Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:41, контрольная работа
1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики[1]?
Одна из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики, неразрывно связана с именем и работами англичанина Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рецепты Кейнса нашли применение на практике, в экономических программах, практических мерах и акциях экономической политики. Кейнсианские рекомендации применялись не только в Англии и США, но и в других странах Запада. Выводы и положения этой экономической школы в известной мере полезны и для нас.
Задание 1. Макроэкономическое регулирование национальной экономики
Задание 2. Денежно-кредитное регулирование
Задание 3. Государственное регулирование инвестиций
Задание 4. Государственное регулирование инфляции
Задание 5. Политика доходов и заработной платы
Задание 6. Налоговое регулирование
Список используемой литературы
2. Определите сумму платежа для погашения кредита в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (см. задание 1). В ответе укажите, чем обусловлены изменения в условиях кредитования за истекший период в России.
Расчет платежей по кредиту банка:
S = P × (1 + n × i),
где S – сумма платежа по кредиту банка; P – сумма кредита;
n – срок действия кредита; i – процентная ставка в виде десятичной дроби.
S = P*(1+n*I)
2000 г.
P = 226,5 млрд
n = 16,9
i = 24,3
S = 1156,7
2007 г.
P = 4479,2 млрд
n = 20,3
i = 10,2
S = 13753,8
Задание 4. Государственное регулирование инфляции
1. Охарактеризуйте государственную антиинфляционную политику в России на современном этапе развития.
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии в Российской Федерации. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость.
Уменьшение темпов инфляции до относительно безопасного уровня (15-20% в год или 1-2% в месяц) в 2000-2001 годах без значительного сокращения производства и, главное, без падения жизненного уровня населения стало возможным лишь при повышении эффективности производства и качества управления.
В дальнейшем целями антиинфляционной политики должны стать:
- предсказуемость динамики инфляции (что в принципе уже достигнуто на современном этапе);
- создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала: в частности необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат – повышение цен» – в этом активную роль должно сыграть государство;
- на нынешнем этапе развития требуется особое усиление антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. Для решения этой задачи необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий;
- целесообразно было бы ввести ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах, особенно на современном этапе;
- важно ограничить уровень дефицита бюджета. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, от внешнеэкономической деятельности);
- важно ограничить долю доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров;
- необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темпы инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;
- для связывания денежных доходов населения и сокращения доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принимать меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц (прежде всего торгово-посреднических фирм);
- с целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением оплаты труда на себестоимость продукции, блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте;
- для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом;
Снижение инфляции до социально безопасного уровня требует постоянного радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным (и целесообразным) усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
2. Определите темп инфляции за год исходя из следующих условий. В структуре потребления населения доля продуктов питания составляет 30%; непродовольственных товаров – 30; расходов на жильё и коммунальные услуги – 20; прочие услуги – 20%. Цены изменились за год следующим образом: на продукты питания возросли на 20%, на непродовольственные товары – на 15%, на жилье и коммунальные услуги – на 20%, на прочие услуги – на 25%.
Расчет темпов инфляции:
Ти = сумма (Дi × Цi) × 100%,
где Ти – темп инфляции; Дi – доля отдельной группы потребительских товаров в общем объеме потребляемых товаров и услуг; Цi – прирост цен в отдельной группе потребительских товаров.
Ти = сум (Дi + Цi)*100%
Ти = ((0,3*0,2) + (0,3*0,15) + (0,2*0,2) + (0,2*0,25)) = (0,06 + 0,045 + 0,04 + 0,05)*100% = 19,5%
Задание 5. Политика доходов и заработной платы.
1. Каковы ключевые функции заработной платы в рыночных условиях?
