Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:38, контрольная работа
Следуя опыту многих стран, правительство с полным осознанием сложившейся ситуации и ответственностью приступило к разработке и выполнению общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ выхода из кризиса. Сложившаяся ситуация сама по себе обязывала правительство и нижестоящие инстанции более тесно и последовательно координировать свои действия по защите интересов национального бизнеса. Без этого не могло быть возрождения и развития экономического потенциала нашего государства.
Введение 3
1. Промышленный кризис 4
2. Финансовый кризис 5
3. Причины кризиса 6
4. Выход из экономического кризиса 7
4.1. «Программа Грефа» 8
Заключение 10
Список используемой литературы
13
Министерство образования и науки российской федерации
Северо-восточный государственнный университет
факультет менеджмента, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра менеджмента
«Тема»
Кризис Российской экономики и пути его преодоления
Контрольная работа по экономической теории
студентки 1 курса группы МДз-11
Бегагоен Елены Александровны
Научный руководитель:
______________________________
Магадан
2012
План
Введение 3
1. Промышленный кризис 4
2. Финансовый кризис 5
3. Причины кризиса 6
4. Выход из экономического кризиса 7
4.1. «Программа Грефа» 8
Заключение 10
Список используемой литературы 14
Введение
Переход от плановой системы к социально-ориентированной смешанной экономике не является чисто экономическим явлением. Он предполагает создание новой политической системы, нового социального порядка, новых социальных институтов. Это тем более важно учесть, поскольку цели общественного развития определяются вне собственно экономической системы и обусловлены целым рядом социальных факторов.
Смена моделей общественного развития всегда сопровождается не только сменой политических и властных структур, но и сменой формирования социальных групп населения в целом различающихся, например, уровнем дохода и богатства, политической ориентации, социальным положением в обществе и пр.
Опыт современного развития показывает, что успешные экономические преобразования в обществе не могут быть осуществлены без активного и последовательного вмешательства государства. Успех преобразований во многом зависит от объективной оценки как собственного прошлого, так и мирового опыта.
При переходе к рыночным отношениям, при жестких бюджетных ограничениях, без опеки государства, после открытия экономики большая часть старых производственных структур пришла в упадок, приведя к общему сокращению производства.
Следуя опыту многих стран, правительство с полным осознанием сложившейся ситуации и ответственностью приступило к разработке и выполнению общегосударственных, отраслевых и региональных комплексных программ выхода из кризиса. Сложившаяся ситуация сама по себе обязывала правительство и нижестоящие инстанции более тесно и последовательно координировать свои действия по защите интересов национального бизнеса. Без этого не могло быть возрождения и развития экономического потенциала нашего государства.
1. Промышленный кризис
Реальная экономика представляет собой органическое переплетение различного рода хозяйственных единиц. Общая динамика и результативность экономических преобразований во многом зависят от характера и скорости трансформационных преобразований на микроуровне экономики.
В централизованно управляемой экономике вся деятельность предприятий находилась под жестким контролем государства. С устранением централизованного управления экономикой ситуация резко изменилась.
Отсутствие подготовительных мероприятий в виде коммерциализации и реструктуризации предприятий и шоковый характер проведения рыночных реформ поставили предприятия в чрезвычайно сложное положение. Устранение централизованного планирования с одномоментной ликвидацией системы регулирования ресурсных, товарных и финансовых потоков, обвальная либерализация цен, сокращение бюджетного финансирования создали совершенно особые экономические условия хозяйствования. Процесс индивидуального воспроизводства оказался в тисках таких факторов, как галопирующая инфляция, стремительный рост цен на производственные ресурсы, резкое сжатие спроса, чрезвычайное удорожание кредитных ресурсов. Это привело к нарушению процесса индивидуального воспроизводства на всех его стадиях, начиная с подготовки производства и кончая реализацией продукции. Все это и определило особенности осуществления индивидуального воспроизводства в переходной экономике.
Преодоление складывающейся ситуации возможно только путем применения соответствующей макроэкономической политики, в рамках которой инвестиционной должна отводиться ведущая роль.
Основные задачи инвестиционной политики государства в отношении микроуровня экономики сводится к обеспечению таких условий воспроизводства, которые, во-первых, способствуют сохранению поизводственно-экономического потенциала предприятий, а во-вторых, создают импульсы для его развития. Решение этой задачи возможно только при условии самой обширной реформаторской деятельности, важнейшими мероприятиями которой будут преобразование собственности и изменение хозяйственного законодательства, ценовая, налоговая и кредитная политика.
