Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:41, контрольная работа
1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики[1]?
Одна из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики, неразрывно связана с именем и работами англичанина Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рецепты Кейнса нашли применение на практике, в экономических программах, практических мерах и акциях экономической политики. Кейнсианские рекомендации применялись не только в Англии и США, но и в других странах Запада. Выводы и положения этой экономической школы в известной мере полезны и для нас.
Задание 1. Макроэкономическое регулирование национальной экономики
Задание 2. Денежно-кредитное регулирование
Задание 3. Государственное регулирование инвестиций
Задание 4. Государственное регулирование инфляции
Задание 5. Политика доходов и заработной платы
Задание 6. Налоговое регулирование
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
Макроэкономическое регулирование национальной экономики
Контрольная работа по государственному регулированию национальной экономики
Исполнитель: Дарья Викторовна
Черноусова
Студент
Центра дистанционного образования
гр. ЭПБ-09П
______________________________
(подпись)
Руководитель: Сбродова Н.В.
______________________________
(подпись)
Предварительная оценка________
Дата защиты__________________
Оценка_______________________
Пермь
2011
1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики[1]?
Одна из наиболее известных и признанных школ экономической теории, предложившая свои рецепты регулирования экономики, неразрывно связана с именем и работами англичанина Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Рецепты Кейнса нашли применение на практике, в экономических программах, практических мерах и акциях экономической политики. Кейнсианские рекомендации применялись не только в Англии и США, но и в других странах Запада. Выводы и положения этой экономической школы в известной мере полезны и для нас.
В 30-х гг., когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы.
Идеи, выдвинутые Кейнсом:
1. теория эффективного спроса - через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.
2. теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.
3. теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.
Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предприятия и государство готовы купить при данном уровне цен.
Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровня потребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением входов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон. Второй тормоз - снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.
Инструменты регулирования:
снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.
стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ - строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.
перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться. В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица.
Рассматривая два инструмента регулирования спроса - денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
2. Определите величину валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (по предлагаемому ниже образцу).
Решение:
Расчет валового национального продукта (кейнсианская модель):
ВНП = С + I + G + NX, NX = Э – И,
где ВНП – объем валового национального продукта; С – потребительские расходы населения; I – инвестиции; G – государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX – чистый экспорт; Э – объем экспорта; И – объем импорта.
Таблица 1
Динамика макроэкономических показателей развития России
за 2000–2007 гг.
Показатель | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 |
---|---|---|---|---|
Номинальный ВВП, млрд р. | 7305,60 | 21624,60 | 26882,90 | 32988,60 |
Золотовалютные резервы, млрд дол. США, на конец периода | 28,00 | 182,20 | 303,70 | 476,40 |
Инвестиции в основной капитал, млрд р. | 1165,20 | 3534,00 | 4580,50 | 6626,80 |
-//-, % ВВП | 15,90 | 16,30 | 17,00 | 20,10 |
Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду | 120,20 | 110,90 | 109,00 | 111,90 |
Индекс цен производителей промышленной продукции, % к предыдущему периоду | 131,60 | 113,40 | 110,40 | 125,10 |
Объемы производства, % к предыдущему периоду: |
|
|
|
|
1. Объем промышленной продукции | 111,90 | 104,00 | 106,30 | 106,30 |
2. Продукция сельского хозяйства | 107,70 | 102,40 | 103,60 | 103,30 |
3. Строительство | 111,50 | 110,50 | 115,70 | 118,20 |
4. Оборот розничной торговли | 108,80 | 112,80 | 113,90 | 115,90 |
5. Объем платных услуг населению | 105,70 | 107,50 | - | - |
Реальные доходы населения, % к предыдущему периоду | 113,40 | 109,30 | 110,00 | 110,70 |
Среднедушевой денежный доход, р. в месяц | 2288,00 | 7848,00 | 9911,00 | 12499,00 |
-//-, % к предыдущему периоду | 137,60 | 123,00 | 123,50 | 126,10 |
Оплата труда наемных работников (включая скрытую), млрд р. | 2937,00 | 9474,00 | 11841,00 | 15053,00 |
-//-, % к ВВП | 40,20 | 43,80 | 44,50 | 45,60 |
Среднедушевой прожиточный минимум, | 1210,00 | 3018,00 | 3422,00 | 3847,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, % к общей численности населения | 29,00 | 17,70 | 15,20 | 13,40 |
