Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:17, курсовая работа
Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. Бюджетная система — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.
Введение
1. Понятие бюджетного устройства и его типы
2. Бюджетный федерализм
3. Бюджетный процесс
4. Принципы исполнения бюджета в Российской Федерации
5. Доходы бюджета
6. Роль налогов в формировании бюджетов
7. Расходы бюджета
Заключение
Библиографический список
Приложения
7. Расходы бюджета
Государственные расходы - одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с процессом собирания денежных средств в государственный фонд. Независимо от источников поступления все расходы государства имеют единые принципы их использования. Они распределяются в соответствии с социально-экономическими программами правительства, а размер государственных расходов определяется задачами и потребностями, выраженными в этих программах.
Государственные расходы — это широкое понятие. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов, так и расходы государственных предприятий, расходы по государственному страхованию и предоставлению кредитов. При этом центральное место в системе государственных расходов занимают расходы бюджета.
Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджетов
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в т.ч. утверждаются затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств адресно.3
Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее различных частей. Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных частей.
Классификация доходов бюджетов РФ, а также функциональная, экономическая классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, классификация видов внутренних долгов РФ и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и при составлении консолидированных бюджетов.
Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.
РАСХОДЫ | % |
Государственное управление | 2,9 |
Оборона | 14,6 |
Образование | 4,1 |
Здравоохранение | 1,6 |
Социальное обеспечение | 22,0 |
Культура | 0,5 |
Сельское хозяйство | 1,4 |
Промышленность, энергетика и строительство | 3,0 |
Обслуживание госдолга | 14,6 |
Таким образом, расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Они выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.7 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны. В государствах с развитой рыночной экономикой функционируют многоуровневые бюджетные системы, специфика формирования которых заключается в самостоятельном строении бюджетов различных уровней власти: центрального, регионального и местного. Они образуют базу для составления консолидированного бюджета страны, который представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно-
Консолидированный бюджет включает: центральный бюджет (федеральный, республиканский), бюджет государственного социального страхования, региональные бюджеты территорий, местные, муниципальные бюджеты. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти одного уровня. Это явление получило название бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распоряжения и использования денежных ресурсов общества. С помощью системы налогов, платежей, сборов, бюджетных ассигнований и расходов государство централизует, распределяет и перераспределяет бюджетные средства между уровнями государственной власти.
Ведущее место в бюджетном устройстве принадлежит государственному бюджету. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Функциями государственного бюджета являются перераспределение национального дохода, стабилизация экономического роста, финансирование социальных программ. Основные источники доходов государственного бюджета — налоги и займы. Государственные расходы распределяются в соответствии с бюджетной классификацией. Конкретные направления и объемы расходов бюджетных средств определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития.
Государственный бюджет составляется заблаговременно и вносится на утверждение правительству. В том случае, если правительственные расходы равны доходам, бюджет считается сбалансированным; если правительственные расходы превышают доходы - имеет место дефицит государственного бюджета; если правительственные доходы превышают расходы, возникает избыток - профицит государственного бюджета.
Государственные финансы являются главным комплексом средств государственного регулирования экономики (ГРЭ). Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
В зависимости от административно-
Внебюджетные фонды имеют целевое назначение и формируются за счет специальных взносов или отчислений; по сути, они являются целевыми прямыми или косвенными налогами. Внебюджетные фонды не подотчетны парламентам.
Основные статьи бюджетных расходов: социальные услуги, расходы на военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу. Расходы бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования, а также обеспечения общих условий жизни в стране: управления, осуществления судебных и полицейских функций, системы образования и научных исследований, международных связей, обороны. Непосредственные расходы бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств. Государственные кредиты носят льготный характер. Они, как субсидии и поручительства, как правило, направлены на достижение целей ГРЭ и выделяются в рамках государственных экономических программ. Субсидии предоставляются в виде дотаций производителям или потребителям для снижения цен, поощрения инвестиций, НИОКР, подготовки и переподготовки кадров, поддержания активности на внешних рынках. В настоящее время роль субсидий в бюджетных расходах на хозяйственные цели снижается.
Все остальные расходы государственного бюджета оказывают воздействие на народное хозяйство не как целенаправленные акции ГРЭ, а в виде побочного эффекта. Закупки вооружения и подряды на строительство военных объектов, затраты на административно-управленческий аппарат и взносы в международные организации воздействуют на структуру и размеры спроса в разных отраслях.
Действенность ГРЭ с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и эффективности этих расходов. В целом политика бюджетных расходов играет в ГЭП меньшую роль, чем регулирование с помощью налогов и ускоренного амортизационного списания основного капитала.
Обычные доходы бюджета состоят из налогов и сборов, взносов на социальные цели и поступлений от государственной собственности. Во многих странах в связи с хроническим дефицитом бюджета прирост государственного долга стал регулярным источником его покрытия. Бывают и чрезвычайные доходы, например поступления в бюджет от приватизации государственного сектора (ГС).
Превышение бюджетных расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами. Задолженность государства, накапливаясь, превращается в государственный долг. Он подразделяется на внутренний и внешний; краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики и ставит под вопрос способность государства его выплатить.
Экономической основой государственного хозяйственного регулирования является часть национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность ГЭП при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля национального дохода перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор.
Определенные возможности дополнительной мобилизации средств в доходную часть бюджета представляет налог на добавленную стоимость, но рост ставок этого налога также ограничен возможностями повышения цен, условиями международной конкуренции.
Возможности использования бюджета как средства ГРЭ ограничены несколькими параметрами:
1) размерами бюджетных доходов и возможностями отказа от части бюджетных доходов в связи с предоставлением льгот по налогам и ускоренному амортизационному списанию основного капитала;
2) бюджетными ассигнованиями на социально-культурные, управленческие, оборонные цели и обслуживание государственного долга, сужающими возможности расходования бюджетных средств на хозяйственные нужды;