Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом. Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
Исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес: понятие, экономические черты, организационно-правовые формы, преимущества и недостатки.
1.1 Понятие малого бизнеса в современной экономике………………………4
1.2 Экономические черты малого бизнеса……………………………………..5
1.3 Организационно-правовые формы малого бизнеса……………………….6
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..13
2. Проблемы становления и динамика развития малого бизнеса
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………..16
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России….18
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса: малый бизнес в США……19
Заключение………………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы………………………
2. На 1 июля
2011 года количество
3. Итоги деятельности малых
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса: малый бизнес в США.
С 25.03.2009 по 03.04.2009 г. состоялся визит делегации Общероссийской общественной организации «ОПОРА России» в города Нью-Йорк и Вашингтон (США). Целью визита делегации являлось ознакомление с работой Администрации малого бизнеса США и другими органами, способствующими развитию малого предпринимательства.
Малый бизнес
в США - это почти 26 миллионов предпринимателей
и фирм, который представляют 99% американских
компаний, и создают от 60 до 80 % новых
рабочих мест, трудоустраивают половину
работоспособного населения США
и производят половину ВВП страны.
Таких успехов малый бизнес в
США достиг благодаря продуманной
и системной поддержке со стороны
государства в самых разных областях.
Администрированием и управлением
этой работой занимается Администрация
малого бизнеса.
Администрация малого бизнеса – орган
государственного управления США, полностью
отвечающий за все существующие направления
поддержки и развития малого предпринимательства.
В распоряжении АМБ находятся крупные
бюджетные средства, направляемые как
на прямое субсидирование некоторых видов
предпринимательской деятельности, так
и на косвенное стимулирование развития
малого бизнеса. В результате увеличивается
доступ малых предпринимателей к кредитным
ресурсам, АМБ выступает гарантом по кредитам
и обеспечивает за счет своих гарантийных
фондов до 90% стоимости залогов по выдаваемым
предпринимателям ссудам.
Также в США ведется активная работа по
экспертизе и анализу предлагаемого к
принятию законодательства, на предмет
его влияния на малый бизнес, параллельно
с работой по устранению имеющихся в законе
норм, нарушающих права бизнесменов. АМБ
содействует развитию инновационной деятельности,
способствует коммерциализации высокотехнологичных
проектов за счет созданных венчурных
фондов, оказывает предпринимателям услуги
по обучению и консультированию. Бюджет
АМБ составляет более 2 млрд. долларов
в год.
В результате сегодня 27 % государственного
заказа в США направляется на исполнение
в малые предприятия. 70% бюджета самой
АМБ также напрямую направляется малым
предпринимателям. Эффективно работает
механизм создания и дальнейшей коммерциализации
новых технологий, создаваемых малыми
предприятиями при Университетах. Причем,
по данным статистики, каждый вложенный
в поддержку малого бизнеса доллар оборачивается
прибылью для государства в размере 1,5
доллара.
В настоящее время, в условиях финансового
кризиса, особое значение приобретают
программы финансовой поддержки, государственные
гарантии по кредитам, выкуп неликвидных
долговых обязательств малого бизнеса
и т. д. Всю эту работу также ведет АМБ в
масштабах всех США.
В феврале 2009 года Конгрессом был принят
закон, план по восстановлению экономики,
в котором предусмотрено, помимо прочего,
увеличение финансирования в несколько
раз всех программ АМБ. В рамках этого
закона, в США увеличены государственные
гарантии по кредитам, выдаваемыми банками
малому бизнесу, с 75 до 90 % от суммы заимствования.
Наряду с крупнейшими банками, в кредитовании
малого бизнеса участвуют около 5 тысяч
малых банков, чья роль в этом процессе
постоянно возрастает, и государство их
в этом поддерживает. Несмотря на это,
количество выдаваемых кредитов упало
у банков на 50%, что говорит о том, что рецессия
2008 года серьезно затронула малый бизнес,
чего не было в период спада 2001 года. Из
более чем 25 млн. субъектов малого предпринимательства,
государственную помощь в получении кредитов
имеют только 70-100 тысяч предприятий ежегодно.
Около 1,3 млн. предпринимателей получают
техническую помощь в виде консультаций
и иной нефинансовой помощи.
Заслуживают особого внимания и изучения
меры по поддержке малых инновационных
предприятий, которые могут получить через
АМБ гранты в размере от 100 тысяч до 1 млн.
долларов на разработку и коммерциализацию
своих проектов. При этом, на уровне федерального
законодательства закреплено, что все
Федеральные Агентства США, осуществляющие
научно-исследовательские работы, обязаны
резервировать не менее 2,5 % своего бюджета
на проекты малого бизнеса.
В качестве антикризисных мер, в США существенно
расширена программа микрофинасирования
субъектов малого предпринимательства
с 13 до 63 млн. долларов. С 13 до 37 млн. долларов
увеличены расходы на техническую помощь
малому предпринимательству, включая
обучение и консультирование.
Отдельной проработки в ходе сотрудничества
с АМБ заслуживает опыт работы отдела
«Адвокэси». Данный отдел занимается анализом
всего принимаемого Конгрессом законодательства
на предмет оценки влияния принимаемых
нормативов на условия развития малого
предпринимательства. В частности, законодательно
закреплено положение, на основании которого
каждое Федеральное Агентство, направляя
в Конгресс тот или иной законопроект,
должно обосновывать, каким образом данный
закон, в случае его принятия, будет влиять
на положение малого бизнеса.
В США приняты два федеральных закона,
само название которых говорит о намерении
Правительства постоянно изменять существующие
нормы и правила в целях оптимизации положения
малого и среднего бизнеса. Это «Закон
о гибкости» и «Закон о справедливости»
(Распоряжение Правительства 13272). Согласно
этим законам, каждый законопроект должен
обязательно проходить экспертизу в отделе
«Адвокэси» и, в случае выявления негативного
воздействия на малый бизнес, законопроект
должен быть изменен. Такая политика приводит
к значительному снижению затрат малого
бизнеса на преодоление административных
барьеров. Существуют системы стоимостной
оценки деятельности «Адвокэси». В ежегодных
отчетах Президенту США, Адвокэси публикует
эти данные.
Глава Офиса Адвокэси - Генеральный Адвокат,
назначается Президентом США и утверждается
на должности Сенатом США. В своей деятельности
Адвокэси полностью независимо, и выступает
в защиту малого бизнеса перед Конгрессом,
Белым домом, Федеральными агентствами,
а также выступает в качестве советника
в федеральных апелляционных судах по
делам об обжаловании нормативных актов
органов государственной власти.
Большой интерес у делегации вызвал опыт
работы офиса Омбудсмена АМБ (лица, ответственного
за защиту прав предпринимателей). Данный
офис рассматривает около 400 обращений
предпринимателей ежегодно, в том числе
через сеть региональных советов, созданных
в десяти округах США. Каждое из указанных
рассмотренных обращений имело результатом
изменение правоприменительной практики
административными органами, либо иные
последствия, имеющие прецедентное значение.
Также рассматриваются и учитываются
тысячи иных обращений, не связанных с
изменением правоприменительной практики.
Омбудсмен утверждается на должности
Президентом США. Его авторитет позволяет
реально влиять на политику Федеральных
агентств в отношении малых предпринимателей,
Офис Омбудсмена каждый год проводит исследование
отношения каждого Федерального агентства
к проблемам малого бизнеса, причем каждое
ведомство получает оценку своей деятельности
в данной области по десятибалльной шкале.
Критериями оценки служит, во-первых, скорость
и полнота ответов агентств на запросы
Омбудсмена, а во-вторых, отсутствие преследования
предпринимателей за обращение в офис
Омбудсмена и другие правозащитные организации.
Традиционно, низший балл получает Министерство
Обороны США.
Сотрудники офиса Омбудсмена и члены региональных
советов по малому предпринимательству
имеют право выступать в судах в защиту
интересов неопределенного круга лиц,
то есть выступать стороной в процессе
в защиту бизнесменов.
Также были рассмотрены антикризисные
меры, предпринимаемые в США для облегчения
налогового бремени малого бизнеса в условиях
кризиса. В частности, эти меры предусматривают
сокращение налогов для тех предпринимателей,
чей доход не превышает 200 тысяч долларов
в год. Увеличен размер затрат, уменьшающих
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
с 128 тысяч долларов до 250 тысяч долларов,
для предпринимателей, чей оборот не превышает
1 млн. долларов в год. При этом увеличен
с двух до пяти лет срок, за который можно
учитывать при сокращении указанной налогооблагаемой
базы убыток прошлых лет, для предпринимателей,
чей доход составляет менее 15 млн. долларов
США в год.
Особый интерес вызвали программы АМБ,
направленные на профессиональное обучение
предпринимателей, повышение их квалификации,
а также опыт создания Центров развития
предпринимательства в партнерстве с
Университетами, и их региональных филиалов.
Программа обучения и переподготовки
предпринимателей в США является важнейшей
социально-значимой деятельностью, эффективно
привлекающей в ряды предпринимателей,
высвобождающие в условиях кризиса трудовые
ресурсы.
По словам
руководителя Северо-Западного Бюро
по защите прав предпринимателей, члена
Президиума «ОПОРЫ России» Иванова
Д. Н., изучение опыта США крайне актуально.
Особенно в свете тех усилий, которые предпринимает
Правительство РФ по поддержке малого
и среднего бизнеса.
Переход к новому инновационному типу
экономики потребует и новых подходов
к поддержке малых и средних предприятий.
Заключение.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться, что
в ближайшее время и наша страна,
учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет
по пути адаптации предприятий малого
бизнеса к сегодняшним
Хотелось бы заметить, что
несомненная перспективность
Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Список использованной литературы.
1. Егишянц С. Мировой кризис и Россия / Финансист, 2008. № 10.
2. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы / Белый мир, 2008. № 11.
3. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011 года .Ежеквартальный информационно-аналитический доклад / АНО «НИСИПП», М. 2011
4. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. / Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9.
5. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006
6. http://akkr.ru - Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства
7. http://s2008.ru/document/
8. http://dengibiz.ru – Проблемы становления малого бизнеса в России
Приложение 1.
Таблица 1. Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 июля 2010 г. и 1 июля 2011 г. по регионам РФ.
Субъект РФ |
Количество МП на 100 тыс. жителей | |||
на 1 июля 2010 года, ед. |
на 1 июля 2011 года, ед. |
изменение с 01.07.2010 по 01.07.2011 | ||
Российская Федерация |
154,7 |
161,8 |
7,0 | |
Алтайский край |
108,7 |
100,7 |
-8,0 | |
Амурская область |
116,3 |
118,0 |
1,7 | |
Архангельская область |
145,9 |
135,7 |
-10,2 | |
Астраханская область |
116,6 |
129,2 |
12,6 | |
Белгородская область |
121,5 |
110,7 |
-10,8 | |
Брянская область |
112,7 |
122,1 |
9,4 | |
Владимирская область |
186,7 |
211,3 |
24,6 | |
Волгоградская область |
117,0 |
112,6 |
-4,4 | |
Вологодская область |
150,7 |
156,2 |
5,5 | |
Воронежская область |
105,2 |
134,3 |
29,1 | |
г. Москва |
213,5 |
205,5 |
-8,0 | |
г. Санкт-Петербург |
368,7 |
429,1 |
60,4 | |
Еврейская автономная область |
151,3 |
144,1 |
-7,3 | |
Забайкальский край |
93,2 |
88,9 |
-4,3 | |
Ивановская область |
147,7 |
210,6 |
63,0 | |
Иркутская область |
142,0 |
159,2 |
17,2 | |
Кабардино-Балкарская Республика |
58,5 |
64,6 |
6,0 | |
Калининградская область |
214,1 |
237,7 |
23,6 | |
Калужская область |
187,0 |
187,1 |
0,0 | |
Камчатский край |
158,4 |
167,7 |
9,4 | |
Карачаево-Черкесская Республика |
79,4 |
66,7 |
-12,7 | |
Кемеровская область |
116,0 |
102,0 |
-14,0 | |
Кировская область |
203,2 |
194,6 |
-8,6 | |
Костромская область |
160,8 |
176,2 |
15,4 | |
Краснодарский край |
129,5 |
114,7 |
-14,8 | |
Красноярский край |
130,7 |
156,6 |
25,9 | |
Курганская область |
146,4 |
146,2 |
-0,1 | |
Курская область |
120,9 |
135,2 |
14,3 | |
Ленинградская область |
146,4 |
163,6 |
17,3 | |
Липецкая область |
121,3 |
127,5 |
6,2 | |
Магаданская область |
207,8 |
219,8 |
12,1 | |
Московская область |
239,8 |
213,4 |
-26,4 | |
Мурманская область |
123,9 |
126,6 |
2,6 | |
Ненецкий АО |
123,0 |
131,3 |
8,4 | |
Нижегородская область |
186,2 |
191,7 |
5,5 | |
Новгородская область |
183,7 |
193,1 |
9,4 | |
Новосибирская область |
145,3 |
231,8 |
86,6 | |
Омская область |
143,7 |
151,9 |
8,2 | |
Оренбургская область |
124,8 |
121,0 |
-3,8 | |
Орловская область |
128,7 |
132,0 |
3,2 | |
Пензенская область |
170,9 |
189,2 |
18,3 | |
Пермский край |
155,3 |
160,4 |
5,1 | |
Приморский край |
153,4 |
134,0 |
-19,5 | |
Псковская область |
173,5 |
185,9 |
12,4 | |
Республика Адыгея |
104,2 |
102,0 |
-2,3 | |
Республика Алтай |
116,7 |
101,2 |
-15,6 | |
Республика Башкортостан |
143,4 |
130,4 |
-13,0 | |
Республика Бурятия |
112,1 |
97,2 |
-14,9 | |
Республика Дагестан |
26,4 |
28,5 |
2,1 | |
Республика Ингушетия |
7,7 |
10,1 |
2,4 | |
Республика Калмыкия |
54,7 |
53,7 |
-1,1 | |
Республика Карелия |
174,8 |
241,4 |
66,6 | |
Республика Коми |
148,3 |
143,5 |
-4,8 | |
Республика Марий Эл |
131,6 |
126,8 |
-4,8 | |
Республика Мордовия |
165,6 |
140,9 |
-24,8 | |
Республика Саха (Якутия) |
90,5 |
105,9 |
15,5 | |
Республика Северная Осетия-Алания |
61,4 |
60,5 |
-0,9 | |
Республика Татарстан |
167,5 |
177,8 |
10,3 | |
Республика Тыва |
43,2 |
42,5 |
-0,7 | |
Республика Хакасия |
95,7 |
87,9 |
-7,8 | |
Ростовская область |
149,2 |
152,8 |
3,6 | |
Рязанская область |
176,9 |
191,2 |
14,2 | |
Самарская область |
180,7 |
171,4 |
-9,3 | |
Саратовская область |
98,9 |
111,5 |
12,6 | |
Сахалинская область |
187,3 |
190,5 |
3,1 | |
Свердловская область |
102,3 |
137,2 |
34,9 | |
Смоленская область |
172,8 |
167,7 |
-5,1 | |
Ставропольский край |
135,0 |
138,3 |
3,4 | |
Тамбовская область |
127,3 |
133,3 |
6,0 | |
Тверская область |
182,0 |
186,0 |
3,9 | |
Томская область |
188,7 |
177,8 |
-10,9 | |
Тульская область |
163,9 |
191,7 |
27,8 | |
Тюменская область |
135,1 |
150,5 |
15,4 | |
Удмуртская Республика |
171,3 |
179,8 |
8,5 | |
Ульяновская область |
159,3 |
154,4 |
-4,9 | |
Хабаровский край |
197,2 |
214,1 |
16,9 | |
Ханты-Мансийский АО |
125,3 |
142,2 |
16,9 | |
Челябинская область |
108,2 |
120,5 |
12,3 | |
Чеченская Республика |
5,7 |
6,9 |
1,2 | |
Чувашская Республика |
144,6 |
153,4 |
8,7 | |
Чукотский АО |
321,0 |
170,8 |
-150,2 | |
Ямало-Ненецкий АО |
88,6 |
102,9 |
14,3 | |
Ярославская область |
207,4 |
201,5 |
-5,9 |
Приложение 2.
Таблица 2. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ в январе-июне 2011 г.
Субъект РФ |
Среднесписочная численность работников МП в январе-июне 2011 г. |
Доля занятых на МП в
общей среднесписочной | |||
тыс. человек |
в % к январю-июню 2010 г. |
% |
изменение относительно января-июня 2010 г., п.п. | ||
Российская Федерация |
5 808,0 |
104,1 |
12,5 |
0,52 | |
Алтайский край |
66,7 |
91,7 |
9,8 |
-0,74 | |
Амурская область |
54,6 |
185,5 |
19,7 |
8,90 | |
Архангельская область |
50,0 |
94,7 |
11,7 |
-0,39 | |
Астраханская область |
33,2 |
90,5 |
11,8 |
-0,68 | |
Белгородская область |
49,9 |
96,5 |
10,5 |
-0,32 | |
Брянская область |
43,0 |
101,2 |
12,4 |
0,43 | |
Владимирская область |
109,0 |
94,9 |
21,7 |
-2,49 | |
Волгоградская область |
78,0 |
93,2 |
10,6 |
-0,47 | |
Вологодская область |
52,4 |
102,9 |
12,4 |
-0,05 | |
Воронежская область |
140,2 |
129,4 |
19,8 |
4,79 | |
г. Москва |
403,5 |
113,2 |
8,0 |
0,81 | |
г. Санкт-Петербург |
319,2 |
96,3 |
15,7 |
-0,81 | |
Еврейская автономная область |
7,3 |
98,5 |
14,8 |
0,02 | |
Забайкальский край |
32,7 |
102,5 |
10,1 |
0,23 | |
Ивановская область |
49,9 |
136,5 |
17,7 |
4,81 | |
Иркутская область |
105,6 |
109,4 |
13,6 |
1,35 | |
Кабардино-Балкарская Республика |
10,6 |
105,7 |
7,5 |
0,38 | |
Калининградская область |
48,2 |
107,4 |
15,3 |
1,10 | |
Калужская область |
59,5 |
97,9 |
17,7 |
-0,63 | |
Камчатский край |
15,3 |
105,4 |
12,4 |
0,69 | |
Карачаево-Черкесская Республика |
8,2 |
96,1 |
9,0 |
-0,45 | |
Кемеровская область |
92,9 |
94,4 |
10,0 |
-0,53 | |
Кировская область |
73,2 |
106,5 |
17,0 |
1,08 | |
Костромская область |
35,1 |
102,2 |
15,8 |
0,15 | |
Краснодарский край |
190,0 |
100,4 |
13,2 |
0,19 | |
Красноярский край |
142,7 |
112,7 |
13,6 |
1,49 | |
Курганская область |
38,9 |
98,9 |
15,1 |
0,26 | |
Курская область |
40,6 |
101,5 |
12,0 |
0,36 | |
Ленинградская область |
56,8 |
106,6 |
10,6 |
0,77 | |
Липецкая область |
41,8 |
97,1 |
10,8 |
-0,28 | |
Магаданская область |
7,2 |
97,2 |
10,6 |
-0,14 | |
Московская область |
320,6 |
100,6 |
15,2 |
0,66 | |
Мурманская область |
24,4 |
100,8 |
8,2 |
0,24 | |
Ненецкий АО |
1,8 |
116,8 |
6,5 |
0,89 | |
Нижегородская область |
135,9 |
103,0 |
11,3 |
0,58 | |
Новгородская область |
35,0 |
100,7 |
15,4 |
-0,20 | |
Новосибирская область |
155,1 |
135,4 |
17,7 |
3,77 | |
Омская область |
85,2 |
102,9 |
14,3 |
0,44 | |
Оренбургская область |
68,9 |
89,5 |
9,8 |
-1,17 | |
Орловская область |
30,8 |
90,9 |
12,6 |
-1,21 | |
Пензенская область |
73,1 |
99,7 |
18,3 |
-0,03 | |
Пермский край |
121,5 |
111,9 |
14,0 |
1,98 | |
Приморский край |
78,8 |
104,5 |
13,5 |
-7,71 | |
Псковская область |
29,3 |
97,8 |
13,7 |
-0,32 | |
Республика Адыгея |
13,8 |
105,2 |
14,4 |
0,72 | |
Республика Алтай |
6,0 |
96,5 |
10,5 |
0,10 | |
Республика Башкортостан |
166,8 |
99,1 |
13,9 |
-0,03 | |
Республика Бурятия |
25,5 |
95,5 |
10,1 |
-0,45 | |
Республика Дагестан |
21,7 |
105,6 |
5,8 |
0,36 | |
Республика Ингушетия |
1,5 |
105,5 |
3,7 |
-0,15 | |
Республика Калмыкия |
4,2 |
99,6 |
6,5 |
0,15 | |
Республика Карелия |
36,4 |
116,8 |
16,0 |
2,52 | |
Республика Коми |
32,9 |
87,9 |
8,5 |
-1,22 | |
Республика Марий Эл |
28,6 |
106,9 |
14,2 |
0,97 | |
Республика Мордовия |
31,8 |
87,2 |
12,3 |
-1,57 | |
Республика Саха (Якутия) |
25,5 |
108,9 |
7,3 |
0,56 | |
Республика Северная Осетия-Алания |
11,0 |
108,0 |
8,1 |
0,61 | |
Республика Татарстан |
185,2 |
101,1 |
13,7 |
-0,01 | |
Республика Тыва |
3,2 |
101,4 |
4,3 |
0,04 | |
Республика Хакасия |
14,9 |
98,0 |
10,1 |
-0,26 | |
Ростовская область |
174,9 |
101,6 |
15,1 |
0,32 | |
Рязанская область |
56,9 |
110,4 |
16,0 |
1,49 | |
Самарская область |
125,7 |
93,2 |
11,3 |
-0,87 | |
Саратовская область |
79,4 |
98,5 |
11,2 |
-0,18 | |
Сахалинская область |
27,4 |
98,6 |
14,1 |
-0,44 | |
Свердловская область |
158,4 |
127,9 |
9,9 |
2,14 | |
Смоленская область |
43,5 |
100,4 |
13,7 |
-0,07 | |
Ставропольский край |
112,1 |
109,5 |
15,4 |
1,23 | |
Тамбовская область |
40,8 |
97,8 |
14,0 |
-0,24 | |
Тверская область |
59,1 |
100,3 |
14,5 |
0,02 | |
Томская область |
47,9 |
94,4 |
14,4 |
-0,43 | |
Тульская область |
76,8 |
106,1 |
15,9 |
1,03 | |
Тюменская область |
136,5 |
103,3 |
9,1 |
0,25 | |
Удмуртская Республика |
67,4 |
104,3 |
12,6 |
0,85 | |
Ульяновская область |
56,5 |
99,9 |
14,3 |
0,17 | |
Хабаровский край |
90,5 |
103,2 |
16,9 |
-8,64 | |
Ханты-Мансийский АО |
58,1 |
104,9 |
7,6 |
0,36 | |
Челябинская область |
108,3 |
102,1 |
9,8 |
0,27 | |
Чеченская Республика |
0,5 |
77,5 |
0,3 |
-0,11 | |
Чувашская Республика |
55,2 |
120,1 |
14,6 |
2,58 | |
Чукотский АО |
1,0 |
96,7 |
3,5 |
-0,05 | |
Ямало-Ненецкий АО |
13,1 |
103,6 |
4,2 |
0,08 | |
Ярославская область |
65,4 |
97,9 |
14,3 |
-0,09 |
Приложение 3.
Таблица 3. Оборот малых предприятий в регионах РФ в январе-июне 2011 г.
Субъект РФ |
Объем оборота МП в январе-июне 2011 г. | ||
млн. рублей |
в % к январю-июню 2010 г. с учетом ИПЦ |
на душу населения в % от среднего по РФ с учетом СН | |
Российская Федерация |
5 371 202,3 |
110,2 |
100,0 |
Алтайский край |
54 551,0 |
131,9 |
70,4 |
Амурская область |
37 173,3 |
214,2 |
105,7 |
Архангельская область |
39 069,5 |
108,3 |
74,3 |
Астраханская область |
15 022,7 |
108,2 |
45,3 |
Белгородская область |
40 868,7 |
117,6 |
82,3 |
Брянская область |
31 237,2 |
127,5 |
74,5 |
Владимирская область |
44 244,6 |
106,4 |
83,9 |
Волгоградская область |
46 394,9 |
106,3 |
51,0 |
Вологодская область |
33 527,5 |
106,4 |
72,0 |
Воронежская область |
67 529,0 |
149,4 |
76,2 |
г. Москва |
1 091 134,7 |
151,9 |
178,5 |
г. Санкт-Петербург |
319 640,7 |
63,8 |
166,0 |
Еврейская автономная область |
3 503,2 |
102,7 |
46,1 |
Забайкальский край |
16 244,7 |
121,3 |
42,8 |
Ивановская область |
35 110,0 |
104,9 |
94,1 |
Иркутская область |
94 571,4 |
132,2 |
109,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
7 131,4 |
94,1 |
26,2 |
Калининградская область |
43 884,8 |
117,1 |
120,2 |
Калужская область |
37 511,9 |
79,7 |
108,8 |
Камчатский край |
16 482,8 |
105,2 |
79,0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
4 666,8 |
89,2 |
28,6 |
Кемеровская область |
62 175,4 |
102,4 |
72,9 |
Кировская область |
43 458,4 |
114,0 |
91,6 |
Костромская область |
21 089,1 |
101,6 |
90,9 |
Краснодарский край |
175 717,7 |
108,0 |
93,3 |
Красноярский край |
101 755,3 |
132,4 |
92,1 |
Курганская область |
18 062,1 |
108,5 |
57,3 |
Курская область |
25 543,3 |
112,4 |
69,5 |
Ленинградская область |
57 242,8 |
118,0 |
86,6 |
Липецкая область |
28 733,2 |
110,6 |
76,7 |
Магаданская область |
9 483,9 |
105,1 |
111,8 |
Московская область |
372 144,6 |
84,9 |
127,3 |
Мурманская область |
33 602,9 |
102,0 |
89,5 |
Ненецкий АО |
1 250,0 |
170,2 |
48,4 |
Нижегородская область |
227 761,3 |
118,6 |
194,3 |
Новгородская область |
19 895,0 |
110,6 |
91,6 |
Новосибирская область |
134 258,5 |
141,5 |
132,8 |
Омская область |
49 676,3 |
110,3 |
78,7 |
Оренбургская область |
38 656,6 |
96,8 |
59,6 |
Орловская область |
19 594,2 |
124,3 |
78,2 |
Пензенская область |
32 105,4 |
97,2 |
70,3 |
Пермский край |
91 082,8 |
125,9 |
90,7 |
Приморский край |
60 485,0 |
114,1 |
69,4 |
Псковская область |
17 979,1 |
108,9 |
77,1 |
Республика Адыгея |
9 602,9 |
131,4 |
65,1 |
Республика Алтай |
2 295,1 |
114,7 |
29,8 |
Республика Башкортостан |
140 698,3 |
94,8 |
105,2 |
Республика Бурятия |
15 178,5 |
107,7 |
42,2 |
Республика Дагестан |
13 090,7 |
115,7 |
13,6 |
Республика Ингушетия |
1 013,7 |
163,4 |
8,1 |
Республика Калмыкия |
1 213,0 |
99,1 |
12,7 |
Республика Карелия |
23 902,2 |
119,5 |
93,8 |
Республика Коми |
28 346,5 |
98,5 |
71,4 |
Республика Марий Эл |
16 281,3 |
115,2 |
74,2 |
Республика Мордовия |
19 625,8 |
104,2 |
70,9 |
Республика Саха (Якутия) |
20 480,8 |
105,6 |
43,7 |
Республика Северная Осетия-Алания |
7 671,6 |
162,5 |
33,8 |
Республика Татарстан |
114 730,7 |
98,6 |
93,9 |
Республика Тыва |
1 693,2 |
79,8 |
15,4 |
Республика Хакасия |
7 218,2 |
116,7 |
38,2 |
Ростовская область |
143 257,1 |
106,5 |
90,9 |
Рязанская область |
34 798,7 |
115,2 |
83,4 |
Самарская область |
111 179,0 |
106,2 |
90,8 |
Саратовская область |
55 217,2 |
123,0 |
71,6 |
Сахалинская область |
23 129,2 |
119,4 |
86,2 |
Свердловская область |
146 163,2 |
110,4 |
88,5 |
Смоленская область |
28 846,6 |
110,6 |
82,1 |
Ставропольский край |
69 430,7 |
109,6 |
66,2 |
Тамбовская область |
22 065,8 |
99,1 |
61,4 |
Тверская область |
33 617,4 |
83,9 |
67,9 |
Томская область |
41 925,8 |
105,3 |
106,5 |
Тульская область |
49 453,9 |
117,1 |
92,6 |
Тюменская область |
165 925,6 |
103,1 |
107,0 |
Удмуртская Республика |
40 933,5 |
123,6 |
83,2 |
Ульяновская область |
32 556,3 |
102,3 |
77,5 |
Хабаровский край |
42 637,7 |
115,7 |
64,8 |
Ханты-Мансийский АО |
83 711,2 |
111,6 |
109,4 |
Челябинская область |
107 396,7 |
104,1 |
89,8 |
Чеченская Республика |
572,0 |
36,6 |
1,3 |
Чувашская Республика |
23 857,2 |
111,3 |
58,8 |
Чукотский АО |
1 658,8 |
101,3 |
50,5 |
Ямало-Ненецкий АО |
17 127,4 |
100,2 |
60,2 |
Ярославская область |
53 533,5 |
104,9 |
118,1 |