Малый бизнес: формы функционирования и роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике.
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства. ….5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике………………………………………….......7
2 Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом.
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………………………10
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса……………………………………………..13
2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса…………………………….........18
2.4 Перспективы развития малого бизнеса……………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………….........29
Список использованных источников……………………………………………...30
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности………………………………………………………………….........32
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации…………………………………..33
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г……………………………………………...34
Приложение 4 Структурная схема обеспечения выполнения стратегического плана малого предпринимательства и оценки достигнутых результатов………35

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.docx

— 80.61 Кб (Скачать)

В то же время для мелких предприятий  характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.

Из-за девальвации  рубля, произошедшей в последние  месяцы, в крайне тяжелом положении  оказался торговый сектор экономики, особенно его малые сегмент. Нарушены связи  между производителями товаров  и торговыми организациями, особенно связанные с импортом товаров  народного потребления, привычные  схемы товаропотоков перестают  функционировать.

Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась  в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко  вынуждены торговать тем, что  производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации. Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.

В целом  недостаток финансовых ресурсов –  одна из важнейших проблем малых  предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие  кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты  на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия  практически одинаковы, а доход  банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.

Ниже  в таблице 2 приведены Количество зарегистрированных малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации (приложение 2).

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  снизилось в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и  Уральском федеральных округах.

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.(приложение 3)

В январе-марте  2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

 Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.

В целом, По итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте  2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.

В этих условиях государство в последние месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.

Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие  тенденции, как последовательный перенос  государственной поддержки и  затрат на нее на региональный и  местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так  называемых «мягких», косвенных методов  поддержки, включая расширенное  применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение  консультационными и информационными  услугами и др.

Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей  Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев.

Однако  заметим, что в условиях кризиса  даже эффективно работающие предприятия  могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый выше иногда возможен, но только в условиях стабильно  функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных  же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия  может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Необходимо  признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко  возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых  и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении  проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные  подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые  льготы и т.п.).

Во многих странах формируются специальные  резервы для инвестирования в  основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу  в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное  вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями  со стороны прокуратуры, Федеральной  антимонопольной службы, Счетной  Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый  Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля", которым  закреплен принцип уведомительного  начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее  число предприятий в которых  – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное  дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая  проверка - только с санкции прокурора.

Вместе  с тем, следует отметить, что разрабатываемые  планы по поддержке малого бизнеса  пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные  различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным  представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу  в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки  необходимо учитывать специфические  российские черты малого бизнеса, существенно  отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти  особенности должны учитываться  при разработке действенных, конкретно-целевых  мер государственной и негосударственной  поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

 

 

2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

 

 

После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

 Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической  жизни американского общества. В  малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в  частном секторе), которые создают  свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес: формы функционирования и роль в экономике