Лекции по "Микроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:35, курс лекций

Описание работы

Предмет и метод микроэкономики
Экономика и микроэкономика
Виды выбора как предмет микроэкономики
Метод микроэкономики

Работа содержит 1 файл

Шпоры по микроэкономике.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

   Основополагающий  в рыночном механизме является то, что рыночные цены отражают величину альтернативной стоимости данного товара, если цена будет ниже, то производитель не будет предлагать свой товар.

   В условиях рынка возникает ситуация, когда  действие товаропроизводителей оказывает взаимодействие на третьих лиц, т.е. людей ни производящих, ни покупающих.

   Внешние эффекты – направлены на третьих лиц и ни как не отражаются в ценах.

   Для возмещения нанесенного ущерба требуются затраты, которые несут третьи лица. С точки зрения общества, национальной экономики это внешние эффекты также являются частью альтернативной стоимости производства товара.

   Существование внешних эффектов требует определенных экономических действий по их нейтрализации:

  1. Экологический мониторинг – изучение внешних эффектов;
  2. Государственное экономико-правовое регулирование природопользования;
  3. Установление ПДК;
  4. Установление стоимости санкций за превышение ПДК;
  5. Осуществление проблем эколого-защитных мероприятий и технологий.

   Загрязнение снижается только тогда, когда затраты  на борьбу с ним меньше, чем наносимый ущерб.

   В цивилизованной рыночной экономике снижение влияния  негативных внешних эффектов делает одинаково заинтересованных всех лиц.

   Теорема Коуса (1969 г.)

   Проблема  внешних эффектов при отсутствии внепроизводственных затрат эффективно решается посредством заключения частного соглашения вне зависимости от изначальной принадлежности прав собственности участников соглашения.

   3.

   Все товары и услуги в  условиях рынка имеют  два свойства:

  1. исключение – лицо, предлагающая свой товар, самостоятельно решает, что кому этот товар предлагать, а кому – нет;
  2. соперничество – использование данного товара (услуги) конкретными лицами ограниченно (сообща) исключая возможность использования его другими.

   Однако  существую товары, не обладающие такими свойствами. Общественное благо – товары и услуги, не обладающие свойством исключения, и не могут быть предоставлены тек, чтобы не предоставить их всем другим.

  Антимонопольное регулирование в  условиях рынка.

 

  В1. Антимонопольное  законодательство и  экономическая политика государства.

  В2. Регулирование естественных монополий.

  В3. Регулирование конкурентных отраслей.

 
 

        Важнейшими элементами рыночной системы являются производство и конкуренция.

        Однако, в практической деятельности может складываться ситуация поражения рынка: фиаско рынка - это ситуация, при которой невозможно дальнейшее координирование процессов экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность использования ресурсов.

        Существуют три  основных причины фиаско рынка:

  1. углубление внешних эффектов
  2. углубление и развитие общественных благ
  3. недостаток конкуренции - ситуация, когда в условиях монополии и олигополии цены на товары и услуги является непомерно высокой, значительно выше альтернативной стоимости товаров и услуг.
 

  Недостаток конкуренции приведёт к существованию "ножниц цен", то есть устранению монопольно высоких цен и монопольно низких (монопсония) на ресурсные факторы.

  В характеристике недостатков конкуренции  базируются на монополии, исходя из:

  1. монополии и рынок плохо совместимы, чаще несовместимы
  2. образование монополий и олигополий - это неизбежный объективный процесс
  3. рынок как стихийный процесс невозможен без государственного регулирования
  4. Государственное регулирование является стержнем и важным средством экономической политики государства (ЭПГ).
  5. составной частью государственного регулирования (а значит и ЭПГ) является антимонопольное регулирование.
 

  Антимонопольное регулирование - процесс сложившийся, в его характеристике необходимо выделить 3 основные направления:

  1. организация антимонопольного законодательства
  2. регулирование естественных монополий
  3. регулирование конкурентных отраслей
 

  Антимонопольное законодательство - представляет собой  систему законов, номративных актов, направленных на регулирование действий монополий и олигополий на рынке с целью пресечения тех их действий, которые являются эгоистичными по отношению к общественным экономическим интересам и нечестными по отношению к потребителю.

  1890- закон Шермана, США, 1 антимонопольный закон, в соответствии с ним (с 1 поправкой от 1974г):

  • любое монополизирование, осуществляемое путём тайного сговора, считается тяжким преступлением;
  • запрещается явное монополизирование, если оно пойдёт во вред потребителю;
  • государство может привлекать к ответственности как монополии, так и конкретные физические лица;
  • наказания: штрафы, судебный запрет на деятельность,тюремное заключение, принудительное дробление;
  • лица, пострадавшие от монополии, могут подавать судебные иски и при признании правоты получают возмещение ущерба в 3-екратном размере.
 

