Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:30, курсовая работа
Целью исследования является изучение инфляционных процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения,
рассмотреть причины и формы проявления инфляции, описать последствия инфляции, проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации, дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Инфляция как результат нарушения равновесия между спросом и предложением……………………………………………………………………...5
1.1. Инфляция как многофакторный процесс…………………………………5
1.2. Причины инфляции………………………………………………………...6
1.3. Основные виды инфляции…………………………………………………8
1.4. Инфляция спроса и издержек…………………………………………….12
2. Масштабы инфляции в развитых странах……………………………………18
2.1. Прогнозирование инфляции………………………………………………21
2.2. Консервативные методы борьбы с инфляцией и их сущность………….22
2.3. Анализ динамики инфляционного таргетирования в развитых странах……………………………………………………………………………..22
3. Причины инфляции в России………………………………………………….26
3.1. Современная инфляция в России…………………………………………26
3.2. Причины инфляции в России……………………………………………..27
3.3. Формы и методы антиинфляционной политики…………………………28
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список………………………………………………………31
Стратегия поведения фирмы в условиях дефицитной инфляции по-своему уникальна. «Предприятие можно образно сравнить с автомобилем, разогревающим свой мотор. Водитель не знает, куда ему ехать, и чаще всего ему невыгодно ехать куда-либо, даже если он знает направление: расход бензина в силу несбалансированности инфляции может не окупиться даже при кажущейся на первый взгляд выгодности перевозки пассажира или товара.
Прогнозированию инфляции в переходный период в развитых странах стала придаваться особая значимость. В прогнозных расчетах заинтересованы правительство, хозяйствующие субъекты и население. Результаты прогнозов служат основой для разработки мер и принятия управленческих решений. Это обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования, позволяющих избежать серьезных ошибок в прогнозах.
В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных но инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на определенный прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.
По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим.
Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде.
Поскольку инфляционные процессы проявляются при росте цен, прогнозирование инфляции должно осуществляться в сочетании с прогнозированием индексов изменения цен.
Западные экономисты при анализе тенденций развития инфляционных процессов часто обращаются к прогнозированию движения цен на отдельные виды товаров, пытаясь с помощью этих прогнозов определить возможные темпы инфляции. В последнее время в основе этих прогнозов, как правило, находится динамика либо цен на энергоносители (нефть, газ), либо заработной платы (расходы на заработную плату в США и других странах составляют существенную долю в издержках предприятий).
Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.
Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Таким образом, важно определить действительно инфляционные причины.
К ним относятся:
Во-первых, несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в ХХ веке. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении.
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции через рост цен на импортное сырье, через потоки спекулятивных капиталов и т. д.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности.
2.2. Консервативные методы борьбы с инфляцией и их сущность
В зарубежных странах для борьбы с инфляцией использовались различные методы. Например, в США в 70-е годы, опираясь на кейнсианские рецепты, государство использовало два основных варианта антиинфляционной политики. Один - так называемый дефляционный (или регулирование спроса) -- включал ограничения денежного спроса через кредитно-денежный и налоговый механизм (повышение процентных и налоговых ставок, уменьшение денежной массы и государственных расходов); другой -- так называемая политика доходов -- подразумевал контроль над ценами и заработной платой (полное замораживание их роста либо, чаще, возможность их повышения в каких-то заранее установленных пределах). Однако опыт свидетельствовал о слабой результативности этих методов борьбы с инфляцией.
Ситуация непрерывной галопирующей инфляции вызывала недовольство различных слоев населения. Поэтому в 80-е годы, в период галопирующей инфляции, на первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с ней. Они стали применяться не только в США, но и в Англии, Франции и других странах.
Теоретической базой этих методов служили монетаристская теория и комплекс новых экономических рецептов, объединенных термином экономика предложения. Во главу угла ставилась поддержка всех форм предпринимательства и стимулирование рыночной конкуренции, существенное изменение приоритетов и целей экономической политики. Вместо полной занятости первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и улучшение условий для накопления частного капитала. Главными параметрами регулирования стали повышение нормы накопления и стабилизация денежного обращения.
