«Критическая теория» Франкфуртской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Франкфуртская школа - неомарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления.

Содержание

Введение.
Глава I. Франкфуртская школа
Глава II.«Критическая теория»
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

«Критическая теория» Франкфуртской школы..doc

— 118.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра политических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Критическая теория» Франкфуртской школы.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по истории  политических учений ч.3

Выполнил: студент II курса заочной формы обучения историко-политологического факультета (специальность «Политология») Гараев В.Ф.

 

 

Проверил: старший преподаватель  Сулимов К.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2006

Оглавление

Введение.

Глава I. Франкфуртская школа

Глава II.«Критическая теория»

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей работы ««Критическая теория» Франкфуртской школы», в которой я рассмотрел основные идеи представителей неомарксизма.

Франкфуртская школа - неомарксистская социально-философская и социологическая концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами управления.

Теории, разработанные так называемой “Франкфуртской школой, наложили решающий отпечаток на всю современную леворадикальную мысль, можно даже сказать, стали ее идейной основой. Более того, без хотя бы самого общего представления о концепциях этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении нашего века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т.д.

Представленная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе «Франкфуртская школа» я рассмотрел историю формирования и представителей данного направления.

Основные представители: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин. Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит к маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством масс-медиа и навязываемым культом потребления. Образование Франкфуртской школы — 1930. Главой школы был Макс Хоркхаймер. В 1933 школы была перенесена в США.

Центр их философских воззрений – человек в  в современном тоталитарном обществе и выявление возможностей превращения западного индустриального общества в свободную ассоциацию индивидов, где каждый сможет проявить свои возможности творчества.

Франкфуртская школа создает критическую теорию общества, направленную против позитивизма, технократизма, оценивая их с т. з. их социальных функций, сводящихся к апологетике (восхваление) такого общества, в котором отчужденный человек подчинен вещам и вещным отношениям. Эта теория не принимает упрощенной картины социальной действительности как естественной данности, показывает производный характер такой модели мира, ее несоответствие присущим индивидам разумности, свободе, сознанию цели. Об этом  вторая глава работы.

При написании данной работы были использованы как источники (Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого   Индустриального общества. М. 1994.), так и критическая литература    (Дамье В. Философия Франкфуртской школы www.avtonom.org/lib/theory/damier_frankfurt.html)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Франкфуртская школа

Институт Социологических Исследований (в дальнейшем - ИСИ) был создан во Франкфурте на Майне в 1923 году формально в составе Франкфуртского университета, но экономически независимо от него, т.к. финансировал его полностью еврейский меценат Фриц Вейль, заработавший значительный капитал на торговле зерном в Южной Америке. Идея его создание принадлежала сыну инвестора Феликсу Вайлю, а отец её поддержал и вложил немалые деньги: 120 000 рейхсмарок в год.

    Первые два руководителя не оставили заметного следа в истории института - один из них вскоре умер, а следующий ушел в отставку по болезни. С 1929 года должность директора занял известный молодой социолог Макс Хоркхаймер (по совместительству согласно традиции - заведующий кафедрой университета), вместе с которым пришла плеяда замечательных молодых учёных левого толка, преимущественно марксистов; большая часть сотрудников, по случайному стечению обстоятельств были еврейского происхождения, как и сам молодой директор.
     Хоркхаймер (1895-1973) преподавал экономику, психологию и философию, издавал Журнал социальных исследований (1932-1941), в котором публиковались результаты изучения современного общества в духе т.н. критической теории, созданной им совместно с социологом Адорно и философом Маркузе. Именно он заранее подготовил и осуществил в 1934 году переезд ИСИ сначала в Париж, а затем в Нью Йорк, и (что немаловажно) своевременный перевод денежных средств института в Голландию. "Я ничуть не сомневался, что нацисты пришли надолго",- говорил он впоследствии. Как выразились некоторые современники - ИСИ закрыл свои двери во Франкфурте и открыл их в Нью Йорке, как и издаваемый институтом авторитетный социологический и философский журнал, который продолжал снова выходить, теперь уже за океаном. Вместе в Теодором Адорно Хоркхаймер написал и издал в США книгу Диалектика просвещения, в которой был дан анализ современного капиталистического общества, причин появления фашизма. Эта классическая книга, написанная двумя философами, является одной из важнейших философских книг ХХ столетия сразу приобрела популярность в США, а потом и во всем мире. Вскоре после капитуляции Германии, в 1949 г., Хоркхаймер снова стал профессором Франкфуртского университета, востановил ИСИ в новом помещении, которое был вновь построено и открыто в 1950 г. неподалёку от развалин старого здания в торжественной обстановке в присутствии канцлера Аденауера. Группа ученых вокруг Хоркхаймера названа "Франкфуртской школой".
     Теодор Визегрунд Адорно (1903 - 1969) присоединился к ИСИ позднее, в 1931 году. Сын богатых еврейских родителей, он получил блестящее гуманитарное и музыкальное образование. Изучал философию, психологию и музыковедение во Франкфурте, затем композицию у известного композитора Албана Берга в Вене. Диссертационную работу посвятил датскому философу Х!Х Киркегаарду. Фамилия Адорно - псевдоним, это фамилия его матери-итальянки, - блестящей музыкантши и певицы. Адорно покинул Германию самостоятельно, поселился сначала в Англии, но вскоре переехал в США, где были написаны его крупнейшие работы: уже упомянутая Диалектика просвещения (вместе с Хоркхаймером) и Авторитарные личности. Последняя посвящена психологическому и психоаналитическому рассмотрению личностей Гитлера а затем и Сталина. Эти работы вышли по-английски и стали в США бестселлерами. Выпустил Адорно и ряд статей по анализу антисемитизма и методов его пропаганды.
                   После разгрома гитлеризма Адорно тоже вернулся во Франкфурт и преподавал в ИСИ. Он сменил Хоркхаймера в должности директора института, когда последний удалился на пенсию в 1959 году. Послевоенные годы он трудился плодотворно, написав еще одну фундаментальную книгу Негативная диалектика, проникнутую пессимизмом в отношении перспектив развития человеческого общества. Широко известны его работы Minima moralia. Размышления о повреждённой жизни (1951), Заметки о литературе (1972), Три работы о Гегеле (1963) и другие.Когда в 60-е годы начались студенческие волнения, Адорно был вынужден прибегнуть к помощи полиции, чтобы освободить помещения института от агрессивных студентов. После этих волнений здоровье Адорно ухудшилось и во время отдыха в Швейцарии он умер от инфаркта миокарда.
       Крупнейшим ученым франкфуртской школы был Герберт Маркузе (1898-1979), он являлся ведущим представителем критической теории и теоретиком новых левых, поднявших студентов на протесты в 60-е годы. Он родился в Берлине в еврейской семье, изучал в Берлине и Фрайбурге философию и экономику и присоединился к группе ученых вокруг ИСИ. С приходом к власти Гитлера Маркузе уехал в Швейцарию,а затем в США, где работал сначала со своими коллегами в ИСИ., позднее - в Колумбийском университете. Маркузе не вернулся в Германию после войны. Продолжал преподавать в колледжах США. Наиболее значительные работы Маркузе Эрос и цивилизация (1955), Одномерный человек (1964), Контрреволюция и восстания (1972). Выходцев из бывшего СССР может заинтересовать его работа Социология и советский марксизм, в которой он анализирует, почему впечатляющий эксперимент Октябрьской революции переродился в ужасы сталинского режима. Он полагает, что наряду с со случайными историческими обстоятельствами сыграла роль неоправданная попытка большевиков в еще отчасти феодальной стране с помощью интенсивной индустриализации всего за несколько десятилетий перескочить к высоко технически оснащенному социалистическому государству. Большевики хотели миновать фазу политической культуры и гражданского гуманизма, которая является необходимой для воспитания граждан нового общества.
Маркузе скончался в США в 1979 году.
                   Все ученые франкфуртской школы считали себя марксистами, но в отличие от Маркса они старались оставаться в стороне от политической жизни. И конечно ничего общего не имели с т.н. марксизмом-ленинизмом, только скомпрометировавшим марксизм. Поэтому они и назвали систему своих взглядов критической теорией.

