Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:49, курс лекций
Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики
Спекуляция – это деятельность по покупке товаров, ценных бумаг по низкой цене с целью перепродажи по высокой цене.
Спекуляция – это всегда сознательный риск.
Спекулянт-профессионал должен обладать умениями:
Спекулятивные операции:
Вопрос №3.
Два вида:
- Аукцион продавца – это один продавец и много покупателей.
- Аукцион покупателя – тендеры.
Три типа:
Теория эквивалентности доходов:
Любой покупающий реализует собственную экономическую выгоду.
Лекция №17
Тема: Ресурсные факторы производства.
Ценообразование на рынках ресурсов
Вопрос 1.
Для организации и осуществления нормального процесса производства, необходимо наличие трех групп факторов:
В рыночной экономике названные ресурсные факторы являются предметами купли-продажи:
а) рынок ресурсов является составной частью рыночной экономики.
Рынок
ресурсов как составная часть
рынка выполняет две
«Как» - большинство товаров и услуг можно производить несколькими технологическими способами:
Выбор «как» зависит от цены на ресурсы. Относительно дешевые используются шире, а относительно дорогие – очень экономично.
«Для кого» - подавляющее большинство людей получают рыночный доход, продавая свою рабочую силу.
Рынок, устанавливая цены на ресурсы, тем самым устанавливает и то, какая часть общественного продукта, национального продукта, достается тем, кто продает свой главный ресурс – рабочую силу.
В тоже время в собственности семейных хозяйств находятся и такие ресурсные факторы, как капитал и природные ресурсы.
Выбор «для кого» - всецело связан с формированием рыночных доходов от продажи ресурсных факторов.
С этой позиции исследование спроса на ресурсные факторы, представляется очень важным и актуальным.
Целью предпринимательства является максимизация прибыли. Проблему максимизации прибыли мы рассматриваем с позиции фирмы-производителя, но на рынке ресурсов фирмы-предприниматели выступают как покупатели, поэтому важно рассмотреть проблему максимизации прибыли с точки зрения покупателя.
Фирмы-предприниматели покупают ресурсы для производительного потребления, т.е. для их использования в производстве товаров для продажи. Их этого следует, что спрос на ресурсные факторы является не прямой, а он имеет производный характер и называется производным спросом. Это означает, что спрос на производственные ресурсы зависит от спроса на товар, в производстве которого используется данный ресурс.
Второе ограничение.
Обуславливается выбором производственной технологии, т.е. комбинации ресурсных факторов для производства товара.
Третье ограничение.
Цена ресурса кардинально влияет на количество покупаемых ресурсов и выбор технологий.
При взаимодействии ресурсов следует оперировать понятиями (предельного физического продукта) и закона убывающей полезности.
С позиции ресурсных факторов.
Предельный физический продукт ресурса определяется как увеличение выпуска продукции в результате использования какого-то одного ресурса, в то время как количество всех прочих ресурсов остается неизменным.
При анализе движения предельного физического продукта выясняется, что на известном уровне предельный физический продукт переменного ресурса начинает падать, что и находит свое выражение в законе убывающей доходности.
Существует предельная доходность ресурсов. Она рассматривается как изменения дохода в результате продажи продукции произведенной с помощью дополнительной единицей ресурсов. Предельная доходность ресурсов является неодинаковой для различных типов фирм.
Для фирм price-taker’ов, т.е. для фирм которые не могут оказывать воздействие на рыночную цену своего товара, т.е. фирмы, которые продают свою продукцию по ценам определенных силами над которыми они не властвуют и которые не могут контролировать (работа в условиях совершенной конкуренции).
Предельная доходность ресурсов равна стоимости предельного продукта. Стоимость предельного продукта определяется умножением цены выпускаемого продукта на объем предельного физического продукта.
Для фирм, которые самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию (монополии, олигополии), и где цена меняется с изменением объема выпуска продукции, то здесь делается выбор из наибольшей цены.
В варианте, когда сокращается производство производимой продукции, а цена растет, тогда цена будет больше.
На основе анализа и определяется количественные аспекты использования ресурсов.
Предельные издержки ресурсов – это прироста общих затрат фирмы на ресурсы для приобретения дополнительных единиц данного ресурса.
Для фирм устанавливающих и контролирующих цены, предельные издержки ресурсов могут быть выше и могут быть ниже его рыночной цены, все зависит от политики формирования данной фирмы.
Цель любой фирмы – максимизация прибыли.
Рассмотрим отклонение, если предельная доходность ресурсов выше его предельных издержек, то потребление каждой такой единицы ресурсов будет максимизировать прибыль, доход растет быстрее издержек.
Если предельные издержки ресурсов превосходят его предельную доходность, то сокращение потребления данного ресурса ведет также к максимизации прибыли.
В динамике спроса большое значение имеет и следующее обстоятельство:
Лекция 18
от Моники (называется принесла полную версиюJ)
Хотя общепризнанным выражением является "рынок труда", фактически речь идет о рынке рабочей силы, ибо:
Таким образом, на рынке ресурсов продаётся не труд, а рабочая сила.
Предложение рабочей силы может носить как индивидуальный. так и групповой характер.
В этой связи есть особенности этого предложения.
Предложение рабочей силы индивидом всегда осуществляется в условиях альтернативного компромисса между двумя "товарами":
Предложение рабочей силы индивида сталкивается с двумя организациями:
Считается, что повышение ставки зарплаты способствует увеличению предложения рабочей силы, но это далеко не так
ибо тогда значит, что рост зарплаты стимулирует желание больше и лучше отдыхать, что ведет к сокращению предложения рабочей силы.
Сокращение предложения рабочей силы индивида возможно и в случае резкого снижения зарплаты.
График 1 - рассматриваем как нормальное явление.
Графики 2 и 3 - исключения.
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда колеблется конкурентное равновесие на рынке труда.
Само предложение и спрос на рынке труда определяет:
В теории рынка труда большое значение имеет теория предельной производительности распределения, согласно которой каждый фактор производства получает плату, равную его предельной доходности.
На этой основе утверждается правило "от каждого по способностям - каждому по труду". (это мировая идеология, здоровый принцип экономики).
Осуществление этого принципа означает, что каждый работник должен получить вознаграждение, равное его трудовому вкладу.
В практической действительности этот фундаментальный принцип часто нарушается в силу ряда причин:
На зарплату влияет целый ряд других факторов.
Аксиоматичным считается положение, что распределение, в том числе и зарплата, должно быть справедливым.