Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 18:45, реферат
Кредитные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают, как отмечалось выше, различные формы кредита. Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капитал, доходы и сбережения различных слоев населения и представляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам основой кредитной системы исторически являются банки. Финансово-кредитные институты подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты.
производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако
эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не
может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и
экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к
накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к
неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает
условия капиталовложений и снижает их рентабельность.
Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает
изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны
допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для
приспособления производства к спросу потребителей или к техническим
новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может
привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна
вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение
государственными органами своих задач в этой области.
Для
нормального функционирования
международных финансовых
отношений, которая позволяет
резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет бороться
с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку
именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей,
необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен;
кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой
проблемы.
3. Согласование
целей экономической и
Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних
сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры,
которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной
системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика
вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании
после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948—1959 гг., во Франции
в 1 930—1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного
времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением
денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось
после второй мировой войны.
Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный
прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной
степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного
напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию,
более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется
абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается
из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать
немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических
агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и
финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего
общества.
При
оценке эффективности мер,
помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную
политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и
эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью
избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать
последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с
накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных
целях и в целом
предотвращать опасность
Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении
такой двоякой задачи, как обеспечение экономического роста и стабильности
денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем
анализе роли банков в современной экономике, прежде всего их функции
эмитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов
должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется
необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.
Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно
закону он выполняет целевые установки правительства, но в то же время не
является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень
самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения
власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий
относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли
государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не
может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за
счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным банком в
осуществлении экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое
— обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой.
Устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе
направление связано с тем, что центральному банку предписана функция
влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в
интересах макроэкономической политики.
В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою
политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования.
Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — центральный
банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.
Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет
такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть
присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует
сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство
ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-
денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.
Этот
косвенный вариант
построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не
сеществует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому,
чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями
экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет
реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений.
Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании
необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и
настойчивыми действиями государства.»[5] Все это возможно лишь благодаря
использованию правительством
такого мощного регулирующего рычага,
как ЦБ.
З. ИНСТРУМЕНТЫ
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Работая
в сфере денежно-кредитного
инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия..
Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым
образом (схожим примером могут служить субсидии[6] государства).
|Схема 1. Структура
мер кредитной политики[7]
|КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
|
|
|Прямые методы
| | | |
|Ограничение динамики кредитования| |Учетная (дисконтная) политика |
|
|
|
Ограничения динамики кредитования.
Данный вариант мер заключается в том, что в некоторых странах (в
Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать
степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С
этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за
определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет
санкции: банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты или '(как это
принято в Швейцарии) перевести на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную
размеру превышенного кредита.
Названные методы регулирования имеют "минусы": они ослабляют роль
конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся к
значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности
отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы
"под одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень
регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным
повышением спроса в кредитах.
В целом же прямые методы, которые носят несогласованную с рыночной
экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные
способы уже не способны сыграть свою роль. Но при этом следует признать:
результат прямого воздействия может быть достаточно высоким.
Учетная (дисконтная) политика.
Данный вид операций относится к давно используемым методам