Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес в России…………………………………………..6
1.1. Развитие малого бизнеса в России…………………………………6
1.2. Понятие и виды малых предприятий……………………………….8
1.3. Роль и преимущества малого бизнеса в экономике………………. 10
Глава 2. Правовое регулирование малого бизнеса в России ……………13
2.1 Организационно-правовые формы малого бизнеса …………………13
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России ………………18
2.3 Проблемы малого бизнеса в настоящее время ……………………….21
2.4 Перспективы развития малого бизнеса в России ……………………25
Заключение………………………………………………………………….27
Список используемых источников и литературы………………………..31
Приложение А………………………………………
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Основными средствами государственной политики стимулирования малого и среднего бизнеса в развитых странах являются:
Финансовая поддержка-реализация государственных целевых, кредитных программ, гарантирование займов, предоставление льготных и бесплатных субсидий, прежде всего на научно-техническое развитие, участие в деятельности и формировании ресурсов кредитно-финансовых и инвестиционных учреждений, повышение кредитоспособности малого и среднего бизнеса с помощью системы страхования;
Управленческая поддержка-консультирование, обучение, информационное обслуживание, финансирование и участие в работе организаций, которые непосредственно поддерживают предпринимателей, создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче технологий;
Налоговая политика - льготная система налогообложения, система ускоренной амортизации основных средств и изъятие амортизационных отчислений из объектов налогообложения;
Антимонопольная политика-обеспечение справедливых и равноправных условий и соглашений по государственным заказам, а также между крупными и малыми предприятиями[6].
В настоящее время Правительство РФ уделяет много внимания на развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач, таких как формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
При этом общеизвестно, что характер деятельности субъектов малого предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в стране. Развитие малого предпринимательства способствует повышению уровня экономической свободы, формированию гражданского общества. Как отмечается в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ за 2007 год, «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс», являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества. Несмотря на все трудности, присущие настоящему периоду развития, малый бизнес, остается ключевой потенциальной «точкой роста» российской экономики, чему способствуют его возможности по адаптации к изменению конъюнктуры рынка и сокращению уровня затрат, а также высокая инновационная активность.
С учетом важности роли, которую малое предпринимательство играет в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной, в настоящее время поддержка развития данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики. Целью государственной политики в области модернизации структуры экономики на основе оптимизации сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, таким образом, является расширение комплексной поддержки малого предпринимательства.
Фактор государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора. Вместе с тем, при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние общего бизнес-климата в стране и величины административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства. Динамика данного фактора напрямую зависит от проводимой государственной экономической (в частности, промышленной и конкурентной) политики, а также результативности комплекса мер и мероприятий, направленных на сокращение избыточного государственного вмешательства в экономику.
Следует понимать, что результативность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в прямой связи с общей величиной административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства: положительный эффект от последовательной реализации продуманной и обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами политики поддержки малого предпринимательства может быть нивелирован негативными характеристиками институциональной среды, в которой функционирует малый бизнес. С другой стороны, совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики и улучшение делового климата способны содействовать развитию малого предпринимательства в значительно большей мере, чем меры государственной политики поддержки. Иллюстрацией данного тезиса могут служить оценки, приведенные в исследовании Фонда «Либеральная миссия»[7]: снижение только одних коррупционных издержек на 5-10% позволило бы в совокупности высвободить от 8 до16 млрд. руб. в год, которые малый бизнес мог бы направить на финансирование необходимых ему мероприятий. Для сравнения, в федеральном бюджете на 2005 г. на поддержку малого предпринимательства было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 г. – 3 млрд. руб.
Неэффективные, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности барьеры, негативно сказывающиеся на деловом климате недостатки нормативного правового регулирования и правоприменения помимо общего губительно влияния на развитие сектора малого предпринимательства обуславливают наличие теневой составляющей в деятельности субъектов малого предпринимательства.
В качестве целей государственной политики поддержки малого предпринимательства на настоящем этапе заявляются:
создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого предпринимательства своей деятельности;
обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства;
увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;
развитие самозанятости населения;
увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Для достижения указанных целей в рамках государственной политики по развитию малого предпринимательства реализуется комплекс мер по осуществлению прямой и косвенной поддержки малого бизнеса, в том числе мероприятий, направленных на совершенствование общего института малого предпринимательства.
Четкое формулирование целей и задач государственной политики в этой сфере, обеспечение нормативной правовой базы и разработка продуманного плана мероприятий является необходимым, но недостаточным условием успешности такой политики. Не менее важной является организация реализации этих планов, текущего контроля за их исполнением и корректировки систем мероприятий с учетом оценки их регулирующего воздействия на субъекты малого предпринимательства и эффективности бюджетных расходов, увязываемых с достижением конкретных результатов.
Такая работа ведется с учетом приоритетов реализации настоящего этапа административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах[8], внедрение механизмов управления по результатам призвано:
достичь планируемых общественно значимых результатов;
более эффективно осуществлять контроль, над исполнением решений;
повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Для современной экономики характерна сложная комбинация по своим масштабам производство. В формировании рынка активное участие принимаю мелкие и средние предприятия. И в последние годы выявился заметный рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сфере, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников.
Малый бизнес в России пока отстает от промышленно развитых стран, но в нашей стране имеются большие резервы для дальнейшего роста.
Еще на заре своего президентства Владимир Путин определил малый и средний бизнес как одну из первостепенных задач, которую надо решить правительству, чтобы заложить в этом важнейшем секторе экономики прочный фундамент для его дальнейшего эффективного развития.
Правительство пришло до некоторой степени к существенным структурным изменениям, которые при всей своей значимости для многомиллионной армии, относящейся к сфере малого и среднего бизнеса, все же не явились инструментом для вывода всей части ее деятельности «из тени». Дело в том, что существующие условия не сильно балуют мелких предпринимателей, соответственно, им приходится искать оптимальные, чаще всего не совсем законные пути уменьшения налогового бремени.
С серьезными препятствиями малый бизнес сталкивается со стороны монополистов. Пользуясь своим доминирующим положением, они заглатывают более слабые хозяйствующие субъекты, что в итоге многие предприятия просто исчезают с рынка. Огромную негативную роль играет и недобросовестная конкуренция, вместо того, чтобы стремиться к стабильности, хозяйственные субъекты вынуждают друг друга бороться за существование.
Региональные власти своим бездействием показывают либо неспособность, либо легкомысленное отношение к наведению порядка в предпринимательской деятельности на местах, тем самым, игнорируя федеральный центр, который четко сформулировал свою позицию - защита и поддержка малого бизнеса является приоритетом.
Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать.
Первые плоды уже есть, в сложнейших условиях малый бизнес всеми силами пытается себя сохранить и развиваться, число людей, занятых в сфере предпринимательства значительно возросло по сравнению с тем же показателем относительно недавнего прошлого. Поэтому именно сейчас, как никогда нужно всячески способствовать в помощи малому и среднему бизнесу, а он в свою очередь, поможет стране в условиях грозящего экономического кризиса.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изм. внесенными Федеральным конституционным законом от 21.07.2007 г. № 5-ФКЗ // Российская газета. – 1993. - № 237 ; 2007. - № 162.
2. Бушмарин И.В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада. - Харьков : «Фолио», 1998.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 г. № 51-ФЗ в ред. федер. закона от 22.07.2008 г. № 141 – ФЗ // СЗ РФ. 1993. - № 32. – Ст. 3301 ; СЗ РФ. – 2008. - № 30 (ч.2). – Ст. 3597.