Консервативная концепция экономической политики предполагала курс на усиление рыночных отношений, сокращение прямых форм вмешательства государства, регламентирующих процессы ценообразования, создание условий конкуренции и доступа предприятий в отдельные отрасли экономики (так называемые предприятия общественного пользования), ограничивающие функционирование рынка ссудного капитала, свертывание форм селективного регулирования. Она предполагала также резкое ограничение роли бюджета как инструмента перераспределения национального дохода. Отсюда стремление к сокращению социальных расходов и перестройка налоговой системы (снижение налогов) в целях поощрения роста частных сбережений и чистых прибылей, остающихся в распоряжении фирм. Эти мероприятия рассматривались как генеральный долгосрочный курс на стимулирование сбережений, капиталовложений и повышение на этой основе темпов экономического роста.
В большинстве развитых стран инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Кроме того, инфляция замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование и в своих крайних формах усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Сегодня многие страны в качестве промежуточных целей национальной денежно-кредитной политики используют денежные агрегаты или валютные курсы. Однако в 90-е годы некоторые индустриально развитые страны порвали с этой традицией, сосредоточив свое внимание на показателе инфляции. Данный подход к контролю над инфляцией получил название «инфляционное таргетирование».
По мнению ряда специалистов, денежно-кредитную политику многих стран можно в той или иной степени охарактеризовать как инфляционное таргетирование. Например, известный американский экономист Дж. Тэйлор полагает, что денежно-кредитная политика США опирается на эмпирическое правило инфляционного таргетирования. Согласно этому правилу, Федеральная резервная система (ФРС) регулярно корректирует процентную ставку по федеральным фондам, реагируя на отклонения внутреннего производства от своего потенциального объема и инфляции - от прогнозного уровня.
Некоторые страны выбрали инфляционное таргетирование, потому что достижение стабильности цен (то есть низкого и постоянного уровня инфляции) является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.
В начале 90-х годов 7 индустриально развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999г. инфляционное таргетирование использует Европейский центральный банк. В свое время Европейский валютный институт ограничил число вариантов денежно-кредитной политики в еврозоне двумя, а именно - определением целевых денежных агрегатов и инфляционным таргетированием. В настоящее время в еврозоне используется комбинация денежного таргетирования, исходящего из установления ориентира денежного агрегата МЗ, и инфляционного таргетирования, опирающегося на гармонизированный индекс потребительских цен. (Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции. Общество и экономика. 2005. № 4. C.95-105)
Причина такого выбора - неудачный опыт таргетирования денежных агрегатов или поддержания фиксированного валютного курса. В Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование сначала использовалось для снижения темпов инфляции, которая в 80-е годы по меркам западных стран была у них достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался успешным, остальные пять стран переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то, что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Отметим, что названные семь стран в отличие от Германии, Японии, Швейцарии и США за последние тридцать лет не добились значительных успехов в борьбе с инфляцией. По мнению участников рынка, в то время их национальная денежно-кредитная политика испытывала ощутимый недостаток доверия. Поэтому, перейдя к инфляционному таргетированию, власти пытались не только снизить темпы инфляции, но и повысить авторитет своей экономической политики. В Австралии, Финляндии и Швеции центральные банки изначально называли целевые ориентиры инфляции без официального согласования с правительством. В Канаде и Новой Зеландии они с самого начала были результатом договоренности между министром финансов и управляющим центральным банком. Вскоре к этому пришли и другие страны. Там, где инфляционная цель изначально объявлялась центральным банком самостоятельно, впоследствии в большинстве случаев ориентиры инфляции стали утверждаться правительством. Хотя ни в одном учредительном документе центральных банков инфляционное таргетирование не упоминается, целевые ориентиры инфляции считаются своеобразной интерпретацией других целей денежно-кредитной политики - достижения валютной или ценовой стабильности.
Информация о работе Локальные и мировые инфляционные процессы