  1914г. - появляется закон Клейтона, расширяющий  сферу действия:

  • установление запрета ценовой дискриминации
  • запрет на продажу товаров с принуждением
  • запрет на слияние фирм путём покупки акций конкурента
  • запрет на перектрёстный директорат
 

  В 1914г. принят закон о Федеральной Торговой комиссии (ФТК):

  • определяет кто монополист;
  • устанавливает имели ли место факты монополизма;
  • наблюдает за рекламой
  • по её инициативе возбуждаются дела по разбирательству конкретных дел

  ПОПРАВКИ  К ЗАКОНУ КЛЕЙТОНА:

  1936г.- поправка Робинвона-Патшена об усилении борьбы с ценовой дискриминацией

  1950г.- поправка Селлера об ужесточению  действий, препятствующих слиянию фирм

 

  ФИКСАЦИЯ  ЦЕН:

  незаконно любой сговор по фиксации цен, квотам и разделении рынка.

  СЛИЯНИЕ ФИРМ:

  запрещается любое горизонтальное слияние.

  Критерии  по слиянию:

  индект  Герфиндаля (не более 1000)

  Однако, закон разоешает и более высокие  значения, но требуется заключение ФТК. Можно, если товары субституты, если за слиянием идёт технологическое перевооружение, нельзя, если это тайный сговор, можно, если одной из фирм грозит банкротство.

 

  ПО  ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ:

  запрещается необоснованное адресное уменьшение торговых скидок. Дифференцация торговых скидок - только в международных оперциях.

  УКРАИНА

  18 февраля1992г. - закон "Об ограничении монополизма и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности"

  РАЗДЕЛ2: классификация правонарушения:

  • навязывание условий договоров
  • ограничение производства
  • искусственное создание дефицита
  • дискриминация цен
  • раздел рынка
  • недопуск конкурентов на рынок
 

  РАЗДЕЛ3: недобросовестная конкуренция:

  • подделка товара
  • воровство товарного знака
  • копирование упаковки
  • распространение клеветы и дезинформации конкурента
  • добыча и разглашение коммерческой тайны конкурента

  РАЗДЕЛ4: АМКУ в составе председателя, и 10 уполномоченных (7 лет и не более 2 сроков)

  АМКУ  определяет:

  • монопольное положение
  • факты злоупотребления
  • решение о дроблении
  • может штрафовать и подавать в суд

  РАЗДЕЛ5: меры влияния

  • штрафы
  • изъятие монопольной прибыли
 
 

  19.2. Главное в регулировании естественных монополий - установление государственных запретов на повышение цен и сокращение товаров. Государство устанавливает верхний предел цены.

  19.3. В практической деятельности  существует межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция.

  Транспорт: авто, ж/д, морской, трубопроводный.

  Более эффективный подход: государство  бдительно следит за недопущением тайного  сговора. Остальное регулирует рынок.

  В Украине - государство устанавливает  тарифы, этот путь малоперспективный.

   ЛЕКЦИЯ  №24. Международная торговля и торговая политика.

 
   
  1. теория  сравнительного преимущества.
  2. Внешнеторговая политика.
  3. Проблема внешнеторговой политики в Украине.
 

   Вопрос 1.

   Внешняя торговля, выход фирм на мировой  рынок – объективный процесс, обусловленный МОРТ, специализацией производства, различиями в природно-климатических условиях регионов и стран, географическим положением стран, экономической политикой государства.

   Целью внешней торговли является развитие национального производства; утверждение национального экономического суверенитета, повышение уровня жизни.

   Это достигается:

  • путем извлечения выгоды из разницы издержек производства в разных странах.
  • Путем развития производства в такой мере, что ему становится тесно  в национальных рамках.

   Внешняя торговля в современных условиях развивается достаточно противоречиво, т.к. в условиях рыночной экономики, национальная экономика становится все более открытой и на нее оказывают все большее влияние мировые закономерности формирования, спрос и предложение, издержки и цена. В тоже время, внешнеторговая деятельность обязательно регулируется государством, т.к. государство должно решать задачи занятости, бюджета, ростанациональной экономики. Все это связано с реализацией экономической политики государства.

   Критериями  формирования и развития внешней торговли являются следующие:

  1. принцип сравнительного преимущества. Впервые о нем высказался Д. Рикардо. В 1817 он издал свой труд «О экономии и налогообложении». Важным разделом этой работы было исследование внешней торговли. На базе цифровых фактических данных он показал почему Англии выгодно экспортировать шерсть и импортировать вино. Эта выгода обусловлена:
  • различным географическим положением Англии и Португалии

Информация о работе Лекции по "Микроэкономика"