Малое предпринимательство: сущность, признаки, функции и его место в хозяйственной системе страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение стратегии развития малого предпринимательства и объектов инфраструктуры его поддержки.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности; 2) обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России; 3) выявить меры по поддержке малого предпринимательства в России.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание 5 стр.
1.1 Сущность малого предпринимательства 5 стр.
1.2 Этапы становления малого предпринимательства в России 8 стр.
1.3 Развитие малого предпринимательства в России в современных условиях 12 стр.
1.4 Малое предпринимательство в сфере высоких технологий 14 стр.
2. Проблемы развития малого предпринимательства на современном этапе 19 стр.
Заключение 23 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Но  в России этого не произошло, так  как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие  ее положительной результативности – малое предпринимательство. В  сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

     Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные  сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

     Из  этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства  – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

     Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

     Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, − рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.

     Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства  является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим  все более ощутимый характер процессом  сокращения общей платежеспособности населения.

     С другой стороны, в силу постоянного  роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных  товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

     Третья  причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана  с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским  центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

     Налоговая политика государства по отношению  к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

     Совершенно  очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

     В настоящее время, по оценкам предпринимателей, они сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами: высокие  налоги, дороговизна материально-технических  средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

     Между тем некомпетентность управляющих  или недостаточная способность  персонала принимать решения  стала главной причиной разорения  малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого предпринимательства, создаются центры развития или «инкубаторы» МП.

     О решениях проблем развития малого предпринимательства  и о его поддержке со стороны  государства и других органов будет рассмотрено в следующей главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство  в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

     Численность малых предприятий на 2006 год составила 994,8 тысяч, то есть около 6 на 1000 человек. Показатели довольно низкие по сравнению с мировыми. Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах.

     Несмотря  на наблюдаемый в последние годы рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, на увеличение численности самих малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства  в России стоит множество преград  как экономического, так и социально-психологического характера.

     В процессе своей деятельности МП сталкиваются с рядом проблем: Отсутствие кредитных  ресурсов, административные барьеры, территориальная  обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), отсутствие консультативных центров, высокие налоги, незащищенность прав собственности.

     «Поддерживать малые предприятия правительство  будет по четырем направлениям. Во-первых, будет создана региональная сеть бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей. Во-вторых, обеспеченна  потребность малых бизнесменов  в кредитах. В-третьих, помощь с субсидиями предприятиям, которые выпускают товары на экспорт. В-четвертых, создание специализированных фондов по кредитованию инновационных научных проектов.

     Первоочередной  задачей является переход от программ «поддержки» к разработке и введению в действие программ развития малого бизнеса — и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Эти программы должны определять четкие количественные ориентиры, сроки их достижения, предусматривать источники и порядок использования ресурсов для этого, а также систему мотивации и ответственность за выполнение для представителей государства. Тем самым задается динамика развития, создается управленческий механизм, направленный не на бесконечное поддержание самого процесса, а на достижение результата в четко установленные сроки.

     В современных условиях механизм активизации  финансово-кредитного обеспечения  субъектов малого предпринимательства  должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки МП. Для  этого, в первую очередь, необходимо:

  • формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
  • разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития МП, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям;
  • упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов МП, их унификация;

     -совершенствование  законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе).

  • совершенствование налогообложения МП, в т.ч. повышение оборотного критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, льготирование налогообложения инвестиционной деятельности МП; льготирование налогообложения банков, осуществляющих кредитование малых предприятий; упрощение процедур сбора налогов и др.;
  • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого бизнеса;
  • активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого бизнеса.

     Если  создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку  МП на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования (кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов, в том числе и банковского сектора, неизбежно устремятся в МП, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.

     В целом можно сказать, что за последние  несколько лет удается успешно  выстраивать взаимодействие между  законодательной властью и малым  предпринимательством, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.

     Между тем ни федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», ни программа действий правительства, ни федеральная программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития. Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами. Развитие малого предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства.

     В соответствии с Федеральным законом  от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» данная поддержка предоставляется в виде:

  • организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым предпринимательством на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
  • имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.);
  • финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

     Следует особо отметить особенности льготного налогообложения малых предприятий в нашей стране, которое постоянно совершенствуется. Начиная с 2003 года, значительно снижены налоговые ставки для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (соответственно с 10% до 6% по налогу на доходы и с 30% до 15% по налогу с доходов, уменьшенных на величину расходов).

     Так же поддержку малому предпринимательству  оказывают негосударственные структуры: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды. В западных странах к ним относят также технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры.

     Но  и эта поддержка предпринимательству  недостаточна, участвует в ней только 30% субъектов малого предпринимательства.

Информация о работе Малое предпринимательство: сущность, признаки, функции и его место в хозяйственной системе страны