Уровень дифференциации доходов, коэффициент Джини | 0,40 | 0,41 | 0,42 | 0,42 |
Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), млн чел. за год | 7,50 | 5,60 | 5,30 | 4,60 |
-//-, % к экономически активному населению | 10,50 | 7,80 | 7,10 | 6,10 |
Официальный курс, р. за дол. США на конец периода | 28,16 | 28,78 | 26,33 | 24,55 |
Экспорт товаров, млрд дол. США | 105,00 | 243,80 | 303,60 | 355,50 |
-//-, % к ВВП | 40,50 | 31,90 | 30,70 | 27,60 |
Импорт товаров, млрд дол. США | 44,90 | 125,40 | 164,30 | 223,40 |
-//-, % к ВВП | 17,30 | 16,40 | 16,60 | 17,30 |
Доходы консолидированного бюджета, млрд р. | 2079,00 | 7611,60 | 10642,80 | 13250,70 |
-//-, % к ВВП | 28,50 | 35,20 | 39,60 | 40,20 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд р. | 1871,60 | 5941,40 | 8384,00 | 11245,80 |
-//-, % к ВВП | 25,60 | 27,50 | 31,20 | 34,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета, млрд р. | 207,40 | 1670,20 | 2258,80 | 2004,90 |
-//-, % от ВВП | 2,80 | 7,70 | 8,40 | 6,10 |
Доходы федерального бюджета, млрд р. | 1127,60 | 5125,10 | 6276,30 | 7779,10 |
-//-, % к ВВП | 15,40 | 23,70 | 23,30 | 23,60 |
Расходы федерального бюджета, млрд р. | 954,10 | 3512,20 | 4281,30 | 5983,00 |
-//-, % к ВВП | 13,10 | 16,20 | 16,10 | 18,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета, млрд р. | 173,50 | 1612,90 | 1995,00 | 1796,10 |
-//-, % к ВВП | 2,40 | 7,50 | 7,40 | 5,40 |
Стабилизационный фонд (с 2004 г.), млрд р. | – | 1237,00 | 2346,90 | 3849,10 |
-//-, % к ВВП | – | 5,70 | 8,80 | 11,70 |
Кредиты небанковскому сектору со сроком погашения более 1 года, млрд р. | 226,50 | 1828,70 | 2670,50 | 4479,20 |
-//-, % ВВП | 3,10 | 8,40 | 10,00 | 13,60 |
-//-, % к общему объему кредитов небанковскому сектору | 28,00 | 34,10 | 33,90 | 37,40 |
Ставки по кредитам предприятиям и организациям, р. | 24,30 | 10,70 | 10,50 | 10,20 |
Срочность кредитов предприятиям и организациям, месяцев | 16,90 | 17,00 | 18,60 | 20,30 |
Привлеченные депозиты и вклады, млрд р. | 695,80 | 3792,00 | 5607,90 | 8224,30 |
-//-, % ВВП | 9,50 | 17,50 | 20,90 | 24,90 |
Привлеченные депозиты и вклады со сроком привлечения более 1 года, % ВВП | 1,30 | 8,80 | 10,30 | 12,40 |
-//-, % к общему объему привлеченных депозитов и вкладов | 13,30 | 50,30 | 49,40 | 49,70 |
2000 год: ВНП=2937,00+1165,60+954,10+
2007 год: ВНП=15053,00+6626,80+5983,00+
Ответ: ВНП в 2000 г. составил 5116,9 млрд.руб., а в 2007 г. – 27794,9 млрд.руб.
Задание 2. Денежно-кредитное регулирование
1. Каковы задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования?
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.
При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-
К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
Всем центральным банкам присуща информационно-
2. Определите, какое значение будет принимать банковский мультипликатор, если обязательная резервная норма для банков установлена в размере 25%. В ответе укажите, какое влияние оказывает изменение размера резервной нормы на объем денежной массы и склонность населения к сбережению.
Расчет банковского мультипликатора m:
m = (1/обяз. рез. норма)*100% = (1/25%)*100% = 4
Снижение резервной нормы приводит к увеличению банковского мультипликатора, что, в свою очередь, приводит к увеличению денежной массы. Из-за этого увеличивается выпуск (Y), что ведет к увеличению потребления. А значит потребители сократят сбережения.
Задание 3. Государственное регулирование инвестиций
1. Какие задачи решаются в процессе осуществления государственного регулирования инвестиционной деятельности?
Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики.
В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимы, и поэтому важно их оптимальное сочетание. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные задачи, поэтому одна из основных задач в инвестиционной сфере — добиться оптимального соотношения государственного механизма регулирования и рыночной стихии.
Не менее важна проблема активизации инвестиционной деятельности государства.
Системой определенных мер в области бюджетной, финансовой, кредитной и фискальной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма в инвестиционной сфере, преодолеть последствия инвестиционного кризиса, обеспечить условия повышения инвестиционной активности. Для этого оно стимулирует совокупный спрос на инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки.
Вся деятельность государства в инвестиционной сфере в конечном счете должна быть направлена на обеспечение экономического роста, который осуществляется в интересах членов общества. Сфера государственного инвестирования достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. На сегодняшний день инвестирование строительного комплекса и пищевой промышленности отвечает этим требованиям, поэтому финансирование данных отраслей по численному показателю в несколько раз превышает остальные сферы экономической деятельности.
Информация о работе Контрольная работа по "Государственному регулированию национальной экономики"