Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:29, контрольная работа

Описание работы

1. Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга влияние. Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.
2. Фактор времени играет важную роль в теории фирмы. Понятия долгосрочного и краткосрочного периодов были введены в экономическую теорию А. Маршаллом. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
3.Кривая Лоренца. Задача
Работники архитектурной мастерской получают в год: 1-ый – 30 тыс.руб., 2-ой – 45 тыс. руб., 3-ий – 25 тыс. руб., 4-ый – 60 тыс. руб. Постройте кривую Лоренца для этой мастерской.

Содержание

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 3
1.1. Спрос и факторы, влияющие на него 3
1.2. Предложение и факторы, влияющие на него 4
1.3. Эластичность спроса 6
1.4. Эластичность предложения 8
1.5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 9
2. ФИРМА В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ 11
2.1. Долгосрочный и краткосрочный периоды: определение понятий 11
2.2. Классификация издержек. 12
2.3. Доход фирмы, прибыль 14
2.4. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде 15
2.5. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 17
3. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА. ЗАДАЧА …………………………………………………………..19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

К.р. эк.т. 6 ВАРИАНТ.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1.  
1. Спрос и предложение

1.1. Спрос и факторы, влияющие на него

Взаимодействие  покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными  элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют  между собой и оказывают друг на друга влияние. Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.

С помощью рыночной системы общество решает, как распределить ресурсы  и производимую из них продукцию.

Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течение определённого периода.

Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.

Душенькина Е. А. дает более точное определение: «Спрос - это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время» [1 ,40].

Так же разделяют понятия спроса и величины спроса.

Величина  спроса будет определяться уровнем  цены на товар, для чего принято строить  шкалу спроса, т. е. таблицу, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам. Чем выше цена, тем меньше величина спроса (Qd). Поэтому величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Зависимость между ценой (P) и величиной спроса (Q) можно изобразить графически, она  будет иметь вид кривой спроса D (рис. 1).

 

Рис. 1. Кривая спроса

«Закон спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость. По словам Душенькиной Е. А., на закон спроса влияет:

1. Ценовой барьер (чем выше цена товара, тем меньше людей, желающих его приобрести);

2) эффект дохода (снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, которая может быть потрачена на увеличение потребления);

3) эффект замещения (изменение величины спроса <= изменение цены. Низкая цена  приобретение бОльшего количества товаров вместо подобных дорогих);

4) принцип убывания предельной полезности (продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь по снижающейся цене, т.е. спрос увеличивается. Душенькина Е. А. наглядным примером показывает влияние данного процесса на потреблении пиццы: человек съел кусок пиццы и может купить еще один, даже если наелся, при условии более низкой цены, или же он использует свои ограниченные денежные ресурсы на то, чтобы купить что-то еще вместо пиццы с целью максимально увеличить полезность своих денег (как можно больше купить на них) [там же, 42].

Можно выделить следующие основные неценовые факторы изменения спроса: 

 

1. Изменения вкусов потребителя (ЗОЖ => ↑спроса на спорт.товары, ↓ спроса на табак и алкоголь);

2. Изменение числа покупателей. На спрос на конкретный товар также влияет и количество людей, являющихся участниками рынка данного товара.

Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары;

3. Изменение доходов потребителя. При достижении высшего уровня доходов потребители могут    заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами. Кривая спроса сдвигается вверх и вправо;

4. Изменение цен на сопряжённые товары это:

а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность (снижение цен на говядину снижает спрос на свинину);

б) взаимодополняющие товары, которые не могут существовать друг без друга (машина и бензин, фотоаппарат и батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт);

            5. Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки (машины, компьютеры, жилье); б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос. Если же спрос уменьшится, то кривая спроса сдвинется влево, а не вниз.

    6. Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается;

    7. Климатические или сезонные изменения. Спрос на летние футболки может оказаться гораздо выше, чем на футболки к началу учебного года.

 

 

1.2.     Предложение и факторы, влияющие на него

 

Покупатели – только одна часть  рынка. Кроме того, производители  (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.

Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

Аналогично  спросу, величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

Графическая зависимость между  ценой и объемом предложения  получила название кривой предложения S (рис. 2). Кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него.

Рис. 2. Кривая предложения

 

«Закон предложения» состоит в том, что с повышением цены (Р) при прочих равных условиях соответственно возрастает и величина предложения (Q), т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.

Выделяют следующие неценовые факторы изменения предложения:

1. Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).

2. Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.

3. Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения ( ↑ дотации => ↑ предложение, сдвиг кривой предложения вправо).

4. Изменения цен на другие товары (Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой).

5. Погодные условия только для сельского хозяйства.

6. Изменение числа производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции. Например, с ростом популярности персональных компьютеров многие мебельные фабрики перешли на выпуск столов, специально спроектированных под компьютеры).

Также Душенькина Е. А. выделяет еще  факторы:

7. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение. Например, когда в конце 1980-х гг. горные велосипеды стали необыкновенно популярны, многие фирмы начали их выпуск, и предложение увеличилось очень резко.

8. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства [там же, 46].

 

 

 

    1. Эластичность спроса

 

Для предприятия при планировании объема и структуры производства важно знать, какое воздействие  на величину спроса могут оказать  изменения цены продукции, доходов  потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

Эластичность  спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %. Другими словами, эта величина измеряет чувствительность объема (величины) спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

Показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса (Ed) определяется по формуле:

Ed = Q/Q : Р/Р =  ΔQ / ΔP,

где ΔQ – прирост величины спроса, %; ΔP – прирост цены, %.

P, Q – прежняя цена и спрос.

 

Ed

Характеристика

│Ed │> 1

Эластичный спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается)

│Ed│= 1

Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной )

│Ed│< 1

Неэластичный спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт)

│Ed│= 0

Абсолютная неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара (молоко, хлеб) (Рис. 3)

│Ed│= ∞

Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля). (Рис. 3)


 

Т.к. цена и спрос находятся в  обратной зависимости, коэффициент  эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение.

            Рис. 3. Абсолютно неэластичный спрос, абсолютно эластичный спрос

 

Однако для оценки эластичности используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается) [5]. Например, снижение цены стирального порошка на 5 % вызвало увеличение спроса на него на 10 %. Показатель эластичности будет выглядеть следующим образом:

EP = 10 / –5 = –2; | EP | = 2.

Т. А. Фролова в своей работе «Экономическая теория: конспект лекций» также в расчетах применяет следующую формулу [4]:

где  Q1 , Q0 – величина спроса до и после изменения цены;

P1 , P0 – цена до и после изменения.

Если спрос по цене эластичный, то снижение цены вызовет рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос  по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если спрос по цене неэластичен, то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.

Т. А. Фролова выделяет факторы, влияющие на эластичность:

 

1.      Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2.      Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3.      Размер дохода.

4.      Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5.      Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6.      Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

7.     Определение границ рынка: чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок  «Тайд» (более узкая товарная категория) обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

Эластичность спроса на одно благо  относительно цен на другое благо  называется перекрестной эластичностью.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

где  Q1B, Q0B – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;

P1A,  P0A  – цена блага А до и после изменения.

Еаб

характеристика

Еаб 0 > 0

продукты а и б взаимозаменяемы

Еаб 0< 0

продукты а и б взаимодополняющие

Еаб = 0

продукты а и б независимые  друг от друга


Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми  и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой предприятием, может сказаться на спросе на другие виды продукции того же предприятия. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"