Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:30, курсовая работа
Целью исследования является изучение инфляционных процессов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения,
рассмотреть причины и формы проявления инфляции, описать последствия инфляции, проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации, дать характеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Инфляция как результат нарушения равновесия между спросом и предложением……………………………………………………………………...5
1.1. Инфляция как многофакторный процесс…………………………………5
1.2. Причины инфляции………………………………………………………...6
1.3. Основные виды инфляции…………………………………………………8
1.4. Инфляция спроса и издержек…………………………………………….12
2. Масштабы инфляции в развитых странах……………………………………18
2.1. Прогнозирование инфляции………………………………………………21
2.2. Консервативные методы борьбы с инфляцией и их сущность………….22
2.3. Анализ динамики инфляционного таргетирования в развитых странах……………………………………………………………………………..22
3. Причины инфляции в России………………………………………………….26
3.1. Современная инфляция в России…………………………………………26
3.2. Причины инфляции в России……………………………………………..27
3.3. Формы и методы антиинфляционной политики…………………………28
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список………………………………………………………31
Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигала 33000%.
Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная инфляция;
б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях. (Костин Л. Занятость, заработанная плата и инфляция. Человек и труд. 1999. № 2, с.33-36)
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации,
и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт- Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливается манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы будет трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.
Несбалансированность
инфляции - большая беда для экономики.
Но еще страшнее, когда нет прогноза на
будущее, нет уверенности хотя бы в том,
что товарные группы-лидеры роста цен
останутся лидерами и завтра, и через неделю,
и через год. Невозможно рационально выбрать
сферы приложения капитала, рассчитать
и сравнить доходность вариантов инвестирования.
Промышленность развиваться в таких условиях
не может, индустриальное возрождение
России нереально. Возможны лишь короткие
спекулятивно-посреднические оп
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют:
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
а) монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
б) монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;
с) монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Рассмотрим более подробно инфляцию спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В СНГ это не так, поскольку нет конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастает, незагруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
итогам 1992 г. составил 11% ВВП, а в 1994 г. не должен превысить 9,4% объема ВВП (или 70 трлн. руб.). Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи дополнительной эмиссии неразменных банкнот центрального банка. Первый путь характерен для США, а второй - для России. Однако с мая 1993 г. началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКО); к середине 1994 г. их было выпущено на сумму в 3 020,8 млрд. руб.
Механизм инфляции спроса в странах Восточной Европы (дефицитная экономика) кардинально отличается от классической западной модели.
Прежде чем мы попытаемся сравнить оба механизма инфляции спроса, отметим, что в первом механизме (постсоциалистическом) цены растут одновременно с нарастанием дефицита. В классическом же механизме рост цены сочетается с ростом производства, увеличением изобилия материальных благ. Рост спроса перемещает точку равновесия как бы в северо-восточном направлении. Цены растут, но растет и количество товаров.
Экономика дефицита, как видим, перевернула логику классического рынка с ног на голову: спрос стал предложением, а предложение – спросом. К сожалению, подобная зеркальная перевернутость рыночной системы может оказаться весьма устойчивой. Пока это будет так, копирование западных микро- и макроэкономических рецептов процветания и государственных путей к нему (антиинфляционная политика, налогообложение и др.) будет приводить к обратному отрицательному результату. Пример тому--дефицитный механизм инфляции спроса, приведенный выше: цена растет при одновременном ускорении экономического спада, ведь количество продукции, как видим, уменьшается.
Реальная причина отмеченного «зеркального отражения», его системной
закрепленности в СНГ - монополизм промышленных предприятий преимущественно государственной формы собственности. Дело в том, что дефицитный механизм инфляции спроса их весьма устраивает.
Площадь незаштрихованного прямоугольника составляет выручку предприятий-монополистов. Площадь заштрихованного прямоугольника--возрастание выручки за счет инфляционного роста цен. Итак, денег стало больше. Их увеличение - источник нарастания финансово-спекулятивных операций. Одновременно с нарастанием денежного кома снизился объем производства, дефицит усилился. Это поможет предприятиям - монополистам получить еще большую номинальную выручку на следующий год и т. д. до бесконечности, точнее до полного развала экономики, если не будут приняты сильные антиинфляционные меры.
Со временем подобный механизм может стать устойчивым. Из всей суммы предприятий будут постепенно разоряться те, которые менее монополизированы. Спрос на их продукцию будет относительно снижаться, быстрее, чем у других.
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения (издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и проч.).
Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961 - 1973 гг. составлял 2,3%, то в 1974 - 1980 гг. - 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были характерны и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало ее заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5 - 2 раза превышал рост цен на остальные товары.
Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы
до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".
Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12%.
Дефицитная экономическая система имеет свой особый механизм инфляции предложения (по аналогии с инфляцией спроса). Напомним, что логика спроса здесь как бы «перевернута»: дефицитный рост рыночной цены в сочетании с пессимизмом рациональных ожиданий населения и бизнеса, неопределенностью конъюнктуры провоцирует нарастание спроса в количественном измерении. Короче говоря, чем дороже товар, тем больше его берут. Логика предложения также «перевернута» по сравнению с классической: чем дороже товар, тем меньше его производят. Главная причина отмеченных нелогичностей - накапливающаяся дефицитность экономики, подкрепленная технико-экономическим монополизмом всех уровней и окрасок.
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.
Таким образом, в условиях дефицитной рыночной экономики инфляция предложения как бы вторична по сравнению с инфляцией спроса. Рост издержек предприятий смещает линию предложения вверх, и цена равновесия растет; но главная составляющая роста цены даже в такой ситуации неизменна - это дефицитный, накапливающийся спрос.
Информация о работе Локальные и мировые инфляционные процессы