Л. Эрхард и социальное рыночное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 05:04, реферат

Описание работы

Людвиг Эрхард на практике сумел создать основы "социального рыночного хозяйства". Согласно взглядам Эрхарда, социальное рыночное хозяйство является специфической разновидностью либеральной модели свободной рыночной экономики со всеми присущими ей основными родовыми признаками: гарантирование индивидуальных свобод и права частной собственности, децентрализация экономических решении, свободное ценообразование и свободная конкуренция, открытость внутреннего рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теория «социального рыночного хозяйства» 4
2. Практическая модель социального рыночного хозяйства Л. Эрхарда 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

     Основы  будущих реформ были заложены в секретном  меморандуме, который был закончен ещё в марте 1944 г. В нем давалась оценка экономической и финансовой системы нацисткой Германии в конце войны и намечалась программа перехода от военной экономики к экономике мирного времени. [2]

     Промышленное  производство в 1946 г. составляло только 33% от уровня 1936 года. Промышленность в это время могла обеспечить каждого немца парой обуви раз в 12 лет, костюмом раз в 50 лет. Государственный долг составлял 415 млрд. марок, а общие размеры необеспеченного товарной массой денежного спроса оценивался в 300 млрд. марок. Подлинной денежной единицей стала пачка американских сигарет. За одну пачку «Camel» можно было приобрести полфунта масла, за блок – пару ботинок, а за 300 блоков «Фольксваген». В этих условиях 20 июня 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики.

     Каждый  житель получал право обменять 60 марок по курсу 1 к 1. Половину сбережений можно было обменять 1 к 10, а вторую половину 1 к 20. Текущие платежи (зарплата, пенсия, квартплата, обменивались в соотношении 1 к 1), взаимные обязательства предприятий 1 к 10. Все обязательства государства выраженные в рейхсмарках аннулировались, без всякой компенсации. Монопольное право на выпуск новых банкнот было передано Банку немецких земель. Стратегическая линия Эрхарда состояла в том, что бы используя стабилизирующий эффект жесткой денежной реформы приступить к радикальной перестройке механизма управления экономикой. Важную роль в этом занимали условия для развития рыночной конкуренции и социальные амортизаторы для защиты наиболее слабых.

     Реформа цен была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры  и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической  жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен  и заработной платы проводилось  постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались  государством в условиях твердых  цен. В отношении других важных предметов  потребления (текстиль, обувь) были сняты  ограничения на цены, но регулирование  сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого  оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать  быстрый рост производства.

     Чтобы сохранить стабильность денег и  избежать гиперинфляции осуществлялись: закон против произвольного завышения  цен; периодическая публикация каталогов  местных цен, соответствующих средним  условиям производств; «Программа широкого потребления», по которой товары реализовались  по средним ценам. Наряду с этим, проводилась рестиктивная денежная политика. Эти мероприятия позволяли  приспособить уровень цен к наличной покупательской способности потребителей и увеличить производство.

     Предпосылками для снижения издержек выступали  ограничения роста заработной платы  темпами прироста производительности труда и снижение налогов. Налоговая  политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных  норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль.

     Модернизация  производства во многом осуществлялось за счет плана Маршалла, что позволило  в традиционных отраслях значительно  повысить конкурентоспособность экономики. Из средств Фонда европейской  программы восстановления на льготных условиях предоставлялись кредиты.

     В 1952 г. был принят Закон об инвестиционной помощи производству, обязывающий отрасли  второго подразделения производить  целевые инвестиционные отчисления в пользу горно-металлургического, энергетического секторов, водного  хозяйства, федеральной железной дороги. Структурные инвестиции явились  доказательством использования  планирования и управления со стороны  государства.

     Борьба  с монополизацией экономики нашла  выражение в проведенной в 1945 г. принудительной декартелизации экономики; в принятии в 1957 г. Закона о защите ограничений конкуренции, в соответствии с которым вводились запрет договоренностей, направленных на ограничение конкуренции; надзор за злоупотреблениями предприятий, господствующих на рынке; контроль за объединением предприятий.