Для уяснения экономической сущности заработной платы выделим три основные ее функции: воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую. Для первой характерно обеспечение нормального воспроизводства работников различных уровней квалификации. Заработная плата, являясь формой необходимого продукта, обеспечивает работников и членов его семьи средствами существования и развития. Суть стимулирующей функции заработной платы - установление обоснованных различий в оплате труда работников в зависимости от уровня их квалификации, сложности и ответственности выполняемых работ. Привлекательность заработной платы должна проявляться в создании преимуществ в оплате труда работников, труд которых имеет повышенную народно-хозяйственную значимость. Главным свойством регулирующей функции является способность заработной платы определять цену рабочей силы, формировать рынок рабочих мест. Размеры и темпы роста заработной платы должны складываться не стихийно, а при строгом соответствии экономических закономерностей. На уровне организации заработная плата является элементом политики управления персоналом. Организации самостоятельно определяют размеры, системы и динамику заработной платы исходя из конкретной ситуации на рынке труда.
2. Каков был индекс реальной заработной платы, если номинальная среднемесячная заработная плата трудящихся составляла в 2001 г. 5 000 р., а в 2002 г. – 7 000 р. Индекс потребительских цен за этот период составил 4,3.
Расчет индекса реальной заработной платы:
Iрзп = Iнзп / Iпц; Iнзп = НЗ1 / НЗ0,
где Iрзп – индекс реальной заработной платы; Iнзп – индекс номинальной заработной платы; НЗ0 – номинальная заработная плата за исходный временной период; НЗ1 – номинальная заработная плата за следующий временной период; Iпц – индекс потребительских цен.
НЗ1 = 7000
НЗ2 = 5000
Iнзп = 7000/5000 = 1,4
Iрзп = Iнзп/ Iппц = 1,4/4,3 = 0,326
Задание 6. Налоговое регулирование
1. Назовите основные налоги в Российской Федерации.
В качестве основных признаков, характеризующих налоги, можно
выбрать следующие:
1 Иерархия уровня власти или уровень управления и власти.
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.
2 Объект обложения или сфера изъятия.
По этому признаку налоги подразделяются на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потреб ления и т.д. В основу классификации налогов положен признак, характеризующий:
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество;
- доход;
- прибыль;
- природные ископаемые и т.д.
3 Полнота прав использования налоговых сумм.
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. Закрепленный налог полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен. Регулирующий налог используется для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.
4 Источник уплаты налога.
По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода (заработной платы, прибыли), выручки, себестоимости продукции и т.д. В основу классификации положен признак дохода субъекта налога, из которого вносится сумма налога в бюджет.
5 Субъект уплаты налога.
Налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).
6 Способ изъятия дохода.
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т.д.).
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, налог на доходы физического лица, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и т.д.
Скрытые (косвенные) налоги взимаются в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), то есть взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг).
7 Метод обложения (по ставке).
По методу обложения (по ставке) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые.
2. Определите размер эффективной ставки налога на прибыль через построение кривой Лаффера. Постройте кривую Лаффера и определите наиболее эффективную ставку процента по следующим данным:
Ставка налога на прибыль, % | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Сумма поступлений в бюджет, млн усл. ед. | 35 | 70 | 95 | 105 | 110 | 100 | 80 |
В ответе укажите, какие негативные последствия проявляются в национальной экономике при установлении неэффективной ставки налогообложения.
Эффективная ставка процента – 50%
Задание 7. Приоритеты государственной экономической политики России
1. Назовите стратегические задачи государственной экономической политики на текущий год и среднесрочный период (см. материалы Электронной хрестоматии или Интернет-ресурсы – http://www.kremlin.ru).
Экономическая политика будут базироваться на уже заявленной концепции четырёх «И» - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплён и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объёме, добавив к нему пятую составляющую - интеллект, подчеркнул Дмитрий Медведев.
«Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры, - подчеркнул глава государства. - Достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды».
2. Проанализируйте современные меры антикризисного регулирования, осуществляемые Правительством России (см. п. 11 списка рекомендуемой литературы).
Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:
- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
- поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.
Список используемой литературы:
1. Васильев В. «Государственное регулирование национальной экономики». Учебно-методическое пособие. – М.: Изд. отдел УНЦ, 2002.
2. «Экономика: учебник»: /Под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономист, 2006. С.72-74.
3. Мищенко В.В. «Государственное регулирование экономики»: Учеб. пособие. – М,: ИНФРА-М, 2002.
Информация о работе Контрольная работа по "Государственному регулированию национальной экономики"