Резкое сокращение платежеспособного спроса привело к сокращению финансовой базы предприятий, как из-за падения объемов денежных поступлений, так и их инфляционного обесценения в результате удлинения сроков реализации. Активизировать эластичность спроса не имея развитой сбытовой сети предприятия не могли. А их попытки увеличить эластичность своего предложения не могли быть реализованы из-за отсталости оборудования и отсутствия финансовых средств для его обновления. Поскольку динамика цен на производственные ресурсы опережала рост цен на готовую продукцию, трудности сбыта привели к быстрому росту кредиторской задолженности и снижение финансовой устойчивости предприятий.
Главное, однако, заключалось в том, что в результате применения шоковых методов реформирования экономики предприятия лишились значительной части собственных средств. Острейший дефицит оборотных средств вынудил предприятия прибегнуть к использованию амортизационных средств, подрывая тем самым воспроизводственную базу предприятия. В то же время, замедление оборота средств предприятия в результате усложнения процесса реализации сопровождалось потерей части капитальной стоимости недоамортизации. Предприятия оказались лишенными возможности возмещения авансированной стоимости. С другой стороны, вялый спрос лишил их возможности компенсировать постоянно растущие издержки за счет повышения цен. Это могло быть сделано только за счет доходной части. В результате – резкое снижение рентабельности производства, а следовательно, сокращение доходов и сужение возможностей накопления. В итоге воспроизводственные источники предприятия оказались подорванными.
Финансовое положение предприятий – не только результат их работы, но очень часто и следствие принимаемых государством решений. В значительной степени ухудшение финансового положения предприятий связано с чрезвычайно тяжелым налоговым бременем. Стремление к сокрытию доходов становится характернейшей чертой хозяйственной деятельности подавляющего большинства предприятий. Это ведет к массовым злоупотреблениям и, конечно, не способствует становлению рыночных методов и рационализации хозяйствования. Ухудшение финансового положения предприятий также привело к массовому распространению такого явления, как неплатежи, охватывающие всю хозяйственную систему.
Разрушительные последствия неплатежей для экономики очевидны. Это - несобранные налоги, недофинансирование бюджетной сферы, рост государственного долга.
2. Финансовый кризис
Финансовый кризис в России начался осенью 1997 г. под воздействием извне, но прежде всего хрупкость собственной финансовой системы, высокая доля иностранного спекулятивного капитала, вложенного в государственные бумаги и акции ведущих предприятий, поставили Россию в зависимость от общей мировой системы рисков и доходности. Стабилизация производства в России к осени 1997 г. сопровождалась ростом курсов акций, перестройкой балансов коммерческих банков, падением ставок процента - т.е. процессами, характерными для периода раннего подъема в деловом цикле среднеразвитой страны с рыночной экономикой.
Основной результат финансового кризиса 1997 г. состоит в уходе части капитала с нарождающихся рынков, к числу которых принадлежит и Россия. Хотя уход носит в общем временный характер, возвращение на эти рынки будет сопровождаться повышением "рисковой" составляющей при кредитовании и, как результат, общим ростом стоимости заимствования. В ближайшие годы западные банки и фонды будут рассматривать страны с нарождающимися рынками, включая Россию, как сферу высокорискованных вложений.
Это ведет, по крайней мере, к двум последствиям. Первое - такой подход крупных инвесторов окажет сдерживающее воздействие на саму возможность реализации на еврорынке российских ценных бумаг - как федеральных, так и (особенно) муниципальных и корпоративных. Второе, что даже более существенно - принципы финансирования экономики в странах с нарождающимися рынками должны будут измениться. Учитывая вероятное удорожание доступа к ресурсам мирового финансового рынка, страны будут вынуждены в большей мере полагаться на внутренние источники капитала. Реальный путь к этому - проведение взвешенной кредитно-денежной политики, оздоровление финансового сектора, эффективный контроль за финансовыми институтами в целях предотвращения их крахов. Это стало одной из основных российских задач российского правительства на ближайшие годы.
3.Причины кризиса
Логическая цепь событий, приведших к кризису:
1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. - и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов.
2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств), КНО (казначейских налоговых освобождений), гарантий и затем поручительств Минфина по кредитам коммерческих банков на покрытие текущих бюджетных расходов. Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996 г.[1] Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996 г. было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Но о последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отложенной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г., - первый ее взрыв.
3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение допуска на него нерезидентов и как следствие – устремление "Горячих деньги" в Россию.
4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых реформаторов." Увы, краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.
5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной "войны" олигархов "по полной программе" против А. Чубайса и Б. Немцова. Итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.
6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны". Стало ясно, что надежда наскоком преодолеть сопротивление парламента по Налоговому и Бюджетному кодексам, по земельной реформе, по социальным льготам несостоятельна.
7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов.
Информация о работе Кризис Российской экономики и пути его преодоления