Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, проанализировать особенности и перспективы его развития, а также обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие малого бизнеса
1.1. Критерии выделения малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.3. Факторы конкурентоспособности малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . .10
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике
2.1. Становление малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса . . . . . . . . . . . . 18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

                              Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  экономики и управления 

Кафедра экономической теории

Процент выполнения работы                    
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     
Номер учебной недели
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема

Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития. 
 

                                                                  Выполнил: студентка группы МК-116

                                                                                                         Габдуллина С.У.

                                                                                        ______________________

                                                                            (подпись)

                                                                 Руководитель: Сибагатуллина С.Р.

                                                                         _____________________

                         (дата и подпись)  

Уфа 2010 

          Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Понятие малого бизнеса

    1. Критерии выделения малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    2. Правовые основы малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
    3. Факторы конкурентоспособности малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . .10

Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике

2.1.     Становление малого бизнеса в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

    1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса . . . . . . . . . . . . 18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Список  используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Я считаю, что необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Малые и средние предприятия  являются основой формирования здоровой конкурентной среды в национальной экономике. В условиях мирового экономического кризиса, вызвавшего крупные банкротства и массовые сокращения персонала в крупном бизнесе, малые и средние предприятия принимают на себя функцию трудоустройства высвобождаемых работников, обеспечивая стабилизацию социально-экономической ситуации. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

     Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятия в  свете последних изменений в  экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству  большинства крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. В связи с обвалом рубля крупные компания потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большая часть средних и мелких предприятий после сентября 1998 года вообще перестала существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для развития малого бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест. Следует отметить, что малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов. Одним из главнейших преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

     Вхождение России в мировую экономику способствует развитию малого предпринимательства. В условиях экономического кризиса  РФ особое значение приобретают эффективность  и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых  хозяйственных связей, организация производственной и инновационной деятельности.

     Наконец, развитие малого предпринимательства  необходимо еще и потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают выгоду не только для себя, но и для рыночной экономики в целом.

     Цель  работы: охарактеризовать малое предпринимательство  в России в настоящее время, проанализировать особенности и перспективы его  развития,  а также обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

     В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Выделить критерии малого бизнеса
  2. Изучить правовые основы
  3. Раскрыть проблемы малого бизнеса
  4. Рассмотреть факторы конкурентоспособности
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие малого бизнеса 

1.1 Критерии выделения малого бизнеса 
 
 
 

     Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин 
«малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. 
Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

        В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: 1) численность персонала; 2) размер уставного капитала; 3) величина активов; 4) объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

       Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей: 1) количество занятых работников до 50 чел.; 2) годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ; 3) сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ. К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают: 1) количество занятых работников от 50 до 250 чел.; 2) годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ; 3) сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.[1]

     При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса.

       Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству  разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии. Рассмотрим, как относят предприятия к малым некоторые страны с развитой экономикой.

     В Японии главными критериями определения  мелких предприятий являются величина капитала, численность рабочих и отраслевая принадлежность.

      В Германии при отнесении предприятий  к сектору мелкого предпринимательства  применяются следующие критерии:

    • единство собственности и управления;
    • так называемая обозримость предприятия, что позволяет достичь высокой степени трудовой мотивации работников;
    • особая роль руководителя такого предприятия (который оказывается непосредственно включенным в процесс производства);
    • так называемое семейное ведение дела;
    • особый характер финансирования (преимущественно за счет банковских кредитов), что порождает нехватку капитала.

      В Великобритании используются критерии величины оборота, активов и средней  численности занятых.

     Количественный  критерий положен в основу классификации  предприятий и в России. Согласно Федеральному закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте 
– 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Правовые основы малого бизнеса 
 

     По  мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации  частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся  в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. 
Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98%- небольшие семейные фирмы.1И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

       Рассмотрим правовые основы деятельности малых предприятий в РФ. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: 1) заявление учредителя, 2) устав предприятия, 3) решение о создании предприятия или договор учредителей, 4) свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

     Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике: проблемы, перспективы, направления развития