     В 50-е годы Эрхард, развивая концепцию  «социального рыночного хозяйства», выдвинул проекты «преобразования  собственности» в виде участия рабочих  в прибылях предпринимателей, «образования имущества» и пр.

     Эрхард  предложил соединить рыночный механизм с ориентацией на «социальное  партнерство», разработал модели «соучастия»  представителей трудящихся в руководящих  органах компаний. Основные положения  этого периода были конкретизированы в лозунгах «Благосостояние для  всех» и «Собственность для всех».

     К началу 60-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы. ВВП Западной Германии увеличился по сравнению с 1950-м годов почти в три раза. Среднегодовые темпы роста экономики составили 10%, а безработица всего 1%. Наиболее ярким критерием эффективность экономической политики государства стали не масштабы её активности, а конечные результаты развития национальной экономики.

     Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии. Мир заговорил о "германском экономическом чуде".

     Успех экономической реформы был обусловлен не только правильной экономической  политикой, но и наличием ряда благоприятных  факторов, среди которых: сохранившаяся  материальная база, сравнительно дешевая  рабочая сила, активно воздействующий на производство неудовлетворительный спрос населения.

     В 1965 г. Эрхард на партийном съезде ХДС  заявил о завершении создания в ФРГ  программы "социального рыночного  хозяйства", превратившей Германию в "сформированное общество".

     В конце 60-х годов возникли первые сигналы, свидетельствующие о ревизии социального рыночного хозяйства. Отчасти это было связано переходом от бурого роста к нормальному экономическому развитию, отчасти – следствием разбухшего государственного бюджета, отчасти – следствием постоянных требований профсоюзов, выступающих за более быстрый рост заработной платы.

     1967 год стал поворотным в экономической  политики ФРГ. На смену Людвигу Эрхарду пришел Карл Шиллер.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Концепция социального рыночного хозяйства - это попытка синтезировать гарантированную  государством экономическую свободу  в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и  социальной справедливостью.

     Выступая  по немецкому радио, перед назначением  министром экономики в декабре 1945 г., Людвиг Эрхард говорил: "Экономические  концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменением, однако вечной остается цель экономической  деятельности - служить и содействовать  благосостоянию людей. Наилучшим, вопреки  всяким догмам является такой экономический  строй, который с учетом исторических, политических и экономических обстоятельств, обеспечивает оптимальную эффективность, а это всегда такой строй, при  котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями".

     В современных условиях под социальным рыночным хозяйством (социальной рыночной экономикой) понимают экономическую  общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики (Marktwirtschaft) и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса [1]. В подобной трактовке теория выглядит идеальной. В соответствии с этим несомненной заслугой Людвига Эрхарда является то, что ему удалось применить на практике модель социального рыночного хозяйства. «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - такова точка зрения Л. Эрхарда, характеризующая его веру в успех глобального предприятия. «Успех восстановления – результат усилий и труда людей, которые своим старанием и самоотверженностью создали то, что сегодня во всем мире именуется «немецким чудом». Однако сам Эрхард утверждает: «Я далек от того, чтобы говорить о некоем немецком «чуде». Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы» [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

1. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: Словарь терминов. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 763 c.

2.Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / Под общ. ред. Р. М. Нуреева. - М.: Теис, 2007. - С. 8-20.

3. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело, 1994.- 640 с.

4. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства/ Социальное  рыночное  хозяйство. Теория  и  этика экономического  порядка  в  России  и   Германии. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

5. Смирнов А. Послевоенное возрождение Германии: немецкое экономическое чудо//Научный вестник ИЭПП.ру.- 2009.- № 16.

6. Эрхард  Л. Полвека размышлений: Речи  и статьи. - М.: Руссико: Ордынка, 1993.- 606 с.

Информация о работе Л. Эрхард и социальное рыночное хозяйство