Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание работы

Теория предельной полезности. Основные теоретические положения: значение так называемой «маржиналистской революции»; общая и предельная полезности товара для потребителя; закон убывающей предельной полезности и парадокс «воды и алмаза»; второй закон Г.Госсена.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Экономической теории.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

302401-28 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по экономической  теории

    студентки ФЗИДО  БГУИР

    специальности 53017 «ИТиУвСТ»

    группы 302401

    Толкач Анастасии  Петровны 
     
     
     
     

                222228, Минская обл.,

                Смолевичский р-н,

                д.Алесино,

                ул.Садовая, 25 
                 
                 

 

Вариант 1 

  1. Теория  предельной полезности. Основные теоретические положения: значение так называемой «маржиналистской революции»; общая и предельная полезности товара для потребителя; закон убывающей предельной полезности и парадокс «воды и алмаза»; второй закон Г.Госсена.
 

     В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю. Выход из кризиса нашли маржиналисты.

     В начале 1870-х гг. в экономической  науке произошло событие, позже  названное Маржиналистской революцией, - почти одновременно (в 1871 г. и затем в 1874 г.) и независимо друг от друга сразу в трех странах - в Великобритании, Австрии и Швейцарии - выходят написанные с маржиналистских позиций работы (соответственно) У. С. Джевонса. К. Менгера и Л. Вальраса. Именно с этой поры начинают отсчет маржинализма, как одного из течений экономической мысли.

     Маржиналистская революция проходила в два  этапа. Первый этап охватывает 70-80-е годы XIX в., второй этап (1890-е гг.) получил название неоклассической школы. Многие ученые начинали маржиналистскую революцию, а затем способствовали созданию более глубокой неоклассической теории. Маржиналистскую революцию осуществила блестящая плеяда таких ученых, как Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914), Уильям Стенли Джевонс(1835-1882), Френсис Эджуорт (1845-1926), Леон Вальрас (1834-1910), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Альфред Маршалл (1842-1924) и др.

    Различают школы маржинализма:  1) австрийскую во главе с К.Менгером, Ф.Визером и Э.Бём-Баверком; 2) лозаннскую, представленную Л.Вальрасом (Швейцария) и В.Парето (Италия); 3) англо-американскую, опирающуюся на идеи У.М.Джевонса и объединившуюся вокруг А.Маршалла (Англия). Эти экономисты создали особое направление в экономической науке, получившие название «маржинализм» («предельность»). Основополагающую роль в этой теории играют такие понятия, как ценность и полезность.

     Маржинализм как экономическое течение характеризуется, во-первых, сменой предмета исследования (на первый план выходит изучение рационального экономического поведения индивида), во-вторых – широкое использование математического аппарата для описания экономических процессов (в частности, аппарата предельных величин).

     Среди важнейших элементов маржинализма как направления экономической науки следует выделить следующие.

     а) Использование предельных (т.е. приростных) величин. Термин «маржинальный» в переводе с английского означает предельный, дополнительный (marginal). Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу.

     б) Субъективизм, т.е. подход, при котором  все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

     в) Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

     Именно  эти три особенности привели  к тому, что постепенно сменилось  понимание предмета экономической  науки. После Маржиналистской революции экономическая теория из науки о материальном богатстве превратилась в науку о рациональном поведении людей.

     Другими важными свойствами маржинализма являются следующие:

     г) Методологический индивидуализм. Согласно этому методологическому принципу, закономерности функционирования хозяйства в целом выводятся из поведения отдельно взятого хозяйствующего субъекта.

     д) Статичность. Маржиналисты потеряли интерес  к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после Маржиналистской революции сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

     е) Замена причинно-следственного анализа  функциональным. Это также стимулировало применение в экономической науке математических методов.

     ж) Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа  классиков. Вместо этого на ранней стадии своего развития маржинализма акцент был перенесен на сферу потребления.

     з) Акцент на применении дедуктивных методов исследования в противоположность историзму и индукции.

     и) Восприятие рыночной экономики как  равновесной системы (хотя последнее  было не характерно для австрийской школы маржинализма). Эта равновесность неразрывно связана с рациональным оптимизирующим поведением, поскольку неравновесные состояния экономики - т.е. те состояния, которые не удовлетворяют рациональных хозяйствующих субъектов - корректируются их действиями и приводятся к равновесию.

     Анализ  общей характеристики маржинализма позволяет предположить, что в какой-то степени маржинализм явился реакцией на теорию классической школы и, в первую очередь, на ее подход к теории ценности. Согласно классическим теориям ценности (как трудовой теории ценности, так и теории факторов производства), ценность характеризует независимое от субъекта объективное свойство товара, выявляемое в процесс его обмена на другие товары. Она определяется затратами труда на его производство. Согласно маржиналистскому подходу, ценность товара определяется лишь его полезностью для субъекта, т.е. полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

     Понятие «полезность» является исходным в маржиналистском  анализе. Оно определяется как способность материального блага или услуги удовлетворять какие-либо потребности субъекта.

