Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:35, курс лекций
Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики
Основополагающий в рыночном механизме является то, что рыночные цены отражают величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет ниже, то производитель не будет предлагать свой товар.
В условиях рынка возникает ситуация, когда действие товаропроизводителей оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни покупающих.
Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в ценах.
Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут третьи лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние эффекты также являются частью альтернативной стоимости производства товара.
Существование внешних эффектов требует определенных экономических действий по их нейтрализации:
Загрязнение снижается только тогда, когда затраты на борьбу с ним меньше, чем наносимый ущерб.
В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния негативных внешних эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.
Теорема Коуса (1969 г.)
Проблема внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников соглашения.
3.
Все товары и услуги в условиях рынка имеют два свойства:
Однако существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное благо – товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут быть предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим.
Антимонопольное регулирование в условиях рынка.
В1. Антимонопольное законодательство и экономическая политика государства.
В2. Регулирование естественных монополий.
В3. Регулирование конкурентных отраслей.
Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и конкуренция.
Однако, в практической деятельности может складываться ситуация поражения рынка: фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно дальнейшее координирование процессов экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность использования ресурсов.
Существуют три основных причины фиаско рынка:
Недостаток конкуренции приведёт к существованию "ножниц цен", то есть устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на ресурсные факторы.
В характеристике недостатков конкуренции базируются на монополии, исходя из:
Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике необходимо выделить 3 основные направления:
Антимонопольное законодательство - представляет собой систему законов, номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и нечестными по отношению к потребителю.
1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним (с 1 поправкой от 1974г):
1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий сферу действия:
В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):
ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА:
1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой дискриминацией
1950г.-
поправка Селлера об
ФИКСАЦИЯ ЦЕН:
незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка.
СЛИЯНИЕ ФИРМ:
запрещается любое горизонтальное слияние.
Критерии по слиянию:
индект Герфиндаля (не более 1000)
Однако,
закон разоешает и более
ПО ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ:
запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок. Дифференцация торговых скидок - только в международных оперциях.
18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"
РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:
РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:
РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не более 2 сроков)
АМКУ определяет:
РАЗДЕЛ5: меры влияния
19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство устанавливает верхний предел цены.
19.3.
В практической деятельности
существует межотраслевая и
Транспорт: авто, ж/д, морской, трубопроводный.
Более эффективный подход: государство бдительно следит за недопущением тайного сговора. Остальное регулирует рынок.
В Украине - государство устанавливает тарифы, этот путь малоперспективный.
ЛЕКЦИЯ №24. Международная торговля и торговая политика.
Вопрос 1.
Внешняя торговля, выход фирм на мировой рынок – объективный процесс, обусловленный МОРТ, специализацией производства, различиями в природно-климатических условиях регионов и стран, географическим положением стран, экономической политикой государства.
Целью внешней торговли является развитие национального производства; утверждение национального экономического суверенитета, повышение уровня жизни.
Это достигается:
Внешняя торговля в современных условиях развивается достаточно противоречиво, т.к. в условиях рыночной экономики, национальная экономика становится все более открытой и на нее оказывают все большее влияние мировые закономерности формирования, спрос и предложение, издержки и цена. В тоже время, внешнеторговая деятельность обязательно регулируется государством, т.к. государство должно решать задачи занятости, бюджета, ростанациональной экономики. Все это связано с реализацией экономической политики государства.
Критериями формирования и развития внешней торговли являются следующие: