Конкуренция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
 раскрыть сущность конкуренции;
 выявить виды конкуренции;

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 85.32 Кб (Скачать)

     * Выбраны виды экономической деятельности, в которых число предприятий  и организаций составляет более  1 % от общего числа 

     Это может косвенно свидетельствовать  о возможной тенденции расширения конкурентных отношений и возможности  развития конкурентной среды, однако относительно незначительный прирост числа хозяйствующих  субъектов ставит такую возможность  под сомнение.

     В пользу такого предположения свидетельствует, например, то, что положительная тенденция роста числа хозяйствующих субъектов наблюдается преимущественно в оптовой и розничной торговле и сфере оказания услуг.[16]

     Вместе  с тем следует отметить продолжение устойчивой негативной тенденции сокращения доли предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 10,0 % 2006 году до 8,5 % в 2010 году), в том числе более интенсивного падения доли производства машин и оборудования (с 1,6 % до 1,0 %) и доли производства пищевых продуктов (с 1,5 % до 1,1 %). Это свидетельствует об ухудшении состояния конкуренции в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок.

       Таблица 2.

Среднегодовая численность занятых и распределение  предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января соответствующего года)

Год Число предприятий и  организаций Среднегодовая численность занятых
Всего,

тыс.

из  них по формам собственности, тыс. Всего,

млн. чел.

из  них по формам собственности, млн. чел.
государст-венная и

муници-пальная

частная прочая государст-венная и

муници-пальная

частная Прочая
1995 1 946 496 1 216 234 66,4 27,9 22,8 15,7
1996 2 250 520 1 426 304 66,0 27,7 23,5 14,8
1997 2 505 417 1 731 357 64,7 25,9 25,8 13
1998 2 727 321 2 014 392 63,8 24,3 27,6 11,9
1999 2 901 331 2 147 423 64,0 24,4 28,3 11,3
2000 3 106 248 2 312 546 64,5 24,4 29,8 10,3
2001 3 346 368 2 510 468 65,0 24,2 31,0 9,8
2002 3 594 386 2 726 482 65,6 24,2 32,5 8,9
2003 3 845 396 2 957 492 66,0 23,9 33,1 9
2004 4 150 407 3 238 505 66,4 23,6 34,4 8,4
2005 4 417 407 3 499 511 66,8 22,5 36,2 8,1
2006 4 767 412 3 838 517 67,2 22,0 37,2 8
2007 4 507 413 3 639 455 68,0 21,8 38,3 7,9
2008 4 675 405 3 855 415 68,5 21,5 39,1 7,9
2009 4 772 393 3 976 403 67,0 21,3 38,1 7,6
2010 4 908 383 4 128 397 - - - -

 

     Как следует из таблицы 2, применительно к распределению хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние два года наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа частных организаций и сокращения число государственных и муниципальных организаций, в целом оцениваемая положительно с точки зрения развития конкуренции.[17]

     Продолжалось  сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до менее чем одной трети всех работающих. При этом общее количество занятых за последний год несколько уменьшилось, что может свидетельствовать о несколько меньшей степени вовлеченности трудоспособного населения в хозяйственную деятельность. По сравнению с 2005 г. продолжилось снижение доли крупнейших хозяйствующих субъектов в экономике страны (без учета групп лиц, в которые они входят). Так, из данных таблицы 3, в которой представлены данные по совокупности организаций (при расчете учитывалось каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, без учета их финансовых и организационных связей и не включались предприятия, по которым обработка данных осуществлась с учетом требований по защите государственной тайны), суммарная велицина добавленной стоимости которых составляет определенную долю в ВВП (в текущих основных ценах), следует, что если в 2003-2005 годах 10% ВВП создавалось 52, затем 19, а потом всего 10 компаниями, то за 2006-2007 года число таких компаний выросло до 16, за 2008 год – до 25, а за 2009 год – до 32.

     Таблица 3.

Количество  организаций (без субъектов малого предпринимательства) с суммарной  долей добавленной стоимости  в ВВП

Доля  добавленной стоимости  в ВВП 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
10 % 52 19 10 11 16 25 32
20% 710 207 69 90 128 252 329
30% 7128 2248 474 620 841 2 497 3273
40% 97937 36601 4320 5364 6429 38 467 82708
50% - 94621 87906 102443 106094 86111 -

 

     При анализе приводимых показателей  необходимо учитывать, что они являются в значительной степени косвенными показателями развития конкуренции  без детального учета ограничивающих факторов административного, экономического и технологического характера. Кроме  того, они используются  для характеристики ситуации в Российской Федерации  в целом, не учитывая их дифференциацию по регионам. Учет этих региональных особенностей и их влияние на состояние конкуренции  представляет отдельную задачу конкурентной политики, решаемую оптимальным образом  в рамках анализа реализации региональных программ развития конкуренции с  выявлением и последующим распространением положительного опыта.[14] 

     3.2. Социально-экономические  последствия конкуренции  в России 

     Главной проблемой конкурентной среды в  России являются процессы монополизма, которые свойственны любой экономике, если в действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.

     Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.

     Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.

     Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.

     Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости. [15]

     Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.

     Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.

     Уже несколько лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

     Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

     Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

     Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.[14]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Делая заключение, хотелось бы подвести некоторые  выводы:

     Прежде  всего, необходимо еще раз подчеркнуть, что конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров  на данном рынке и стимулируют  производство тех товаров, которые  требуются потребителю.

     Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.

     Конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.

     В современной экономике совершенно-конкурентные рынки встречаются редко — это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Но наша страна должна стремиться к созданию конкурентного рынка и в целом к развитию конкуренции.

     Что же касается развития конкуренции в рамках современной России, то, как видно из вышеизложенного, в нашей стране в настоящее время завершается создание нормативной базы направленной на развитие и поддержание в России конкуренции. Как уже отмечалось, в России принят Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная программа демонополизации экономики нашей страны. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

     Однако есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного рынка.

     Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция и ее социально-экономические последствия