Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель доходов- расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я предлагаю изложение основных теорий макроэкономического равновесия, которые получили наибольшее признание в мире экономистов. Эта работа не претендует на абсолютную безгрешность, но, основываясь на фактах прошлого мы можем предположить, что нас ожидает в будущем. Также здесь рассматривается одна из моделей экономической теории, а именно – кейнсианскую концепцию экономического роста.

Содержание

Введение

I Макроэкономическое равновесие

1.1 Сущность, предпосылки и значение теории экономического равновесия 3

1.2 Классическая модель равновесия 5

1.3 Кейнсианская модель экономического роста 6

II Кейнсианская модель доходов- расходов

2.1 Идеи выдвинутые Кейнсом 22

2.2 Принципы мультипликации, акселерации 23

2.3 Циркуляционный поток и равновесие. 29

2.4 Государственное регулирование экономики. 31

2.5 Негибкие сбережения и инвестиции 33

Заключение 35

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Макроэкономическое равновесие исправленое.doc

— 426.00 Кб (Скачать)

     Картина взаимодействия между  сбережениями и инвестициями не столь проста и однозначна. Сбережения нарушают макроравновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Расчет на механизм конкуренции и гибкие цены при определенных условиях не срабатывает.

  В результате, если инвестиции больше сбережений, возникает опасность инфляции. Если же инвестиции отстают от сбережений; то тормозится прирост валового продукта.(5)

  1.3 Кейнсианская модель

     В отличие от классиков Кейнс  обосновал положение, согласно  которому сбережения являются функцией не процента, а дохода. Цены (включая заработную плату) не гибки, а фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.

     Кейнсианская модель AD—AS — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.

      Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии (рис. 25.1).

  

  Рис. 25.1. Кривая совокупного спроса  

  Совокупный  спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос.

      Между размерами совокупного  спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.

    Кривая совокупного предложения  (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен (рис. 25.2). 

  

  Рис. 25.2. Кривая совокупного предложения 

    В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).

     В долгосрочном периоде при  полной загрузке мощностей и  занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии. 

  

  Рис. 25.3. Модель экономического равновесия 

    Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис. 25.3). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

    В данной модели возможны следующие  варианты:

   1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;

   2) совокупный спрос обгоняет совокупное  предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

     Экономическое равновесие предполагает  такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

    Равновесие означает, что общая  структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.

     Напомним, что согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе. Для анализа положения о равновесии при неполной занятости была предложена упрощенная модель Кейнса. Для исследования взаимосвязи процентной ставки и национального дохода на рынке товаров и рынке денег была разработана другая схема, объединившая анализ этих двух рынков.(6)

  Совокупный  спрос

  

  Совокупный  спрос — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

             Обратная, или отрицательная, зависимость  между уровнем цен и объемом национального производства отчетливо выражена на рисунке.

  Причины такого отклонения различны.

  Такой характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя факторами:

  1) эффектом процентной ставки;

  2) эффектом материальных ценностей,  или реальных кассовых остатков;

  3) эффектом импортных закупок.

  Эффект  процентной ставки. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.

  Уточнение. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным.

  Вывод. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

  Эффект  богатства. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов — в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, — находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.

  Эффект  импортных закупок. При повышении  уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.

          Мы видели, что изменения в  уровне цен приводят к таким  изменениям уровня затрат потребителей  внутри страны, предприятий, правительства,  зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Эго значит, что повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет  увеличение  объема  производства.   Это соотношение представлено на графике как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса.

  Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.

  Как показано на рисунке, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.

  

  И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево  — от AD1 к АD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

  Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными. Эти неценовые факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице.

  Таблица 11-1. Неценовые факторы совокупного спроса:

  рычаг, смещающие кривую совокупного спроса

  1. Изменения в потребительских  расходах

  а) Благосостояние потребителя

  б) Ожидания потребителя

  в) Задолженность потребителя 

  г) Налоги

  2. Изменения в инвестиционных расходах

  а) Процентные ставки

  б) Ожидаемые прибыли от инвестиций

  в) Налоги с предприятий

  г) Технология

  д) Избыточные мощности

  3. Изменения в государственных  расходах

  4. Изменения в расходах на чистый  объем экспорта

  а) Национальный доход в зарубежных странах

  б) Валютные курсы

  Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

  Изменения одного или нескольких неценовых  факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.

  Благосостояние  потребителя.  Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо.

  Ожидание  потребителя.  Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо, И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

  Точно так же массовое ожидание попои, полны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цеп. И наоборот, ожидание снижения цеп в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.

  Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя. Образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить ею сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

  Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Кейнсианская модель доходов- расходов