Краткое описание институциализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:41, доклад

Описание работы

Институционализм - направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов. Под институтами «в первом приближении» следует понимать правила и принципы поведения («правила игры»), которым следуют люди в своих действиях.

Работа содержит 1 файл

Краткое описание документа Институционализм.docx

— 43.40 Кб (Скачать)

Более же фундаментальной  причиной циклов является все та же денежная система (в рамках которой  стремление к прибыли как раз  и кладется в основу организации  хозяйственной деятельности). У. К. Митчелл  не уставал повторять, что «... необходимым  условием возникновения экономических  циклов является практика построения хозяйственной деятельности на началах  денежного расчета, распространенная среди всего населения, а не только среди ограниченного класса деловых  людей»[4] [4]. «Экономические циклы становятся существенной чертой хозяйственной  жизни какого-либо общества лишь тогда, когда значительная часть его  населения начинает жить на основе принципов денежного хозяйства, получая и расходуя денежные доходы. ...между той развитой формой экономической  организацией, которую мы можем назвать  «денежным хозяйством», и повторяющимися циклами расцвета и депрессии  существует органическая связь»[5] [5].

А наличие  таких циклов, в свою очередь, порождает  необходимость государственного вмешательства  в рыночную экономику. Следует отметить, что в период Великой депрессии  У. К. Митчелл положительно отнесся  к «Новому курсу» Ф. Рузвельта  и принял участие в создании Совета национальных ресурсов, который должен был сыграть роль центрального органа планирования экономики США.

Таким образом, У. К. Митчелл в значительной мере предвосхитил теорию «денежной экономики» посткейнсианцев (см. разделы 6.6.1 и 6.6.2).

1.4. Вклад  в экономическую теорию Дж. М.  Кларка

Основные  работы: «Деловая акселерация и закон  спроса; технический фактор в экономических  циклах» [«Business Acceleration and the Law of Demand; A Technical Factor in Economic Cycles»] (1917)[6] [6]; «Экономическая теория накладных издержек» [«The Economics of Overhead Costs»] (1923)

Как и Т. Веблен и У. К. Митчелл, Дж. М. Кларк трактовал  человеческое поведение как основанное на привычках, а не на мгновенных подсчетах  выгод и издержек, удовольствий и  страданий. Но он пошел в анализе  этой сферы дальше других старых институционалистов, впервые в истории экономического анализа явно указав на большую роль информационных издержек и издержек принятия решений. Дело в том, что  для принятия оптимального решения  приходится понести издержки, связанные  со сбором и обработкой информации. Однако выгоды от этой информации заранее  совершенно не известны. Кроме того, непосредственное принятие решения  также требует значительных (психологических) издержек (при этом выгоды от усилий, направленных на принятие решения, также  не известны априори). Эти издержки создают непреодолимые препятствия  для оптимизирующего поведения  и служат основой для формирования людьми привычек. Безусловно, такие  привычки не являются результатом некоего  максимизирующего выбора или оптимизации. Таким образом, Дж. М. Кларк предвосхитил как теорию ограниченной рациональности Г. Саймона, так и теорию поиска информации Дж. Стиглера[7] [7] (при том, что последняя  менее реалистична по сравнению  с подходом Дж. М. Кларка).

Другой научной  заслугой Дж. М. Кларка являются разработки в области микроэкономики - теории издержек и конкуренции. Он первым ввел в экономическую науку понятие  накладных издержек [overhead cost]. Это  издержки, которые не могут быть отнесены к какому-либо конкретному  подразделению предприятия, т.е. не связаны с непосредственно с  производственным процессом. Дж. М. Кларк  полагал, что они представляют собой  следствие больших инвестиций в  основной капитал. Накладные издержки покрываются за счет цен, что, по его  мнению, означало отсутствие связи  ценообразования с принципом  уравнивания предельных издержек и  выручки. Дж. М. Кларк также подверг  критике концепцию совершенной  конкуренции и заложил основы теории «действенной конкуренции» [workable competition], представляющей собой такую  конкретную реализацию элементов рыночной структуры, которая является приемлемой с точки зрения общественного  благосостояния. Теория «действенной конкуренции» важна потому, что обеспечивает реалистичные - в отличие от концепции  совершенной конкуренции - ориентиры  для проведения государственной  политики по стимулированию конкуренции. При этом Дж. М. Кларк пытался придать  теории конкуренции динамический характер; для него степень «действенности конкуренции» определялась тем, насколько  быстро и в каком объеме происходят процессы создания, уничтожения и  воссоздания различной по величине прибыли в разных отраслях. К сожалению, он не объяснил причины таких различий.

Наконец, Дж. М. Кларк оставил след и в области  макроэкономики. Как и У. К. Митчелл, он занимался исследованиями деловых  циклов. Он трактовал их как многофакторный процесс, выделяя множество причин циклов - от войн и природных катаклизмов  до динамики инвестиций. И здесь  Дж. М. Кларк одним из первых[8] [8] открыл идею акселератора как феномена, усиливающего циклические колебания экономической активности (о роли этой идеи в макроэкономической теории кейнсианско-неоклассического синтеза см. раздел 6.5.5). Опять-таки, вслед за У. К. Митчеллом Дж. М. Кларк выдвинул идею необходимости государственного регулирования циклов. Он первым в истории экономического анализа выдвинул идею встроенных (автоматических) стабилизаторов. На его взгляд, таким встроенным стабилизатором должна быть налоговая система.

1.5. Теория  трансакций Дж. Коммонса

Основная  работа: «Институциональная экономическая  теория» [«Institutional Economics»] (1934)

Еще один известный  представитель старого институционализма, Дж. Коммонс, по своим взглядам стоял  особняком от других адептов этого  направления экономического анализа. В своих исследованиях он делал  большой акцент на правовые факторы. Его главная научная заслуга - теория трансакций.

В основе этой теории лежит известная по неоклассической  теории идея редкости ресурсов. Вследствие этой редкости у хозяйствующих субъектов  возникает конфликт по поводу их использования. Этот конфликт разрешается путем  совершения трансакций, представляющие собой базовые институты общества. Без таких институтов конфликт интересов  выродился бы во всеобщее насилие  людей друг над другом, которое  привело бы к громадному экономическому и социальному ущербу.

Трансакцию - являющиеся, по Дж. Коммонсу, основной категорией экономической науки, - нельзя путать с («простым») обменом ресурсами, товарами или услугами. Согласно определению  Дж. Коммонса, «трансакция - это не обмен  товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных  обществом»[9] [9]. Различие между обменом  и трансакцией указывает на различие между физическим перемещением благ и перемещением прав собственности  на эти блага.

Трансакции, в свою очередь, подразделяются на рыночные, управленческие и рационирующие.

Рыночная  трансакция - это единственный вил  трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов). Это означает, что для осуществления  рыночной трансакции необходимо взаимное добровольное согласие контрагентов ее совершить. Иными словами, рыночная трансакция представляет собой обмен  правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного  соглашения обеих сторон этой трансакции. В качестве примеров рыночных трансакций можно привести любые сделки на свободных  рынках - закупки потребительских  благ, предоставление кредита, наем на работу и т.д.

Управленческая  трансакция, напротив, предполагает правовое преимущества одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения. Этот вид трансакции строится на основе отношений управления - подчинения. Примерами таких отношений являются отношения между рабовладельцем и рабом, начальником и подчиненным, мастером и учеником, и т.д. Управленческие трансакции играют ведущую роль в  фирмах, государственных структурах и других организациях, базирующихся на иерархических отношениях.

Рационирующая трансакция похожа на управленческую трансакцию, поскольку также предполагает асимметричность правового статуса  контрагентов. Специфика рационирующей  трансакции состоит в том, что  стороной, наделенной исключительными  полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий  функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей  трансакции являются налоги или судебные решения, перераспределяющие богатства  от одной стороны к другой.

Легко видеть, что в зависимости соотношение  рыночных трансакций, с одной стороны, и управленческих и рационирующих  трансакций, с другой стороны, определяет соотношение рыночных и иерархических  типов хозяйственных отношений  между людьми.

На разных стадиях развития общества, в различных  экономических системах относительная  роль разных видов трансакций варьирует. Например, в рабовладельческом частнособственническом обществе основную роль играют управленческие трансакции, тогда как на стадии зарождения капитализма, в период «торгового капитализма», - рыночные.

