Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Малый бизнес в России…………………………………………..6
1.1. Развитие малого бизнеса в России…………………………………6
1.2. Понятие и виды малых предприятий……………………………….8
1.3. Роль и преимущества малого бизнеса в экономике………………. 10
Глава 2. Правовое регулирование малого бизнеса в России ……………13
2.1 Организационно-правовые формы малого бизнеса …………………13
2.2 Государственная поддержка малого бизнеса в России ………………18
2.3 Проблемы малого бизнеса в настоящее время ……………………….21
2.4 Перспективы развития малого бизнеса в России ……………………25
Заключение………………………………………………………………….27
Список используемых источников и литературы………………………..31
Приложение А………………………………………
24
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать.
Кто же в наше время может поддержать российскую экономику? Я думаю, что это дело нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято более 50% всего населения, Японию с ее 70% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится около 40% чистого дохода, а в Японии 50% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Эта тема на сегодняшний день актуальна тем, что развитие малого бизнеса дает огромный толчок в развитии экономики любой страны. Надо использовать опыт развитых стран. Это даст дополнительные рабочие места.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть развитие и определить понятия малого бизнеса, его роль и преимущества в экономике. Так же рассмотреть организационно – правовые формы и государственную поддержку малого бизнеса, проблемы и перспективы его развития.
Российский малый бизнес - именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами.
Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР ОТ 18 июля 1991 г. № 406 « О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», после выхода, которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях.
Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 г. приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованны акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство. За 1992 г. было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий. Процесс их создания сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 г. порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.
За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, информационные, консультационные, финансовые услуги[1].
Просматривая историю развития малого бизнеса в России, я обратила внимание на то, что реже встречается малый бизнес семейного типа. И это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. И очень часто учредителями малых предприятий становятся местные власти, а иногда совместно с другими предприятиями. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, частными лицами, кооперативными предприятиями, общественными, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в её регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений[2].
Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.
На самом деле термин МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы все это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.
Закон «О предприятиях в СССР » говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в «дЗаконе о предприятиях и предпринимательской деятельности» РСФСР. Постановление N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству.
Пока такого законодательства нет, следует руководствоваться только первым: в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.
Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия - численность работающих, как признаком объема хозяйственного оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.
В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия-коммутанты, патиенты, эксплеренты.
Малые предприятия-коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных, и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Предприятия - патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составлять им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.
Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров[3].
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
необходимую насыщенность и мобильность рынка;
тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
ускорение процесса внедрения новых технологий;
среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
глубокую специализацию и кооперацию;
среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.