Конкурентоспособность современной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность фирмы может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Работа содержит 1 файл

Готовая1.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

  Авторы  статьи считают, что выходом из положения могло бы стать создание в отраслях обрабатывающей промышленности новых, высокоэффективных предприятий, не обремененных наследием устаревшей технической базы и тяжелым финансовым положением.

  Таким образом, российская обрабатывающая промышленность отличается значительной многоукладностью, причем наименее конкурентоспособный  сегмент попал в порочный круг неэффективности (рис 5). 

  Многоукладность обрабатывающей промышленности – ключевая проблема конкурентоспособности (рис 5)

   Порочный  круг неэффективности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  По  сути, задача повышения конкурентоспособности  и заключается в том, чтобы  разорвать этот круг: увеличить число  и повысить устойчивость конкурентных преимуществ лидеров и сократить  долю неконкурентоспособных предприятий. [1 c.7]

Глава 3. Механизмы повышения эффективности конкурентоспособности фирмы

 

  3.1. Политика по отношению  к лидерам

  Политика  по отношению к лидерам рынка  должна быть ориентирована на увеличение этой группы предприятий и повышение  их конкурентных преимуществ за счет снятия административных барьеров и  создания стимулов для инновационной, инвестиционной и внешнеэкономической  активности. В таблице 1 показано, какие  проблемы в наибольшей степени сдерживают рост лидеров и какими средствами экономической политики их можно решить. [1 c.31]              Таблица 1.  

  Выводы  для политики по отношению  к лидерам рынка.

  Проблемы      Возможные механизмы решения проблемы со стороны  государства
  Проблема  кадрового дефицита несмотря на интенсивной обучение и относительно высокие зарплаты
  • Изменения в нормативной базе и разработка типовых контрактов с обязательствами работника после обучения отработать на предприятии оговоренное время либо компенсировать расходы на обучение
  Проблема  недостаточных инвестиций, потребность в которых превышает возможности их финансирования из собственных средств даже богатых предприятий
  • Необходимость дополнительных стимулов для инвестиций (включая налоговые льготы)
  • Упрощение существующих механизмов и увеличение прозрачности предоставления льгот
  Проблема  инвестиционного климата для лидеров – ограниченные возможности для нового строительства, расширения бизнеса и получения лицензий
  • Упрощение процедур получения и оформления земельных участков и разрешений на строительство
  • Развитие финансового рынка
  Высокие издержки внешнеэкономической деятельности, при том, что экспорт, особенно в страны дальнего зарубежья, резко повышает вероятность попадания в группу лидеров
  • Большая предсказуемость государственной политики, особенно в сфере внешнеэкономического регулирования
  • Упрощение системы возврата НДС и администрирования налогов
  • Снижение коррупции
  • Упорядочение таможенных процедур

      3.2. Политика по отношению  к «середнякам»

      В отличие от лидеров, у фирм «второго эшелона» меньше ресурсов, поэтому  они нуждаются в большей поддержке, чем лидеры рынка. В таблице 2 представлены проблемы и меры, ориентированные на группу предприятий «второго эшелона» по уровню конкурентоспособности.  [1 c. 3]           Таблица 2. 

      Выводы  для политики по отношению  к средней группе предприятий

      Проблемы   Возможные механизмы решения проблем мерами экономической политики
      Высокие издержки выхода на внешние рынки
    • Софинансирование:
      -международной  сертификации

      -ознакомительных  и выставочных поездок

    • Упрощение процедур предоставления экспортных гарантий и возврата НДС
    • Информационная поддержка
    • Помощь в создании коллективных брендов
    • Создание условий для встраивания в глобальные цепочки создания стоимости через субконтрактные отношения
      Высокие риски инновационной деятельности и недостаточное взаимодействие с внешними источниками инноваций и технологических знаний
    • Создание отраслевых центров трансфера технологий
    • Софинансирование работ по внедрению отраслевых стандартов качества
    • Стимулирование кооперций промышленных предприятий с НИИ и вузами, в том числе в сфере инновационных услуг (софинансирование сертификации, внедрение технических стандартов, адаптация импортированных технологий и т.д.)
      Растущий  дефицит кадров, особенно квалифицированных рабочих инженеров
    • Стимулирование кооперации предприятий с выделением государственных грантов на софинансирование программ повышения квалификации отраслевым союзам и ассоциациям

      3.3. Политика по отношению  к аутсайдерам

      Аутсайдеры  не только являются неэффективными, но и занимают место и ресурсы, которые  могли бы использовать другие фирмы, и фактически не оставляют свободного пространства для появления и  развития новых более конкурентоспособных  бизнесов.

      Разрушить квазимонопольные позиции аутсайдеров, создать у них стимулы к  развитию можно только через расширение входа на региональные рынки для  новых фирм. Для этого требуются  меры по стимулированию предпринимательства, включая создание новых бизнесов и смещение акцентов в поддержке предпринимательства в пользу выращивания эффективного среднего бизнеса – предприятий с численностью до 300 работников, от которых в современной экономике в решающей степени зависит формирование конкурентной среды. Также необходимо стимулирования легального перерастания малого бизнеса в средний, а также поддержка собственно среднего бизнеса.

      Другим  механизмом воздействия на группу аутсайдеров  может стать оказание давления на региональные власти с целью улучшения бизнес-климата и создания условий для привлечения инвестиций. Формализованной основой для оценки подобной активности региональных властей может стать публичный конкурс региональных проектов повышения конкурентоспособности. Все более значимыми для предприятий становятся проблемы инфраструктуры. Нестабильность функционирования базовой инфраструктуры может стать серьезным фактором  ослабления конкурентоспособности российских предприятий. [1 c.33] 

      Таким образом, конкурентоспособность фирмы  – понятие относительное. Она зависит от ряда факторов: численности занятых на предприятии, отраслевой принадлежности, наличия экспорта, расположения предприятия и др. Низкая конкурентоспособность отраслей обрабатывающей промышленности во многом определена низкой производительностью предприятий. Предприятий-лидеров не слишком много, но они есть во всех отраслях. Поэтому для экономического роста предприятий и экономики в целом необходимо увеличивать число предприятий-лидеров и уменьшить число фирм-аутсайдеров 

    Список  используемой литературы: 

      
      1. Вопросы экономики. 2007, №3 – «Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными» (доклад ГУ – ВШЭ)
      2. Экономика фирмы: Учеб. пособие / Т.В. Муравьева, Н.В. Зиньковская, Н.А. Волкова, Г.Н. Лиференко; Под ред. Т.В. Муравьевой. – М.: Мастерство, 2002. – 400 с.
      3. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра  экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:Экономистъ, 2003.- 896 с. 

    Информация о работе Конкурентоспособность современной фирмы