Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:49, курс лекций
Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики
Рыночная инфраструктура:
3.
Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не идеальны, т.е. имеется:
Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регулирующего вмешательства государства в рыночные процессы.
Однако существуют две концепции:
Два вида методов:
Государство должно осуществлять:
В1.
Рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, который выступает как модель стихийного порядка, в основе которого лежит рыночное регулирование модели спроса и предложения.
СПРОС- желание, возможность и платежеспособность людей покупать товары и услуги.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – желание, способность и платежеспособность производителей и продавцов предоставлять товары и услуги на рынке.
Спрос
и предложение подчиняются
Закон спроса – принцип, в соответствии с которым, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательного спроса на этот товар. Это означает тенденцию роста спроса при падении цен и падение спроса при росте цен. Это тенденция обусловлена 2 причинами:
Таким образом, закон стоимости характеризует взаимоотношения между количеством товара, который люди желают и могут купить и ценой этого товара при прочих равных условиях.
Действие
закона стоимости может иметь
следующую интерпретацию.
Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.
Поскольку кривая спроса выражает обратно пропорциональную связь между ценой и объёмом спроса, постольку она всегда имеет отрицательный наклон.
Передвижение по кривой спроса из точки А в точку В и из В в А – изменение величины спроса.
При цене 40 грн. спрос 10 тыс. При цене 20 грн. величина спроса изменяется до 15 тыс.
Падение цены обусловливает рост спроса.
Кривая спроса АВ выражает зависимость только двух переменных: цены и объёма спроса на товар.
Однако, в рыночной кроме важнейшей переменной (уровня цены) существуют 2,3,4,n-ная переменные, к которым относятся доходы потребителя, ожидания покупателей, вкусы, мода, предпочтения, инфляция и т.д.
Как же n-ные переменные отражаются на графике?
Пространственные изменения кривой спроса с позиции АВ в CD или EF называются изменением спроса.
Ожидание покупателей: пессимистические- снижение спроса (EF)
оптимистические: рост спроса (CD)
Инфляция: рост спроса (ажиотаж) бегство от денег.
дефляция – перемещение в EF.
Изменение спроса – изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить и которое происходит в результате n-ных переменных.
Рассматриваемое нами поведение кривой спроса относится к нормальным товарам. Кроме нормальных существуют: низшие, высшие, субституты и комплименты.
НИЗШИЕ товары – такие товары, по которым, при росте платежеспобности покупательский спрос на него при неизменности его цены и даже при падении цены падает (маргарин и масло)
НОРМАЛЬНЫЕ товары – такие товары, спрос на которые растёт при росте платёжеспособности покупателя (обувь).
ВЫСШИЕ товары – товары, относящиеся к категории роскоши или предметов неповседневного спроса. (престижные товары). Спрос на высшие товары является производным роста платежеспособности узкой социальной группы и спрос на эти товары растёт динамичнее, чем платежеспособность этой социальной группы (новых русских мало, особенно у нас но $ у них нормально – хватает) J
СУБСТИТУТЫ – такие пары товаров, по которым рост цены на один товар приводит к росту спроса на другой (взаимозаменяемые)
КОМПЛЕМЕНТЫ – такие пары товаров, которые могут быть использованы только вместе друг с другом (взаимодополняемые). Здесь рост цен на один товар – падение спроса на другой (бензин – автошины)
Нам осталось закончить ещё два вопроса . чем мы и займёмся на следующей лекции…. J
В рыночном механизме со спросом взаимодействует предложение.
Дадим графическую интерпретацию предложения.
Таким образом кривая предложения графически выражает зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которые производители желают и стремятся предложить на рынке.
Также, как и в кривой спроса различают изменение величины предложения (А®В; В®А) и сдвиг кривой предложения под воздействием n-ых переменных.
К числу таких переменных, воздействующих на предложение следует относить:
Вопрос 2. Взаимодействие спроса и предложения.
Рынок – модель взаимодействия спроса и предложения, что означает, что необходимо свести кривые спроса и предложения вместе.
MN – 10 тыс. – дефицит рынка.
E – точка рыночного равновесия, характеризующая цену рыночного равновесия и объем рыночного равновесия.
F –
вседствие роста доходов
Информационным полем рынка является цена. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на базе этой информации – уровне цен.
Согласование спроса и предложения на определенном уровне ценывыступает как рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – это ситуация когда при данной цене предложение равно спросу.
Рыночное равновесие – ситуация непостоянная и систематически изменяемая.
Нарушения:
Дефицит – величина избыточного спроса.
Первый признак дефицита – резкое уменьшение товарных запасов. Второй признак – очереди покупателей. (информация графически показана на втором графике МN).
В условиях дефицита:
Из за этого:
Вследствие этого образуется новая точка рыночного равновесия F.
Секвестирование – урезание бюджета (придумал Чубайс, Белый говорит, что Чубайс – дебилом стал из-за этого).
Секвестирование
ведет к резкому снижению
Избыток рынка – это ситуация при которой величина предложения товара при данной цене превышает величину спроса на него.
При избытке товара, товарные запасы растут.
Наблюдается очередь производителей, а не покупателей.
Если дефицит рынка давит на цену снизу и цена растет, то избыток ранка давит на цену сверху и она снижается.
В результате этих изменений формируется новая точка рыночного равновесия.
Избыток равен 15 тысячам шт. товара.
Рыночная экономика характеризуется закономерностью всех ниш рынка: