Макроэкономическая политика: её среда и институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Сущность, цели, задачи, субъекты, объекты макроэкономической политики……………………………………………………………………..6
2.Институциональный характер исследования макроэкономики…………11
3.Роль государства в макроэкономической политике……………………...16

Заключение……………………………………………………………………...21

Библиографический список……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.37 Кб (Скачать)

     К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой  для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство  должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного использования  ресурсов. Фиаско рынка проявляется  не только в ситуациях, связанных  с внешними эффектами и общественными  благами. Важнейшая причина - это  свойственная рынку тенденция к  монополизации. В этих условиях для  обеспечения конкуренции, как условия  наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Кроме  того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. Экономические функции государства Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

     К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через  систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство  выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные  научные исследования, решение экологических  проблем, социальные проблемы и т.д.

     Фискальная  политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами  и налогами, можно стимулировать  деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может  приводить к серьезным отрицательным  последствиям для всей национальной экономики.

     Не  менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и  потребление населения, объем национального  производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения  доходов государство выполняет  через государственную налоговую  систему, а также через различные  социальные программы по государственной  помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. Государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

     Таким образом, из сущности макроэкономической политики видно, что основной целью  макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования  экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической  политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано  от других.  
 
 
 
 

     Заключение.

     Таким образом мы определили, что необходимость  широкого социализма общественных отношений  в XX веке показала институциональную роль государства.

     За 1990-е объем инвестиций существенно  сократился. Сложившийся уровень  инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного  аппарата России и это обуславливает  его быстрое физическое и моральное  старение. При таком положении  ни о каком повышении конкурентоспособности  говорить не приходится. Основной целью  макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Объектами государственного регулирования  экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны. Государство использует множество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолировано от других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютные резервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплаты труда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, которая сложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличение масштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета, разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.

     Все изложенное в вопросах данной темы свидетельствует в пользу того, что  институционализм как направление  экономической теории не имеет общей  теоретической основы. Вместе с тем  его разновидности имеют много  общих черт. Современные институционалисты  сохранили "дух несогласия", что  находит свое проявление в предлагаемых ими проектах реформ. Им присуще также расширение традиционных объектов теоретического анализа за счет новых актуальных проблем. 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Добрынин, А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
  2. Клоцвог, Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. – 2004. - №9. – с.56-63.
  3. Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. – 2004. - №4. – с.15-24.
  4. Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. – 2005. - №40. – с.5-10.
  5. Макроэкономика. Теория и российская практика/под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н.Думной.-М.: Изд-во КноРус, 2004. – с. 218-227, 402-417
  6. Румянцева Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М,2005. – с. 230 – 233.

Информация о работе Макроэкономическая политика: её среда и институты