Вокруг основных "трех китов" Франкфуртской школы группировались их коллеги, последователи и ученики, многие из которых были высоко авторитетны в своих областях и являлись соавторами критической теории: видный юрист Отто Кирххаймер, литературовед и философ Лео Левенталь, прекрасный экономист Фридрих Поллок, психоаналитик (фрейдист) и социолог Эрих Фромм и рано погибший при нелегальном переходе франко-испанской границы (1940) специалист по философии культуры Вальтер Бенджамин. Каждый внёс свою лепту в работы Франкфуртской школы.
              Довоенный франкфуртский период был лишь началом становления и созревания критической теории. Только после перенесения ИСИ в США наступило время расцвета для большинства её участников. И при этом в самих США большинство работ института вначале встречало непонимание. Американцы того времени были сильно "приземлены" для понимания высоких мыслей, написанных, кроме того, по-немецки, да еще и прекрасным метафорическим языком, который сразу и не поддавался адекватному переводу.
       После возвращения в Германию ИСИ продолжал работать на очень высоком научном уровне, в особой степени это относится к Адорно, Левенталю. В послевоенном восстановлении Германской государственности и построении политического фундамента ФРГ идеям Франкфуртской школы принадлежит немалая роль.

        Ушедшие корифеи оставили после себя учеников, которые продолжали их дело. К ним относится зав. кафедрой философии Франкфуртского университета Юрген Хабермас, который критически развил идеи своих учителей.

 

 

 

Глава II.«Критическая теория»

Свою социальную теорию философы Франкфуртской Школы назвали «критической теорией». Тем самым они хотели  подчеркнуть направленность своей концепции на критику, отрицание существующих социальных структур и утвердившегося способа мышления и  познания мира.

«Критическая теория»  противопоставлялась «традиционной» теории, то есть «теории в смысле  науки». По словам Хоркхаймера, «наука - это упорядочение фактов нашего сознания, которое позволяет, в конечном счете, ожидать правильного    результата в правильном месте пространства и времени», причем это    касается как естественных, так и гуманитарных наук. «Правильность в этом  смысле составляет цель науки, но - и здесь следует первый мотив   критической теории - наука сама не знает, почему она упорядочивает факты   именно в таком порядке и концентрируется именно на этих явлениях, а не на других». Традиционной теории, науке «недостает саморефлексии, знания общественных причин... Чтобы быть истинной, науке следовало бы быть критичной по отношению к самой себе и к обществу, которое ее  производит».

              То же самое, продолжал  философ, касается отдельного человека. Он не знает, почему он думает так, а не иначе, почему его интересует то, а не другое. Поскольку ложное сознание («идеология»), искажающее действительность в определенных социальных интересах, проникает во все сферы познания и апологизирует существующий порядок вещей, имеющееся, традиционное теоретическое знание не соответствует социальной реальности и истинным целям познания - способствовать правильной ориентации человека в мире и установлению подлинно человеческих отношений. Поэтому необходима новая, последовательно критическая социальная теория.

              Главным моментом в отношениях между людьми и в мышлении человека критическая теория считала наличие правящих и угнетенных. Поэтому в 30-е - 40-е годы почти все ее сторонники выступали за революцию, прежде всего против фашизма. Они надеялись, что в «правильном» обществе и мышление станет «правильным», поскольку оно уже не будет больше зависеть от сознательной и неосознанной борьбы классов и от закономерностей несправедливого устройства. Но это общество нельзя предопределить заранее, можно только определить, что дурно в существующем обществе, и работать над тем, чтобы это исчезло.