    Оценка  полезности потребителем – явление  субъективное, связанное с индивидуальными особенностями человека. Однако существуют и общие черты в определении полезности всеми потребителями. Прежде всего, оценка полезности связана со следующими свойствами потребностей:

  1. Потребности неравнозначны, поэтому каждый потребитель мысленно распределяет свои потребности по значимости. В первую очередь удовлетворяются более насущные потребности.
  2. Потребности обладают способностью к насыщению, что уменьшает интенсивность или напряженность данной потребности по мере потребления.

    Данные  свойства потребностей следующим образом  влияют на оценку полезности экономических  благ. Во-первых, поскольку потребности  неравнозначны и не могут удовлетворяться одновременно, а только в порядке очередности, постольку более насущные потребности удовлетворяются в первую очередь, а блага, их удовлетворяющие, оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Во-вторых, поскольку потребности по мере их насыщения убывают, т.е. степень их напряженности падает, постольку каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие единицы того же блага, удовлетворяющего одну и ту же потребность. Это позволяет нам вывести зависимость между количеством блага в потреблении и общей (или предельной) полезностью. По мере увеличения блага в потреблении общая полезность возрастает, хотя темп возрастания замедляется. При увеличении количества блага в потреблении предельная полезность этого блага падает. В начале потребления зависимость может быть и прямой, но по мере насыщения потребности она становится обратной, предельная полезность обнаруживает тенденцию к понижению. Данную зависимость называют законом предельной полезности. В-третьих, поскольку напряженность потребности зависит от количества блага, постольку оценка полезности связана и со степенью редкости, возможностями воспроизводства этого блага. Особо редкие, невоспроизводимые или трудновоспроизводимые блага (золото, драгоценные камни, произведения великих мастеров живописи и др.) оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Такой подход к объяснению полезности позволил сторонникам теории предельной полезности возражать критикам. Почему алмаз дороже угля, хотя последний удовлетворяет более насущные потребности человека и должен по полезности оцениваться выше? Не означает ли это, что полезность не имеет отношения  стоимости и цене? Нет. Алмаз обладает особой редкостью, поэтому напряженность потребности в алмазах особенно высока (хотя потребность и не является первоочередной), поэтому и полезность этого блага особенно высока, что и отражается в спросе и цене. Стакан воды ничего не стоит человеку, сидящему у ручья, но его предельная полезность очень высока для человека, находящегося в глуби пустыни, вдали от оазисов. Это значит, что на цену товара влияет не общая, а предельная полезность.

    Описывая  рациональное поведение потребителя, немецкий математик и экономист  Генрио Госсен открыл два закона.

    Первый  закон Гассена выражен в двух положениях: 1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующих единиц потребляемого блага убывает; 2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

    Значение  первого закона Госсена:

  1. проводится различие общей и предельной полезности;
  2. закон об убывании предельной полезности является необходимым условием достижения состояния потребительского равновесия (оптимум).

    Потребительское равновесие  - ситуация, в которой  потребитель  не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше денег на покупку другого блага.

    Достичь состояния потребительского равновесия покупатель сможет, ели будет руководствоваться вторым законом Госсена: чтобы получить максимум полезности от потребления набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить  в таких количествах, при которых предельные полезности всех потребляемых благ будут раны одной и той же величине

    В современной интерпретации этот закон выражается, как правило, максимизацией  полезности. Суть этого правила заключается  в таком распределении денежного  дохода покупателя, при котором последняя денежная единица (рубль, доллар), затраченная на приобретение каждого вида продукта, приносила бы одинаковую добавочную предельную полезность:

    

    На  основе понятия «полезность» водится  понятие «ценность». Оно характеризует  не просто полезность товара или услуги, но и указывает на их ограниченность или редкость.

    В хозяйственной деятельности люди имеют  дело преимущественно с ограниченным запасом материальных благ. Поэтому  все они имеют ценность. Если таких  благ существует больше, чем это необходимо для удовлетворения человеческих потребностей, то они ценности не имеют и называются свободными благами. Ими может пользоваться каждый желающий. Атмосферный воздух и вода для питья являются полезнейшими благами, так как без них человек не в состоянии жить. Однако они относятся к свободным благам и поэтому не обладают ценностью.

    Самым трудным для субъективной теории ценности является определение абсолютной величины этой ценности. Поскольку ценность определяется важностью материального блага для удовлетворения определенной потребности человека, то ее величина зависит от того, какую выгод человек получает от обладания данным материальным благом. Если выгода будет большой, то благо будет иметь высокую ценность, а если выгода незначительна, то и ценность будет невелика.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"