Малый бизнес: формы функционирования и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике.
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. ….5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….......7
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом.
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………10
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………………………………………..13
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………….........18
2.4 Перспективы развития малого бизнеса……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности………………………………………………………………….........32
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации…………………………………..33
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г……………………………………………...34
Приложение 4 Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана малого предпринимательства и оценки достигнутых результатов………35

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

Второе  направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено  создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии  рынка).

Третье  направление включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания  средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных  накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается  проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если  индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского  кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для  положительного решения чаще всего  требуется успешное ведение бизнеса  не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный  капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить  эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения  кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее  время наблюдается положительная  тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы  в свой банк, не требуют бизнес-плана  и технико-экономического обоснования  проекта. Снижаются также минимальные  размеры ссуд и ставки кредитования

 Кредитование  малого бизнеса предполагает  определенный риск и высокие  издержки, банки закладывают все  это в процентную ставку. С  другой стороны, рост конкуренции  неизбежно ведет к снижению  процента.

Большую роль в государственной поддержке  малого бизнеса должны сыграть государственные  и муниципальные фонды. Фонды  поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного  рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы  же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию  такой атмосферы в малой форме  и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном  лице собственника и управленца, характерное  для многих малых предприятий.

Важным  преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в  случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом  информации на малых предприятиях и  непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры  фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость  при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило, не требуется  крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой  продукции.

Однако  наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель  работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит  не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Малому  бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

У предприятия  нет возможности покупать сырье  со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом  производства. Им также не по средствам  организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине  малые предприятия не способны проводить  научные исследования и перспективы  начинания.

Ограниченная  номенклатура выпускаемой продукции  делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в  невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Таковы  основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

 

 

Заключение.

 

На основании  выше изложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

В работе получены следующие результаты:

- Малый  бизнес – это экономика государства,  мелкие предприятия играют заметную  роль в занятости, производстве  отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

- Сектор  МП способен создавать новые  рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. - Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

- Развитие  малого бизнеса на Западе идет  более быстрыми темпами, поскольку  национальные власти придают  большое значение предприятиям  малого бизнеса и оказывают  им поддержку на федеральном  уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок.

На основании  выше изложенного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

 

Список использованных источников.

 

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30

2. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.

3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с.18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49

6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)

8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. № 10. с. 21.

12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66

13. Российский статистический Ежегодник 2008, М:. Росгостат 2009

14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

15. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.

16. Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27

17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12

18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006

20. http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness.html21. http://www.prostobiz.ua/kredity/(tag)/zarubezhnyy_opyt

 

Приложение 1.

 

Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности

 

2005

2006

2007

 

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Тыс.

В процентах к итогу

Всего

979,3

100

1032,8

100

1137,4

100

из них по видам экономической  деятельности:

           

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

26,8

2,7

28,9

2,8

29,4

2,6

рыболовство, рыбоводство

2,2

0,2

2,4

0,2

2,5

0,2

добыча полезных ископаемых

3,6

0,4

4,1

0,4

4,5

0,4

обрабатывающие производства

120,0

12,3

123,4

12,0

128,6

11,3

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2,9

0,3

4,1

0,4

4,9

0,4

строительство

109,3

11,2

117,1

11,3

130,7

11,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

448,8

45,8

464,6

45,0

510,6

44,9

гостиницы и рестораны

19,9

2,0

20,8

2,0

29,7

2,6

транспорт и связь

44,3

4,5

50,3

4,9

57,3

5,0

из них связь

6,3

0,6

7,1

0,7

7,8

0,7

финансовая деятельность

12,5

1,3

14,7

1,4

16,1

1,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

151,9

15,5

163,3

15,8

181,3

15,9

образование

2,7

0,3

2,7

0,3

2,7

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

10,5

1,1

10,8

1,0

11,6

1,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

23,6

2,4

25,3

2,4

27,2

2,4

Информация о работе Малый бизнес: формы функционирования и роль в экономике