Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 19:36, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы посредством всестороннего изучения представить системный анализ видов и форм конкуренции, механизма и условий его развития в экономике России.
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:
раскрыть сущность конкуренции;
выявить виды конкуренции;
*
Выбраны виды экономической
Это
может косвенно свидетельствовать
о возможной тенденции
В пользу такого предположения свидетельствует, например, то, что положительная тенденция роста числа хозяйствующих субъектов наблюдается преимущественно в оптовой и розничной торговле и сфере оказания услуг.[16]
Вместе с тем следует отметить продолжение устойчивой негативной тенденции сокращения доли предприятий в сфере обрабатывающих производств (с 10,0 % 2006 году до 8,5 % в 2010 году), в том числе более интенсивного падения доли производства машин и оборудования (с 1,6 % до 1,0 %) и доли производства пищевых продуктов (с 1,5 % до 1,1 %). Это свидетельствует об ухудшении состояния конкуренции в высокотехнологичных отраслях экономики и целесообразности корректировки промышленной и инновационной политики, стимулирования научных исследований и разработок.
Таблица 2.
Среднегодовая
численность занятых и
Год | Число предприятий и организаций | Среднегодовая численность занятых | ||||||
Всего,
тыс. |
из них по формам собственности, тыс. | Всего,
млн. чел. |
из них по формам собственности, млн. чел. | |||||
государст-венная
и
муници-пальная |
частная | прочая | государст-венная
и
муници-пальная |
частная | Прочая | |||
1995 | 1 946 | 496 | 1 216 | 234 | 66,4 | 27,9 | 22,8 | 15,7 |
1996 | 2 250 | 520 | 1 426 | 304 | 66,0 | 27,7 | 23,5 | 14,8 |
1997 | 2 505 | 417 | 1 731 | 357 | 64,7 | 25,9 | 25,8 | 13 |
1998 | 2 727 | 321 | 2 014 | 392 | 63,8 | 24,3 | 27,6 | 11,9 |
1999 | 2 901 | 331 | 2 147 | 423 | 64,0 | 24,4 | 28,3 | 11,3 |
2000 | 3 106 | 248 | 2 312 | 546 | 64,5 | 24,4 | 29,8 | 10,3 |
2001 | 3 346 | 368 | 2 510 | 468 | 65,0 | 24,2 | 31,0 | 9,8 |
2002 | 3 594 | 386 | 2 726 | 482 | 65,6 | 24,2 | 32,5 | 8,9 |
2003 | 3 845 | 396 | 2 957 | 492 | 66,0 | 23,9 | 33,1 | 9 |
2004 | 4 150 | 407 | 3 238 | 505 | 66,4 | 23,6 | 34,4 | 8,4 |
2005 | 4 417 | 407 | 3 499 | 511 | 66,8 | 22,5 | 36,2 | 8,1 |
2006 | 4 767 | 412 | 3 838 | 517 | 67,2 | 22,0 | 37,2 | 8 |
2007 | 4 507 | 413 | 3 639 | 455 | 68,0 | 21,8 | 38,3 | 7,9 |
2008 | 4 675 | 405 | 3 855 | 415 | 68,5 | 21,5 | 39,1 | 7,9 |
2009 | 4 772 | 393 | 3 976 | 403 | 67,0 | 21,3 | 38,1 | 7,6 |
2010 | 4 908 | 383 | 4 128 | 397 | - | - | - | - |
Как следует из таблицы 2, применительно к распределению хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние два года наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа частных организаций и сокращения число государственных и муниципальных организаций, в целом оцениваемая положительно с точки зрения развития конкуренции.[17]
Продолжалось
сокращение числа работающих в общественном
(государственном и
Таблица 3.
Количество организаций (без субъектов малого предпринимательства) с суммарной долей добавленной стоимости в ВВП
Доля добавленной стоимости в ВВП | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
10 % | 52 | 19 | 10 | 11 | 16 | 25 | 32 |
20% | 710 | 207 | 69 | 90 | 128 | 252 | 329 |
30% | 7128 | 2248 | 474 | 620 | 841 | 2 497 | 3273 |
40% | 97937 | 36601 | 4320 | 5364 | 6429 | 38 467 | 82708 |
50% | - | 94621 | 87906 | 102443 | 106094 | 86111 | - |
При
анализе приводимых показателей
необходимо учитывать, что они являются
в значительной степени косвенными
показателями развития конкуренции
без детального учета ограничивающих
факторов административного, экономического
и технологического характера. Кроме
того, они используются для характеристики
ситуации в Российской Федерации
в целом, не учитывая их дифференциацию
по регионам. Учет этих региональных особенностей
и их влияние на состояние конкуренции
представляет отдельную задачу конкурентной
политики, решаемую оптимальным образом
в рамках анализа реализации региональных
программ развития конкуренции с
выявлением и последующим распространением
положительного опыта.[14]
3.2.
Социально-экономические
последствия конкуренции
в России
Главной проблемой конкурентной среды в России являются процессы монополизма, которые свойственны любой экономике, если в действуют законы товарного производства. Значительную роль в становлении и развитии монополизма в России играет материально-финансовая несбалансированность в экономике. В таких условиях монополистами могут оказаться даже небольшие предприятия, производящие единственную в своем роде продукцию. Отрицание роли рынка в качестве хозяйственного механизма экономики в сочетании с высокой монополизации производства привело к дефицитности продукции, расстройству денежного обращения, нарастанию темпов инфляции.
Насаждение монополизма в России во многом осуществлялась административными методами: предоставление отраслевым министерствам статуса головных по определению продукции; превращение Госбанка в крупнейшего финансового монополиста. Монополизм у нас не сводится только к диктату производителей. Он ещё тормозит внедрение научно-технических достижений, консервирует низкое качество продукции, её не конкурентоспособность на мировом рынке.
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов.
Этот вид государственной монополии ограждает государственные предприятия от конкуренции, а также тормозит развитие рынка.
Монопольная цена - это не основное негативное последствие монополизма. Это лежит как бы на поверхности явления. Гораздо глубже лежит другое последствие: монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру потребления своей продукции, гарантируя себе тем самым рынок сбыта, получение прибыли в дальнейшем. Хотя такой рынок деформирован, а прибыль носит инфляционный характер - монополиста это мало интересует. Деформированный рынок товаров и услуг автоматически деформирует рынок инвестиций и денег, включая внешнеторговый оборот, а также рынок рабочей силы и сферу занятости. [15]
Отечественные экономисты даже считают, что уровень удовлетворения потребности обратно пропорционален уровню монополизации в производстве данного вида продукции. Однако, монополизм и конкуренция - это не взаимно исключающие экономические отношения. Они действуют в условиях рынка в постоянной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности. Конкуренция побуждает товаропроизводителей внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать организацию труда и производства.
Если иметь в виду способ хозяйствования, то конкуренция представляется его динамичным, обновляющим, в чем-то решающим началом. Монополия при таком взгляде - это консервативное, ограничивающее, стабилизирующее начало. Поэтому необходим динамически баланс монопольной организации производства и конкуренции. Нарушение такого баланса в любую сторону ведет к негативным последствиям в экономике. При переносе в сторону конкуренции последняя становится фактором разрушения, а не созидания: массовое банкротство компаний с вытекающими из этого социальными последствиями. При преобладании монополизма неизбежно подрывается созданный производственный потенциал общества. Поэтому в условиях рынка постоянно стоит задача добиваться, чтобы тенденции к монополизации уравновешивались механизмом конкуренции.
Уже несколько лет в нашей стране действует Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.[14]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Делая заключение, хотелось бы подвести некоторые выводы:
Прежде
всего, необходимо еще раз подчеркнуть,
что конкуренция - состязательность
хозяйствующих субъектов, предпринимателей,
когда их самостоятельные действия
эффективно ограничивают возможности
каждого из них воздействовать на
общие условия обращения
Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества товаров, снижения их удельной цены. Конкуренция — это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции.
Конкуренция выступает ключевой категорией рыночных отношений - это тот элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
В современной экономике совершенно-конкурентные рынки встречаются редко — это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Но наша страна должна стремиться к созданию конкурентного рынка и в целом к развитию конкуренции.
Что же касается развития конкуренции в рамках современной России, то, как видно из вышеизложенного, в нашей стране в настоящее время завершается создание нормативной базы направленной на развитие и поддержание в России конкуренции. Как уже отмечалось, в России принят Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также федеральная программа демонополизации экономики нашей страны. Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Однако есть и проблемы, тормозящие развитие конкурентного рынка.
Одним
из факторов, тормозящих развитие экономики
на пути ее демократизации, является государственная
монополия на предпринимательскую деятельность.
Ни одно предприятие в России не может
появиться без разрешения соответствующих
государственных органов. Этот вид государственной
монополии ограждает государственные
предприятия от конкуренции, а также тормозит
развитие рынка.
Информация о работе Конкуренция и ее социально-экономические последствия