к европейскому.
По итогам 2003 г. в России функционировало 8562 тыс. хозяйствующих субъектов. На долю МСП приходилось 93%. В Европе и США на долю МСП приходится 99,8% предприятий.
Структура занятости свидетельствует, что в России обеспечение рабочими местами на 54,8% происходит за счет крупных предприятий. В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только на 34,2%. Средними предприятиями в России обеспечивается 23,4% занятости. Затем по массовости предоставления рабочих мест идут малые предприятия и сегмент индивидуального бизнеса (11 и 10% соответственно). На фоне стран СНГ Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Белоруссии, Казахстане, Украине — около 5%, в Киргизии — около 4%, в Туркмении и Узбекистане — около 3%, в Таджикистане — чуть более 1%.
Региональный анализ показал неравномерность распространения МСП по территории России. При этом на уровне субъектов Федерации эта неравномерность усиливается. Так, число субъектов этого сектора в расчете на 1000 человек экономически активного населения в 2003 г. колебалась от 47 (Республика Бурятия) до 440 (Республика Алтай). Среди МСП наибольшее распространение получили индивидуальные предприниматели. На втором месте — средние предприятия, затем идут малые предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Число МСП на 1000 человек экономически активного населения в среднем по России составило 37 единиц (при отнесении к средним предприятий с численностью занятых до 250 чел.), что говорит о достаточно широком распространении малого и среднего бизнеса в России.
Таблица 1
Роль малых предприятий в экономике Европы и России
|
В. Тихомиров и И. Тихомирова предложили рейтинги степени развития МБ в федеральных округах Российской Федерации с использованием в качестве обобщающего показателя индекса развития малого бизнеса (ИРМБ). Этот индекс формируется с помощью трех субиндексов: индекса занятости на малых предприятиях, индекса капитальных вложений, индекса произведенной МП продукции (работ, услуг) На основе предложенных показателей были определены рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам (табл. 2). В период с 2001 по 2003 гг. рейтинги степени развития МБ в федеральных округах РФ практически не изменились.
По итогам 2003 г. МСП было получено 7278,5 млрд. руб. выручки, что составило 39,3% от общего объема выручки. Доля рынка российских МСП приближается к данному показателю в европейских странах (56,7%). Среди российских МСП (ценз по численности занятых до 250 чел.) наибольшая доля рынка занята малыми предприятиями — 20,8%. На втором месте находятся средние предприятия — 16,4% объема продаж. Учитывая, что численность занятых на МП в 2—3 раза уступала средним предприятиям, можно сделать вывод о большей эффективности первых. Доля выручки ПБОЮЛ в общем объеме минимальна — 2,1%.
В 2003 г. по показателю «выручка на одного занятого» наиболее эффективными были крупные предприятия — 657,7 тыс. руб. на чел. Это объясняется тем, что многие крупные предприятия являются монополистами на своем рынке, как правило, они работают в сферах, являющихся наиболее экономически более выгодными, и у них хорошие отношения с местными органами власти. Вторые по эффективности — МП (532,48 тыс. руб. на чел.), затем идут средние предприятия — 388,9 тыс. руб. на чел. Наименее эффективны ПБОЮЛ — 58,6 тыс. руб. на чел.
Таблица 2
Рейтинги степени развития малого бизнеса в федеральных округах РФ (на основе ИРМБ)
|
Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития