Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом. Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
Исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес: понятие, экономические черты, организационно-правовые формы, преимущества и недостатки.
1.1 Понятие малого бизнеса в современной экономике………………………4
1.2 Экономические черты малого бизнеса……………………………………..5
1.3 Организационно-правовые формы малого бизнеса……………………….6
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..13
2. Проблемы становления и динамика развития малого бизнеса
2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России………………………..16
2.2 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России….18
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса: малый бизнес в США……19
Заключение………………………………………………………………….…..24
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 82.40 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ. УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА.

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ И ФИНАНСОВ.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ  В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы УПИ-10-1

Конюхова  Н.Н.

Проверила: Гузик Е.П.

Оценка_________

Подпись________

Дата____________

 

Иркутск, 2011

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

1. Малый бизнес: понятие, экономические черты, организационно-правовые формы, преимущества и недостатки.

1.1 Понятие малого бизнеса в современной экономике………………………4

1.2 Экономические черты малого бизнеса……………………………………..5

1.3 Организационно-правовые формы малого бизнеса……………………….6

1.4 Преимущества и недостатки  малого бизнеса……………………………..13

2. Проблемы становления и динамика развития малого бизнеса

2.1 Проблемы становления малого  бизнеса в России………………………..16

2.2 Динамика развития малого предпринимательства в регионах России….18

2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса: малый бизнес в США……19

Заключение………………………………………………………………….…..24

Список использованной литературы………………………………….………26

Приложения…………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день потому, что  как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие. Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и  перспективы малого бизнеса, рассмотреть  малое предпринимательство в  России и за рубежом. Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
  2. Раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
  3. Проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
  4. Исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса.

1. Малый бизнес: понятие, экономические черты, организационно-правовые формы, преимущества и недостатки.

1.1 Понятие малого бизнеса  в современной экономике.

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МП определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.

В ряде научных работ под  малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой  лиц, или предприятие, управляемое  одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу является: - численность  персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически  во всех странах определяющим критерием  является численность работников за отчетный период.

При определении мер поддержки  субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и  другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий  к малым. Другие Экономические организации  устанавливают свои меры отнесения  фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация  Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. Как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

1.2 Экономические  черты малого бизнеса.

Малое предпринимательство  — это совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений  и занимают по отношению к ним  в хозяйственном отношении подчиненное  или зависимое положение. Для  малого и среднего предприятия характерно:

- юридическая независимость;

- управление предприятием  собственником капитала или партнерами-собственниками  с целью получения предпринимательского  дохода;

- небольшие размеры по  основным показателям деятельности  субъекта хозяйствования: уставный  капитал, величина активов, объем  оборота (прибыли, дохода); численность  персонала.

Мелкие и средние предприятия  не являются уменьшенной моделью  или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой  особую модель со специфическими чертами  и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно  свести к следующим:

• высокая степень централизации  и персонализации управления. Руководитель-собственник  сосредоточивает в своих руках  финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

• отсутствие системы стратегического  управления. Руководитель предприятия  занят решением задач текущего оперативного управления и не в состоянии заниматься средне- и долгосрочными планами  развития предприятия;

• высокая зависимость  от внешней среды: банков, крупных  предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

• дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция  на требования рынка; высокий уровень  специализации; возможность мобилизации  ресурсов на перспективных направлениях.

1.3 Организационно-правовые формы малого бизнеса

Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским  Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут  выступать:

- Граждане РФ, члены семьи,  другие лица, совместно ведущие  хозяйство;

- Органы управления РФ  и субъектов РФ, уполномоченные  управлять государственным имуществом;

- Органы местного самоуправления;

- Общественные объединения  (организации);

- Иностранные юридические  лица и различные иностранные  организации (с учетом действующего  законодательства);

- Трудовые коллективы  государственных и муниципальных  предприятий.

- Первая часть Гражданского  Кодекса РФ предоставляет законное  право на существование следующим  организационно-правовым формам  коммерческих организаций, основанных  на частной собственности:

- Полное товарищество;

- Товарищество на вере;

- Общество с ограниченной  ответственностью;

- Общество с дополнительной  ответственностью;

- Производственный кооператив;

- Акционерное общество;

Рассмотрим вышеуказанные  формы подробнее.

В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности.

Участники обществ и товариществ  имеют право на получение информации о деятельности этих организаций  и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и  неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну.

Основное различие между  обществами и товариществами состоит  в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

Другое существенное различие состоит в том, что участники  обществ несут лишь риск убытков  в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники товариществ  – ограниченную ответственность  по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).

Наконец, хозяйственное общество, в отличие от товарищества, может  быть создано одним учредителем, который становится его единственным участником.

Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также  произведенное и приобретенное  хозяйственным товариществом или  обществом в ходе деятельности, принадлежит  ему на правах собственности.

Государственные органы и  органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных  обществ и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено  законом.

Законом может бать запрещено  или ограничено участие отдельных  категорий граждан в хозяйственных  товариществах или обществах, за исключением открытых акционерных  обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных  товариществ и обществ, за исключением  случаев, предусмотренных Гражданским  Кодексом РФ и другими законами.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут  быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку.

Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Полное товарищество. Каждый из участников товарищества, а их не может быть менее двух, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность от имени товарищества, т. е. таковая деятельность товарищества признается деятельностью самого полного товарищества. Именно поэтому фирменное название полного товарищества должно содержать имена.

Как уже говорилось, участники  полного товарищества несут полную ответственность по долгам товарищества. Это означает, что при недостатке имущества при погашении долгов кредиторы имеют право требовать  удовлетворения от любого из участников, всех вместе или каждого в отдельности. Причем товарищи несут ответственность  в пределах всего своего личного  имущества. Любые соглашения об ограничении  или устранении ответственности  участников полного товарищества являются незаконными.

Подобная ответственность  делает полное товарищество весьма привлекательным  для кредиторов. Отношения же между  товарищами строятся прежде всего на взаимном доверии.

Для управления деятельностью  полного товарищества необходимо согласие всех участников. Участник полного  товарищества может быть исключен из его состава не иначе, как по решению  суда на основании единогласного  решения остальных участников и  только при наличии серьезных  к тому оснований.

Полное товарищество создается  и действует на основании учредительного договора, который подписывается  всеми участниками товарищества.

Товарищество  на вере (коммандитное товарищество) можно считать разновидностью полного товарищества, в котором допускается привлечение дополнительного капитала за счет посторонних лиц (участников-вкладчиков или коммандитов). Эти лица участвуют в деятельности товарищества только путем внесения вкладов в уставной капитал и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Они устранены как от предпринимательской деятельности, так и от управления средствами. К полным товарищам применяются все правила, действующих для участников полных товариществ.

Единственным учредительным  документом товарищества на вере является учредительный договор, который  подписывается только полными товарищами.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы становления в России