Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:29, контрольная работа
1. Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние. Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.
2. Фактор времени играет важную роль в теории фирмы. Понятия долгосрочного и краткосрочного периодов были введены в экономическую теорию А. Маршаллом. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
3.Кривая Лоренца. Задача
Работники архитектурной мастерской получают в год: 1-ый – 30 тыс.руб., 2-ой – 45 тыс. руб., 3-ий – 25 тыс. руб., 4-ый – 60 тыс. руб. Постройте кривую Лоренца для этой мастерской.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3
1.1. Спрос и факторы, влияющие на него 3
1.2. Предложение и факторы, влияющие на него 4
1.3. Эластичность спроса 6
1.4. Эластичность предложения 8
1.5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 9
2. ФИРМА В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ 11
2.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий 11
2.2. Классификация издержек. 12
2.3. Доход фирмы, прибыль 14
2.4. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 15
2.5. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 17
3. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА. ЗАДАЧА …………………………………………………………..19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………...20
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:
Es = ∆Q/Q : ∆Р/Р = ΔQ / ΔP
Q – предложение
Es всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.
В своей работе Фролова Т. А. отмечает влияние фактора времени на эластичность предложения. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (ЕS = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.
Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена – это именно та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.
Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса, потому что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие.
Объединим в одну таблицу шкалу спроса и предложения.
Только при цене в 100 рублей не будет ни недостатка, ни избытка, т. е. величина спроса совпадет с величиной предложения.
Эта цена будет считаться равновесной, так как при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются.
Точка равновесия характеризует такое состояние рынка, когда объем спроса на товар равен объему его предложения, а установившаяся цена устраивает одновременно и продавца, и покупателя. Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и поэтому продавцы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысится.
При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос, означающий превышение объема спроса над объемом предложения. Это обстоятельство находит выражение в дефиците товаров. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса.
Графически рыночное равновесие можно изобразить следующим образом (рис. 4):
Рис. 4. Рыночное равновесие
Точка Е – это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения.
Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются.
Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической. В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной – она динамичная.
Душенькина Е. А. рассматривает две динамические модели рыночного равновесия, предложенные Л. Вальрасом и А. Маршаллом в XIX в. [1, 48].
1. Суть модели Л. Вальраса описывает рыночное равновесие в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает.
2. Модель А. Маршалла описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е. объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. Цель – анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения => рыночное равновесие (определение равновесной цены и равновесного количества товара).
При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены.
Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия:
1) утверждение
государством «потолка» цены (ниже
равновесной) приводит к
2) установление
государством (монополией) цены выше
равновесной ведет к
2. Фирма в краткосрочном и долгосрочном периодах
2.1. Долгосрочный и
краткосрочный периоды:
Фактор времени играет важную роль в теории фирмы. Понятия долгосрочного и краткосрочного периодов были введены в экономическую теорию А. Маршаллом. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
Итак, краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.
По словам Ивашковского С. Н., фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим покупательским спросом. Для этого фирма вынуждена увеличить закупки сырья, ввести, возможно, сверхурочные работы, а также нанять дополнительных рабочих. [2, 218] Также он уточняет, что фирме потребуется некоторое время, прежде чем она начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции [там же, 219].
Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.
Ивашковский С. Н. дал более общее понятие: долгосрочный период — это такой промежуток времени, в течение которого фирма может менять все факторы производства [там же, 218].
Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и вынуждены будут уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
Такие решения повышают ответственность предпринимателя. Во-первых, ошибка и приобретение малопроизводительных станков и оборудования чреваты разорением. Во-вторых, долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.
В-третьих, принимаемое долгосрочное решение должно ориентироваться на минимизацию издержек.
2.2. Классификация издержек.
Принятие фирмой тех или иных решений предполагает наличие информации о спросе на выпускаемые ею товары и об издержках их производства.
Рассмотрим прежде всего категорию издержек.
Издержки – выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров [3, 63].
Оборотный капитал, включающий предметы труда, сырье, материалы, рабочую силу, запасы, денежные средства, можно рассматривать как процесс формирования издержек. Т. к. оборотный капитал целиком участвует в образовании издержек предприятия, основной капитал используется в производственном процессе длительное время, выделяют два подхода к определению издержек:
Также издержки делятся на:
Бухгалтерские издержки в краткосрочном периоде в свою очередь подразделяются на:
Рис. 5
Рис. 6
Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис. 7).
Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC (рис. 8).
Предельные издержи имеют
Таким образом, понятие издержек неотделимо от понятий краткосрочного и долгосрочного периодов. В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным. В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек.
2.3. Доход фирмы, прибыль
Бухгалтерские и альтернативные издержки должны учитываться при расчете прибыли фирмы – основного показателя финансовых результатов деятельности предприятия:
Факторы, влияющие на образование прибыли |
Распределение прибыли |
Использование прибыли |
выручка от реализации, себестоимость, налоги, цены, тарифы, сборы, процентная ставка по ссудам, доходы от ценных бумаг, доходы от долевого участия. |
бюджетные и внебюджен- тые фонды, уплата процентов банкам, остаток в распоряжении предприятия |
потребление (дивиденды, мат. помощь, др.) накопление, финансовые вложения, социальные нужды, покрытие убытков. |
Соответственно видам затрат (издержек) прибыль подразделяют:
Общая прибыль |
разница между валовым доходом и издержками производства |
Бухгалтерская прибыль |
разница между ценой (валовым доходом) и явными издержками производства |
Экономическая прибыль |
разница между валовым доходом и экономическими (неявными) издержками |
Чистая прибыль |
разница между общей прибылью, налогами, отчислениями, обязательными |
Чистая экономическая прибыль |
разница между бухгалтерской прибылью и экономическими издержками |
Нормальная прибыль |
минимально необходимая неучтенных издержек самого предпринимателя
(нулевая экономическая |
Предельная прибыль |
разница между предельным доходом и предельными издержками |
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"