Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:01, курсовая работа
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями.
Введение……………………………………………….. - 3 стр.
§ 1. Характеристика рыночной экономики………. - 4 стр.
§ 2. Совершенная конкуренция…………………….. - 7 стр.
§ 3. Несовершенная конкуренция ………………….. - 9 стр.
§ 4. Формы конкуренции в условиях
монополистического производства………………… - 15 стр.
§ 5. Ценовая и неценовая конкуренция……………. - 18 стр.
§ 6. Антимонопольное законодательство
и регулирование экономики………………………… - 20 стр.
§ 7. Стратегии конкуренции………………………… - 25 стр.
§ 8. Добросовестная и недобросовестная
конкуренции…………………………………………... - 26 стр.
Заключение……………………………………………. - 28 стр.
Список используемой литературы…………………. - 29 стр.
Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей. В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
Итак, в условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
§4.
Формы конкуренции в
условиях монополистического
производства
В период монополистической конкуренции основными её формами выступают:
научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирмы проводится путём разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов, накопления и использованья научно-технической информации; приобретения и использованья патентов. При научно техническом соперничестве обычно используются две модели:
Промышленно-
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.
§5.
Ценовая и неценовая
конкуренции
По способу соперничества различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация-это продажа одного и того же товара разным потребителям или группе потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
При ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. максимальной цене, которую покупатель согласен заплатить за данную единицу товара.
Ценовая дискриминация второй степени- это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количестве покупаемой продукции.
Ценовая дискриминация третей степени – это ситуация. Когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры и объемы товаров, а сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.