Помимо «торгового капитализма», Дж. Коммонс выделял  также «промышленный» и (современный  ему) «финансовый капитализм». Основные особенности «финансового капитализма» проявляются не только в усилении роли банков и других финансовых учреждений, но и в появлении развитых коллективных социальных групп - профсоюзов, корпораций и политических партий. Именно эти  группы и являются основными сторонами, участвующими в заключении трансакций на стадии «финансового капитализма».

Фактический ход осуществления трансакций зависит  от «работающих правил» [workable rules], представляющих собой различные судебные нормы. Эти нормы отчасти спонтанно  эволюционируют, в результате конкретных судебных решений, принятых после обращения  в суд участников трансакций, а  отчасти - формируются искусственно, посредством соответствующих государственных  постановлений. Государство, по Дж. Коммонсу, играет большую роль и как орган, примиряющий интересы стороны трансакций, и как сила, принуждающая к выполнению обязательств, взятых на себя участниками  трансакций. Таким образом, государство  способствует более гармоничному разрешению конфликтов между коллективными  группами хозяйствующих субъектов.  

2. Современные  школы в институционализме

К концу первой половины XX века старый институционализм оказался в глубочайшем упадке. Однако в последнюю треть XX века стало  наблюдаться возрождение институционализма  в новых формах. При этом данное возрождение сопровождалось все  большим его дроблением.  

2.1. Неоинституционализм

Основные  представители: Рональд Коуз (род. 1910), Оливер Уильямсон (род. 1932), Дуглас Норт (род. 1920).

Основные  работы: Р. Коуз «Природа фирмы» (1937)[10] [10]; О. Уильямсон «Экономические институты  капитализма. Фирма, рынки, «отношенческая»  контрактация» [«The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting»] (1985)[11] [11]; «Институты, институциональные изменения и  функционирование экономики» [«Institutions, Institutional Change and Economic Performance»] (1990)[12] [12]

Неоинституционализм (называемый также новым институционализмом) в самом общем виде можно трактовать как попытку привнесения институционального подхода в рамки магистрального направления современного экономического анализа. Иными словами, неоинституциональная теория представляет собой экономический  анализ роли институтов и их влияния  на хозяйство на основе принципов  рациональности и методологического  индивидуализма. В этом заключается  фундаментальное отличие новых  институционалистов от старых (например, хотя, как будет видно дальше, теории Дж. Коммонса и некоторых  неоинституционалистов похожи, в  работах первого общество трактуется как самостоятельный хозяйствующий  субъект, тогда как у вторых оно - совокупность субъектов).

Всех представителей неоинституционализма характеризуют  следующие воззрения.

а) «Институты имеют значение», т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики.

б) Человеческое поведение не характеризуется полной (всеобъемлющей) рациональностью; его  важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм. Первый из этих терминов был заимствован  неоинституционалстами у известного экономиста Г. Саймона (см. разделы 1.3 и 1.4). Однако если же он, применяя концепцию  ограниченной рациональности, доказывал, что она приводит к ориентации не на оптимальный, а удовлетворительный результат, то адепты неоинституционализма, напротив, не отказались от принципа оптимизации. Второй термин означает «преследование личного интереса с использованием коварства»[13] [13], т.е. при нарушении  закона и/или норм морали.

в) Осуществление  рыночных трансакций - а следовательно, функционирование ценового механизма  и других атрибутов рыночной экономики - связано с издержками, которые  в неоинституциональной традиции называют трансакционными.

Учение о  трансакционных издержках имеет  основополагающее, фундаментальное  значение в неоинституционализме. Представители  данной школы полагают, что неоклассическая  теория сужает возможности своего экономического анализа из-за того, что учитывает  лишь издержки взаимодействия людей  с природой («трансформационные издержки»). Необходимо также принимать во внимание и глубоко изучать издержки взаимодействия между людьми - «трансакционные издержки». Более детально их можно определить как «затраты ресурсов (денег, времени, труда и т.п.) для планирования, адаптации и контроля за выполнением  взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности  и свобод, принятых в обществе»[14] [14]. Неоинституционалисты выделяют следующие  виды трансакционных издержек:

Информация о работе Краткое описание институциализма