              Таковы были, по Хоркхаймеру, исходные моменты «критической теории».

              В ряде работ, написанных в разные годы («Гегель и проблема метафизики», «Материализм и метафизика», «Критическая теория», «Традиционная и критическая теория» и др.) он сформулировал основные философские принципы теории. По его словам, Гегель, в отличие от позитивистского мышления, исходил из тождества  субъекта и объекта, из неистинности частичного познания, из того, что подлинное познание возможно только через самопознание целостного субъекта. Впоследствии от гегелевской системы, претендовавшей на знание целостности и на диалектику целостности, отказались, и теперь необходимо  новое целостное объяснение мира. При этом ориентация на современные научные рационалистические методы с их логико-математическим аппаратом несостоятельна, поскольку позитивизм не может осмыслить современную  действительность в ее исторических сдвигах, напряженности,  противоречиях. Естественно-научные методы не учитывают фактора  господства и всей сложности современной общественной ситуации, в том  числе растущей управляемости и манипуляции общественным сознанием.  Человеческая деятельность, подчиняясь стихийным законам капитализма, сознательна в индивидуальном, но бессознательна в целом, ибо люди не  могут свободно и осознанно договориться между собой. Свободное общество   будет развиваться как саморазвертывание сознательной коллективной во человечества, а не как «естественно-исторический процесс», в котором господствует бессознательное.

              При этом Хоркхаймер намечает некоторые элементы такой новой теории. В критической теории субъект и объект познания должны быть диалектически переходящими друг в друга  моментами, а общество в целом, общественная практика - рассматриваться   как совокупный субъект-объект. Познающий субъект - это общественный  человек, целостный «тотальный» субъект, средоточие всех общественных отношений. Предмет, объект для такого «тотального» субъекта не есть   нечто «объективное», внешнее по отношению к нему, а продукт его собственной деятельности, отделенный от него лишь в его сознании. Любая  познавательная и иная деятельность - лишь часть целостного исторического   праксиса, возникающая и «снимающаяся» в нем. Теория призвана  рассматривать не только общественные вопросы, но весь праксис - всю систему взаимоотношений человека, общества и природы.

              Более детально занялся разработкой «негативной диалектики» как методологии «критической теории»  Герберт Маркузе. Еще в двух статьях «К проблеме диалектики» (1930-1931) он высказывался в пользу негативного способа решения противоречий. В книге «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории (1941), ставшей программным произведением Франкфуртской Школы, он попытался актуализировать критическую направленность диалектики Гегеля. При этом он сосредотачивает внимание на тех ее аспектах, которые выявляют  непримиримые противоречия действительности и ее иррациональность в   противовес позитивистским концепциям, статическим даже в движении и апологетическим по отношению к существующему порядку вещей. По Гегелю, человек может познать истину, только прорвавшись сквозь свой  «овеществленный» мир. Комментируя работы Гегеля, Маркузе подчеркивает следующий момент: негативная функция диалектики не только отрицает   реальные условия существования объекта, но и выявляет его потенции, его  иное, которое и есть истинное.

              Марксизм как критическая теория общества, по Маркузе, есть продолжение не только Гегеля, но и антипозитивистских устремлений «конца философии», выраженных Кьеркегором  и Фейербахом. Любое положительное отношение к фактам данности, сегодняшнего дня - это позитивизм и потенциальный фашизм, результат вырождения рационализма и превращения его в конформизм. Господствующий ныне некритический рационализм, «идея разума, оказавшаяся под властью технического прогресса», полагает, что жизнь человека управляется и должна управляться объективными законами, подобными законам природы, в которой нет собственной диалектики. «Люди верят, что их отношения друг другу проистекают из объективных законов, которые действуют с необходимостью физических законов, и их свобода заключается приспособлении их индивидуального существования к этой необходимости.

Информация о работе «Критическая теория» Франкфуртской школы