Конкурентоспособность современной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Конкурентоспособность фирмы может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.

Работа содержит 1 файл

Готовая1.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

  Глава 1. Конкурентоспособность фирмы

    1. Понятие конкурентоспособности фирмы

  Основной  целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение  прибыли. Это возможно только при  ориентации на максимизацию прибыли, главным  средством достижения которой выступает  обеспечение высокой конкурентоспособности.

  Конкурентоспособность фирмы  - это её реальная и потенциальная  способность изготовлять и реализовывать  товары или оказывать услуги, которые  по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм.

  Конкурентоспособность фирмы может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теории конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработаны в трудах А. Смита, Ж. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. В последние десятилетия наиболее значительный вклад в разработку конкурентоспособности фирмы внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. [3 c.174]

  В настоящее время, для того чтобы  фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии  технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и  технологии.

  Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

  Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкость продукции и пр.

  Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка;
  • предоставляемый сервис;
  • рекламу;
  • имидж фирмы.
  • Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. [2 c. 255]

  1.2. Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы

  Конкурентные  преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями конкуренции), т.е. с  другими продавцами аналогичной  продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать  как основные рыночные силы.

  Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Модель  пяти сил (направлений) конкуренции  – это эффективный метод анализа  основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ. [3 c.175] 

1.3. Методы оценки конкурентоспособности фирмы

  В экономической литературе еще не выработаны единое понятие «конкурентоспособность»  и единые методы оценки уровня конкурентоспобности  производителя.

  Существуют  несколько подходов к оценке конкурентоспособности  фирмы:

  • По рыночным позициям фирмы;
  • По сравнительным преимуществам;
  • По качеству продукции;
  • Матричные методы.

  Оценка  конкурентоспобности по рыночным позициям фирмы реализуемая в рамках теории эффективной конкуренции, основывается на двух основных подходах к определению критерия конкурентоспобности: структурном и функциональном.

  Согласно  структурному подходу, оценка положения  может быть сделана исходя из данных об уровне монополизации отрасли, т.е  концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний.

  Выделяют  следующие факторы, которые оказывают  воздействие на интенсивность конкуренции  и тем самым влияют на уровень  конкурентоспособности фирмы:

  • Вид и специфические особенности товара;
  • Потенциал (возможная емкость) и однородность рынка;
  • Входные барьеры (необходимые инвестиции, государственное регулирование);
  • Диверсификация фирм, их конкурентные позиции и степень вовлечения фирм в определенную отрасль;
  • Инновативность отрасли.

  Функциональный  метод позволяет оценить конкурентоспособность  отдельных предприятий или групп, являющихся  составными частями  фирм. [2 c.258]

  Конкурентоспособность с позиций сравнительных преимуществ и экспорте тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле, и импорт тех, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри страны. [2 c.259]

  Оценка  конкурентоспособности фирмы по качеству продукции осуществляется, как правило, «методом профилей», в основе которого лежат положения теории маркетинга.

  Конкурентоспособность фирмы определяется различными критериями удовлетворения запросов потребителей. Применительно к конкретному  продукту устанавливается иерархия соответствующих показателей, их сравнительная  важность в пределах того спектра  характеристик, которые в состоянии  оценить потребитель, и проводится сравнение технико-экономических  данных продукта с другими конкурирующими продуктами. [2 c. 260]

  Особое  место занимают матричные методы оценки уровня конкурентоспособности. Они основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретической базой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технологии. Любой товар или технология с момента его появления на рынке и до исчезновения проходит определенные стадии «жизненного цикла», которые включают в себя внедрение, рост, насыщение и спад. [2 c.262]

  Конкурентоспособность фирмы, таким образом, является относительной  характеристикой, позволяющей отличить конкретную фирму от фирм-конкурентов  как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности  производственной деятельности.

 

  

Глава 2. Конкурентоспособность фирмы на примере обрабатывающей промышленности

  Рассмотрим  конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности, т.к. развитие этого сегмента экономики определяет позиционирование страны на мировом рынке, способствует диверсификации и устойчивости экономического развития.

  В статье «Российская промышленность на перепутье: что мешает российским фирмам стать конкурентоспособными?», опубликованной в журнале «Вопросы экономики» №3 – 2007 г. приводятся результаты исследования конкурентоспособности российских фирм. В частности, автор отмечает, что к группе конкурентоспособных можно отнести 20-25% предприятий, причем это предприятия с численностью более 1000 человек. Из них около половины не только имеют более высокий уровень производительности труда, но и одновременно расширяют выпуск, увеличивают производительность темпами, превышающими среднеотраслевые. Именно эти предприятия обладают сегодня наибольшим потенциалом роста, являясь двигателем экономического развития.

  Вместе  с тем 35-40% предприятий составляют группу аутсайдеров, которые демонстрируют  низкий уровень и динамику эффективности  производства и очевидно теряют свою конкурентоспособность.  В перспективе  эти предприятия должны быть либо серьезно реструктурированы, либо вытеснены  с рынка более эффективными компаниями. [1 c.9] 

  Доля  конкурентоспособных  предприятий по группам  с разной численностью занятых      (в %)

  

(рис.1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 

  По  данным диаграммы видно, что среди предприятий с численностью более 1000 человек доля компаний с высокой конкурентоспособностью более чем вдвое превышает соответствующий показатель в группе 100-250 чел (рис.1). Таким образом, концентрация производства на крупных предприятиях в промышленных агломерациях во многом предопределяет позиции компании. [1 c.10] 
 
 
 
 
 
 
 

Отраслевое  распределение предприятий  с высокой и  низкой конкурентоспособностью

   (в %)

    (рис.2) 

  По  данным диаграммы видно показательно, что отраслевая принадлежность предприятия не стала решающим фактором  конкурентоспособности: даже в депрессивных секторах есть вполне конкурентоспособные лидеры. Однако благоприятная внешняя конъюнктура и «торгуемость» основных товаров химических товаров на внешнем рынке повлияли на то, что доля лидеров в ней больше, чем в других обрабатывающих отраслях (рис.2). [1 c. 11] 

  Доля  конкурентоспособных  предприятий в  зависимости от наличия  экспорта и распределение  предприятий по доле экспорта в зависимости  от уровня конкурентоспособности (в %) 

   (Рис 3)

   Несмотря  на то,  что основным рынком сбыта  для предприятий российской обрабатывающей промышленности является внутренний рынок, но и среди экспортеров доля конкурентоспособных  компаний вдвое выше, чем среди  предприятий, работающих исключительно на внутреннем рынке (рис.3).  Это означает, что экспорт можно считать признаком конкурентоспособности. [1 c. 11] 

  Концентрация  конкурентоспособных  предприятий в столицах и крупных городах

   (рис.4)

  На  рис.4 показано, что доля конкурентоспособных  предприятий в федеральной столице  на 1\3 выше, чем в региональных столицах, и вдвое выше, чем в нестоличном  городе.  Следовательно, размер поселения  и инвестиционные региональные риски  во всех случаях обнаруживают статистически  значимую связь со всеми возможными показателями конкурентоспособности  предприятий.

  Российские  предприятия обрабатывающей промышленности по показателю производительности труда  близки к китайским и индийским  фирмам, но заметно проигрывают им по стоимости рабочей силы, что  снижает их конкурентоспособность  как на мировом, так и на российском рынке.

Информация о работе Конкурентоспособность современной фирмы