Кризис Российской экономики и пути его преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:38, контрольная работа

Описание работы

Следуя опыту многих стран, правительство с полным осознанием сложившейся ситуации и ответственностью приступило к разработке и выполнению общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ выхода из кризиса. Сложившаяся ситуация сама по себе обязывала правительство и нижестоящие инстанции более тесно и последовательно координировать свои действия по защите интересов национального бизнеса. Без этого не могло быть возрождения и развития экономического потенциала нашего государства.

Содержание

Введение 3
1. Промышленный кризис 4
2. Финансовый кризис 5
3. Причины кризиса 6
4. Выход из экономического кризиса 7
4.1. «Программа Грефа» 8
Заключение 10
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кризис экономики России.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 

4. Выход из экономического кризиса

Целью существовавшей после августа 1998  среднесрочной программы была остановка кризиса, устранение его причин, возобновление экономического роста. Для этого, прежде всего, необходимо было преодолеть бюджетный кризис, упорядочить сбор налогов, сократить государственные расходы. В последнем направлении речь идет о снижении не только фактического финансирования, но и обязательств государства, сохранение которых приводит к увеличению долгов бюджета. Необходимы были также и реформы в социальной сфере. В их числе: военная, жилищно-коммунальная, пенсионная, реформы в системе социальной защиты (пе­реход к пособиям по нуждаемости), в образовании и здравоохранении. Страна также нуждалась в перестройке системы межбюджетных отношений и в бескомпромиссной борьбе с преступностью, переводе в легальное русло большей части теневой экономики.

 

4.1. «Программа Грефа»

Теперь, когда правительство справилось в какой-то мере с последствиями кризиса августа 1998 года, оно перешло к осуществлению программы одного из ведущих специалистов в области современной экономики  с учетом уроков последнего кризиса.

«Программа Грефа»[2] была разработана в основном в первой половине 2000 года. Принципиальной особенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность – впервые после программы 1992 года. В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В.В. Путиным в апреле 2000 года означало принципиальный выбор в пользу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов – программы мер на 18 месяцев, на 2002 - 2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нормативных актов.

В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности (прежде всего адекватной бюджетной и денежно-кредитной политики).

Важнейшими компонентами институциональных реформ, которые должны быть осуществлены в России в соответствии с «программой Грефа», являются следующие.

1.       Налоговая реформа и сокращение налогового бремени.

2.       Реформирование бюджетной системы. Речь идет не о формальном сокращении бюджетных расходов, а о проведении глубоких структурных реформ бюджетного сектора.

3.       Дерегулирование хозяйственной деятельности или, что то же самое, повышение эффективности государственного регулирования. Снижение барьеров для входа на рынок, упрощение систем регистрации, лицензирования и контроля над частнопредпринимательской деятельностью, упрощение реализации инвестиционных проектов.

4.       Обеспечение гарантий частной собственности, включая интеллектуальную.

5.       Снижение и унификация таможенных тарифов.

6.       Развитие финансового рынка и финансовых институтов. Особой проблемой является укрепление надежности и эффективности банковской системы.

7.       Реформа естественных монополий, предполагающая повышение их инвестиционной привлекательности через разделение на монопольный и конкурентный секторы.

8.       Реформирование системы социальной поддержки в направлении концентрации ресурсов на помощи малоимущим.

9.       Реформирование пенсионной системы в направлении развития накопительных принципов.

Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки собственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активность будет «скована» в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений.


Заключение

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство промышленных предприятий. Между тем, защита прав собственности в России все еще слаба, и частный сектор подвергается значительному вмешательству со стороны государства.

Перемены начала 1990-х годов не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны.

Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в 2000-2001 годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны.

Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров - в 2009 году Россия была самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия - и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Правительство России с 2007 года приняло экономическую программу для уменьшения этой зависимости и создания высокотехнологичного сектора, однако результатами реализации данной программы похвастаться до сих пор нельзя.

Экономика России росла в среднем на 7% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан и появлению среднего класса. Однако в 2008-2009 гг. экономика России снова оказалась неготова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились. Центральный банк России потратил тогда одну треть золото-валютных резервов (всего около $600 миллиардов), чтобы замедлить девальвацию рубля. Правительство также потратило около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики, чтобы увеличить ликвидность в банковском секторе и поддержать отечественные компании, неспособные вернуть крупные внешние долги.

Спад экономической активности был преодолен в середине 2009 года и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Однако сильная засуха и пожары в центральной России уменьшили объем производства сельскохозяйственной продукции, что вызвало запрет на экспорт зерна и замедление темпов роста в других секторах, таких как производство и розничная продажа.

Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в первом квартале 2011 года и помогли помочь России уменьшить бюджетный дефицит, унаследованный от кризиса 2008-09 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов.

Долгосрочные проблемы России включают сокращение рабочей силы, высокий уровень коррупции, трудности в получении доступа к капиталу для малого бизнеса и неэнергетических компаний и бедную инфраструктуру, нуждающуюся в больших инвестициях.

В экономике России в последние десятилентие отмечался рост ВВП, за исключением 2009 года (в 2000 году - 10%, в 2001 — 5,1%, в 2002 — 4,7%, в 2003 — 7,3%, в 2004 — 7,2%, в 2005 — 6,4%, в 2006 — 8,2%, в 2007 — 8,5%, в 2008 — 5,2%, в 2010 — 4,0%), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 году до 13% в 2007 году). С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслей промышленности вырос на 77%, в том числе производства машин и оборудования — на 91%, текстильного и швейного производства — на 46%, производства пищевых продуктов — на 64%.

Разразившийся мировой экономический кризис не обошёл стороной и Россию. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Произошёл обвал на фондовом рынке России, девальвация рубля, снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы. Антикризисные меры правительства потребовали значительных трат.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. По итогам 2010 года рост ВВП России составил 4,0%, Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объёму ВВП по ППС. В 2011 году ВВП России, согласно оценкам, вырос на 4,2%.

 

 


Список используемой литературы:

 

1.       Абалкин Л. Страна располагает условиями для вывода экономики на путь устойчивого роста. // Экономист. 1996 №1.

2.       Бойко С. А. Возможности выхода из кризиса // Экономист. 1998 №10.

3.       Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России. // Вопросы экономики. 1999 №1.

4.       Илларионов А.Н. Значимые закономерности экономического развития. // Вестник финансовой академии. 2001 №1(17).

5.       Корнаи Я. Трансформационный спад. // Вопросы экономики. 1994 №3.

6.       Курс экономической теории. Под ред. Сидорович А. С. М., 1997.

7.       Линн И. Новое руководство, новые возможности. //Вопросы экономики. 2000 №11.

8.       Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы. //Вопросы экономики. 2001 №3.

9.       Основные экономические показатели стран СНГ в 1996-2000 гг. По материалам Статкомитета СНГ. // Вопросы статистики. 2001 №4.

10.   Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства. // Вопросы экономики. 1999 №2.

11.   Смирнов С. Промышленная политика: проблемы и перспективы. // Вопросы экономики. 2000 №9.

12.   Смирнов С. Система опережающих индикаторов. //Вопросы экономики. 2001 №3.

13.   Степашин С.В. Переходный период в России: проблемы, достижения и перспективы. // Вестник финансовой академии. 2001 №1(17).

14.   Экономика. Под ред. Булатова А.С. М.,1997.

15.   http://ru.wikipedia.org/ http://www.gks.ru/

 

 



[1] Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России. // Вопросы экономики. 1999 №1. С.40.

[2] Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы. // Вопросы экономики. 2001 №3. С.12.


Информация о работе Кризис Российской экономики и пути его преодоления